Древнегреческая философия: периодизация и основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 07:14, контрольная работа

Описание работы

Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".)

Файлы: 1 файл

Древнегреческая философия.docx

— 28.59 Кб (Скачать файл)

Древнегреческая философия: периодизация и основные черты

 

  1. Древнегреческой называется  философия (учения, школы), выработанная  греческими философами, проживавшими  на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья  и Крыма, в эллинистических государствах  Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".)

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

- демократический — VII — V вв. до н. э.;

- классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;

- эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.;

- римский - I в. до н. э. - V в. н. э.

2. К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-"досократиков":

- милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);

- Гераклита Эфесского;

- элейской школы;

- атомистов (Демокрита, Левкиппа);

- некоторых иных философов.

Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).

К данному этапу относятся:

- философско-просветительская  деятельность софистов;

- философия Сократа;

- зарождение "сократических" школ;

- философия Платона;

- философия Аристотеля.

 

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков":

- меньше уделяли внимания  поиску первоначала;

- допускали участие богов  и идей в создании природы  и Космоса;

- выдвинули идеалистическую  версию происхождения сущего

(Платон — автор учения  о "чистых идеях", предшествующих  реальному миру и воплощением  которых стал реальный мир);

- положили начало спору  между материализмом и идеализмом;

-проявили интерес к  проблеме человека, общества, государства;

- от декларативно-догматического  метода философствования перешли  к диалогическо-доказательственному;

- внесли вклад в развитие  логики;

- вели практическую философско-просветительскую  деятельность (софисты и Сократ).

 

Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:

- распространение антиобщественной  философии киников;

- зарождение стоического  направления философии;

- деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;

- философия Эпикура и  пр.

 

Отличительные черты эллинистической философии:

- кризис античных моральных  и философских ценностей;

- снижение страха перед  богами и иными сверхъестественными  силами, уважения к ним;

- отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству  и его институтам;

- поиск физической и  духовной опоры в самом себе;

- стремление к отрешению  от действительности;

- преобладание материалистического  взгляда на мир (Эпикур);

 

- признание высшим благом  — счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Наиболее известными философами римского периода являлись:

- Сенека;

- Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);

- Тит Лукреций Кар;

- поздние стоики;

- ранние христиане.

 

Для философии римского периода было характерно:

- взаимовлияние древнегреческой  и древнеримской философий (древнегреческая  философия развивалась в рамках  римской государственности и  испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская  философия вырастала на идеях  и традициях древнегреческой);

- фактическое слияние  древнегреческой и древнеримской  философий в одну — античную  философию;

- влияние на античную  философию традиций и идей  философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

- близость философии, философов  и государственных институтов (Сенека  воспитывал римского императора  Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

- небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

- повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;

- расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);

- расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);

- преобладание идеализма над материализмом;

- все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

- повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

- рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;

- постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

 

3. В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие  особенности:

 

- материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);

- древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;

- стержневой идеей древнегреческой философии являлся косм центризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса, прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);

- на поздних этапах — смешение косм центризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);

- допускалось существование богов;

- древнегреческие боги были частью природы и близки людям;

- человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

- были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в до сократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалистическое объяснения природы сознания. Теория отражения.

 

1.  В современной российской  философии (как и в прежней  советской философии) широко распространено  материалистическое объяснение  природы сознания, известное как  теория отражения.

    Суть данной  теории в том, что сознание  есть свойство высокоорганизованной  материи отражать материю.

Ключевыми понятиями теории отражения являются:

- отражение;

- раздражимость;

- чувствительность;

- психическое отражение;

- сознательная форма отражения.

 

Материи вообще присуще свойство отражения.

Отражение по своей природе — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.

Можно привести множество примеров отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на грунте (отражение человека грунтом), следы грунта на обуви человека (отражение грунта человеком), изменение формы предмета при столкновении с другим предметом (автомобильная авария, попадание снаряда в стену и т. д.), отражение костей древних животных на камне, отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение солнечного света Луной, отражение Луны, деревьев, гор в водоеме...

Таким образом, в большей или меньшей степени отражение присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими ("Каждая вещь - эхо и зеркало Вселенной").

Элементарными формами отражения являются:

- механическое;

- физическое;

- химическое.

 

Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу. 2. Формами биологического отражения (присущего живым организмам) являются:

- раздражимость;

-чувствительность;

- психическое отражение.

 

Раздражимость — простейшая форма биологического отражения - реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример -высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха "за Солнцем".

Чувствительность — следующая, более высокая форма биологического отражения - способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

Психическое отражение - систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.

Сознание - высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание — наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли — то есть обращенности сознания на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

 

Сознание человека отличается от сознания внешних животных.

- большей глубиной;

- большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности — труду; 

- способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению);

- возможностью передачи сознания (наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли, - языка в устной и письменной формах).

 

 

3. Главными свойствами  человеческого сознания являются:

- идеальность;

- интенциональность;

- идеаторность.

 

Идеальность — это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:

- противоположно материальному миру;

- независимо от материи;

- в некоторых случаях первично по отношению к материи;

- неуловимо, непознаваемо с помощью материальных средств. Это означает следующее.

 

Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание может "вмещать" в себя все - песчинку, маленький камень, автомобиль, небоскреб, океанский лайнер, планету). Сознание, его образы — самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи. Сознание независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все).

 

  Сознание во многих случаях предшествует материи - точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета (авторучки, стола, листа бумаги и др.) в сознании всегда имеется замысел, "образ" данного предмета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы) — строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты, огромные океанские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т. д.

 

  Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, ученым не удавалось "увидеть", обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не сознание.

   Интенциональность - направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания.

 

 

 

Интенциональность сознания подразумевает наличие:

-предмета сознания (что "видит" сознание);

- формы (как оно воспринимает предмет).

 

Основными формами сознания являются:

- восприятие;

-осмысление;

- оценка;

- воспоминание;

- фантазирование;

- жизненный опыт.

 

Предметом сознания, в свою очередь, являются:

- окружающий мир, его предметы, явления;

- особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный.

 

   Идеаторность сознания — способность творить и воспроизводить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.

   Способность вырабатывать  абстрактные идеи — коренное  отличие сознания человека от  сознания животных. Результатом  данной способности явилась выработка  системы кодирования передачи  и распространения содержания  сознания — языка.

   Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.

 

 

 

 

Список литературы.

 

Бехтерева Н.П. и др. Нейрофизиологические механизмы мышления. – М.: Медицина, 1985.

 Будагов Г.А. Язык – реальность - язык. – М.: Наука, 1983.

 Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М.: Юрайт, 2005. Тема 14.

Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. Раздел 3.

 Кучевский В.Б. Философия: проблемы бытия и познания. – М.: Логос, 1998. Гл. 6.

 Сартр Ж.П. Бытие и  ничто. – М.: Республика, 2000. – Ч.2, гл. 1.

 Спиркин А.Г. Сознание  и самосознание. – М.: Политиздат, 1972.

 Фрейд З. Введение в  психоанализ. – М.: Прогресс, 1989.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Информация о работе Древнегреческая философия: периодизация и основные черты