Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 00:46, доклад
Истоки греческой философии мы можем обнаружить в Египте и Малой Азии, куда путешествовали греки не только в поисках наживы, но и за сокровенными знаниями более древних цивилизаций.
Основные философские идеи и принципы были высказаны греческими философами. Новые времена вряд ли добавили что-то новое. Между тем философ Древней Греции имел существенное отличие от своих будущих коллег. Он не просто говорил о жизни, он жил так как он говорил. Его философия была не столько в его книгах, сколько в его реальной жизни. Если приходилось страдать за свои убеждения, древнегреческий философ страдал и умирал. В то время философия не была достоянием библиотечных полок, правители государств считали за честь быть философами.
Древнегреческая философия
Классическая философия
родилась в эпоху высшего расцвета
греческой культуры как попытка
постижения окружающего мира, понимания
смысла и законов вселенной.
Истоки греческой философии мы
можем обнаружить в Египте и Малой Азии,
куда путешествовали греки не только в
поисках наживы, но и за сокровенными знаниями
более древних цивилизаций.
Основные философские идеи и принципы
были высказаны греческими философами.
Новые времена вряд ли добавили что-то
новое. Между тем философ Древней Греции имел существенное
отличие от своих будущих коллег. Он не
просто говорил о жизни, он жил так как
он говорил. Его философия была не столько
в его книгах, сколько в его реальной жизни.
Если приходилось страдать за свои убеждения,
древнегреческий философ страдал и умирал. В
то время философия не была достоянием
библиотечных полок, правители государств
считали за честь быть философами.
ШКОЛЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Первым назвал философию философией,
а себя философом Пифагор в VI в. до н.э. Но первое упоминание
о философии встречается немного раньше Пифагора: на Пифийских играх в 582
г. вводятся мусические состязания, в том
числе состязания в мудрости. Там впервые
упоминаются знаменитые семь мудрецов.
Одновременно в середине - второй половине
VI в. до н.э в Малой Азии возникают крупные
культурные центры, в том числе Милет - родина Фалеса, Анаксимандра и
Пифагор основывает в Италии
свою Школу. Собственно, с этого момента
начинается античная философия, которая
завершится через тысячу с небольшим лет,
в 529 г., когда эдиктом императора Юстиниана
будут закрыты последние языческие школы
и последний схоларх Академии Дамаскин
вынужден будет покинуть Афины. Греческая
философия возникла на Востоке, в Малой
Азии и в Великой Греции (юг Италии), достигла
расцвета в Афинах и через Александрийские
школы и Родос перешла в Рим.
В 60-х г. V в. до н.э. в Афинах возникает течение
софистов - учителей красноречия; в противовес
этому появляется учение Сократа, а через
40 лет, после смерти учителя, - школы его
учеников.Самой знаменитой школой стала
Академия Платона (387 г. до н.э.), последние
следы деятельности которой можно увидеть
почти 2000 лет спустя - в эпоху Возрождения.В 335 г. до н.э.
ученик Платона Аристотель основал
собственную школу - Ликей, или Перипат.По
подсчетам римских историков, в Древней
Греции было 288 философских учений, из
которых помимо великих философских школ
выделяется учение киников и киренских
философов. В 306 г. афиняне издают закон,
запрещающий под страхом смертной казни
открывать новые философские школы. И
хотя через год его отменяют, в Афинах
остается четыре большие школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля,
Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская школа).В
истории греческой философии выделяют
три периода: космополитический (до Сократа),антропологический (
Семь мудрецов
Знаменитые греческие мыслители и законодатели
VII-VI вв. до н.э. за практическую жизненную
мудрость и государственный ум назывались
мудрецами. Все они слыли миролюбивыми,
остроумными, справедливыми и гуманными
людьми. Всего называют около 20 мудрецов,
но наиболее популярными были Фалес из Милета, Биант из Приены,
Солон, Питтак из Метилены, Клеобул из
Линда, Хилон из Спарты и Периандр из Коринфа.
Среди эллинов быыли очень популярны их
изречения: "Соблюдай меру" (Фалес),
"Ничего слишком" (Солон), "Познай
самого себя" (Хилон), "Лучше всего
- знать меру" (Клеобул), "Думаю, затем
действую" (Биант) и многие другие. Питтак
известен тем, что был правителем Лесбоса
и первым издал в Греции письменные законы.
Периандр был правителем Коринфа. Он добился
его величайшего экономического и культурного
расцвета, а также основал Истмийские
игры.
Солон (640-560 до н.э.) был афинским
архонтом. Для того чтобы преодолеть затяжной
кризис государства, он произвел ряд реформ,
распределявших права и обязанности граждан
в зависимости от размеров имущества так,
что зажиточные граждане имели больше
прав, но и больше ответственности перед
государством. В своих элегиях Солон писал
о месте человека в обществе, о личной
ответственности человека, о корысти и
алчности, которые губят человека и государство.
Фалес (640-546) - основатель
милетской, или ионийской школы - первой
философской школы. Он был одним из родоначальников
философии и математики, первым сформулировал
геометрические теоремы, изучал астрономию
и геометрию у египетских жрецов. Фалес
стал основателем натурфилософии и сформулировал
две ее основные проблемы: начала и всеобщего.
Началом он полагал воду, в которой покоится
земля, а мир считал наполненным богами,
одушевленным. Также Фалес разделил год
на 365 дней.
Досократики
Досократики - это условное
понятие, введенное в ХХ веке. Оно охватывает
философов и философские школы, предшествовавшие
Сократу. К ним относят философов ионийской
школы, пифагорейцев, элеатов, Эмпедокла,
Анаксагора, атомистов и софистов.
Ионийская (или милетская, по месту возникновения)
школа - древнейшая натурфилософская школа.
Она была основана Фалесом, в нее входили
Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит.
Основным вопросом школы стало определение
первоначала, из которого возник мир. Каждый
из философов в качестве этого начала
определял одну из стихий. Гераклит говорил,
что все рождается из огня путем разрежения
и сгущения и через определенные периоды
сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей
в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) - принципа разумного единства,
который упорядочивает мир из противоположных
начал. Логос управляет миром, и познать
мир можно только через него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего
космос из смеси беспорядочных стихий.
Анаксимандр (610 - ок. 540)
считал началом всего бесконечную природу
- нечто среднее между четырьмя элементами.
Он говорил, что возникновение и уничтожение
миров представляет вечный циклический
процесс.
Анаксимен (ум. 525 до н.э.),
ученик Анаксимандра, считал первоначалом
воздух. Разрежаясь, воздух становится
огнем, сгущаясь - ветром, водой и землей.
Натурфилософы также разработали
понятие Всеобщего (Космоса), управляемого
физическими законами и претерпевающего
циклическое развитие. С ионийской школой
связывают зарождение основ астрономии,
математики, географии, физики, биологии
и др. наук.
Пифагор и его школа
ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА
Школа была основана Пифагором в Кротоне
(Южная Италия) и просуществовала до начала
IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались
практически сразу после смерти Пифагора
в 500 г. По сути, это была первая философская
школа, религиозно-философское аристократическое
братство; она имела большое влияние на
греческие полисы Южной Италии и Сицилии.
Союз отличался строгими обычаями и высокой
нравственностью. Образ жизни пифагорейцев
вошел в историю: как рассказывают легенды,
учеников Школы всегда можно было узнать
по их внешнему облику и благородному
поведению.
Однако и облик, и поведение были лишь
следствием взглядов философов на человеческую
душу и ее бессмертие, подразумевавших
в здешней, земной жизни определенное
воспитание. В этом они близки к своим
предшественникам - орфикам, последователям
учения, проповедывавшего чистейшую нравственность
и суровый аскетизм; основателем его считается
легендарный Орфей. Согласно этим воззрениям,
душа человека проходит в своем развитии
несколько этапов, в частности ряд воплощений
на физическом плане, смысл которых - приобретение
внутреннего опыта, достижение катарсиса,
очищения от наследия ранних этапов развития.
Этому служили нравственные принципы,
которым следовали пифагорейцы: "Быть
всегда в словах и поступках стремись
справедливым", "Пусть - что важнее
всего - твоим главным судьей станет совесть".
Утром и вечером - в часы, наиболее подходящие
для размышлений - следовало окинуть мысленным
взором все, что сделано и что предстоит
еще сделать: "В успокоительный сон
не должно тебе погружаться прежде, чем
снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем
деле, в чем провинился? Что мог совершить?
И чего не исполнил?"
Пифагорейская школа положила начало
математическим наукам. Числа понимались
как суть всего существующего, им придавался
мистический смысл. Основу пифагорейской
математики составляет учение о декаде:
1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все
процессы, происходящие в мире. В частности,
декада отображает законы музыкальной
гармонии: через нее выражаются основные
музыкальные интервалы - октава (2:1), квинта
(3:2), кварта (4:3). Математический метод в
современной науке в этом смысле является
следствием популяризации и демистификации
пифагорейского учения.
Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о
музыкальном звукоряде, отражающем гармонию
Солнечной системы, где каждой планете
соответствует определенная нота, а все
вместе они создают интервалы музыкальной
гаммы. Ими же положено и начало музыкальной
психологии: музыка использовалась как
средство воспитания и исцеления души
и тела.
В пифагорейской школе начали развиваться
астрономия и медицина. Ею создано множество
аллегорических комментариев Гомера,
а также грамматика греческого языка.
Таким образом, пифагорейцев можно считать
родоначальниками гуманитарной, естественной,
точной и систематической наук.
Сократ
Мифический образ Сократа был сформирован
благодаря дошедшим до нас диалогам Платона
и "Воспоминаниям" Ксенофонта. К сожалению
теперь трудно отделить философию Сократа
и идеи самого Платона, высказанные в диалогах.
Мысли Сократа послужили основой
для развития большинства последующих
философских школ, которые основывали
его ученики, в том числе и Академии Платона.
Суть собственной философии Сократ объяснял одной
фразой: "Я знаю только одно, что я ничего
не знаю."
В своих беседах Сократ не отвечает на вопросы,
он ставит их, искуссно побуждая собеседника
к самостоятельному поиску истины. А когда
тот казалось бы близок к ней, Сократ находит
новые аргументы и доводы, чтобы показать
тщетность этих попыток.
В этом подходе Сократ являлся противником
софистов, пытавшихся приобретать знания
и умения в результате обучения.
Софисты
Появление школы софистов явилось ответом
на потребность демократии в образовании
и науках. Странствующие учителя за деньги
могли обучить любого искусству речи и
др. Их главная целью было подготовить
молодежь к активной политической жизни.
Платон в последствии обвинял софистов
за подобную торговлю знаниями. Платон и Академия
Платон объединил в своем учении ценности
двух своих великих предшественников:Пифагора и Со
Диалоги Платона пробуждают интерес
и учат размышлению над весьма серьезными
проблемами жизни, которые не сильно изменились
за две с половиной тысячи лет.
Наиболее значимыми в философии Платона
являются представления об Идеях, Справедливости
и Государстве. Он пытался сочитать философское
и политическое. Он готовил в своей школе
правителей-философов, способных править
справедливо, исходя из принципов общего
блага.
Аристотель
Долгое время Аристотель был членом Академии Платона. В 335 г. до н.э. Аристотель
основал в Афинах собственную школу, отличавшуюся
исключительно философской направленностью.
Он оставил значительно количество трудов:
"Метафизика", "Физика", "Этика",
"Риторика" , "Политика" и др.
Названия этих произведений говорят сами
за себя. Однако стройную систему Аристотеля
тяжело синтезировать по его работам,
представляющим из себя зачастую сборники
лекций и курсов.
Одним из самых важных результатов деятельности
Аристотеля в политике было воспитание
Александра Македонского, который будучи
вдохновленный идеями философа и собственными
стремлениями всего за 9 лет создал Великую
Империю.
На развалинах Империи возникли Эллинистические
государства и новые философы.
Эллинистические школы. Эпикуреизм
Эпикур основал в Афинах
в 306 г. до н.э. школу, где и преподавал свою
философию наслаждения. Но Эпикур говорил не о чувственном
наслаждении, которое невозможно насытить.
Он имел в виду удовольствие покоя, как
отсутствие страдания. Говорит ли Эпикуро богах, о вселенной,
о дружбе и т.д., он всегда подчеркивает
необходимость научиться наслаждаться
всем этим. Все основные философские понятия
он рассматривает через призму духовного
наслаждения.
Эллинистические школы. Стоицизм
Школа стоиков, основанная Зеноном в конце
IV в. до н.э., существовала еще во времена
Римской империи. Главной идеей стоицизма
является покорность судьбе и фатальность
всего сущего. Зенон так говорил о стоике:
"Жить последовательно, т.е. согласно
с единым и гармоническим жизенным правилом,
ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы."
Эллинистические школы.
Скептицизм
Философия скептицизма - это философия покоя, безмятежности
души, воздержания от всяких суждений.
Скептик говоря о вещях и собтиях не оценивает
их, он просто воспроизводит факты.