Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:43, доклад
Философия зародилась практически одновременно в самых больших очагах древней цивилизации — Китае, Индии, Греции и Риме. Приблизительно тогда же она появилась в Древнем Вавилоне и Египте. Однако здесь философская мысль не достигла уровня, присущего более развитым рабовладельческим странам. Мы рассмотрим совокупность философских учений, развивавшихся в Древнегреческом (с конца VII в. до н. э. до начала VI в. н. э.) и в Древнеримском (со II в. до н. э. до начала VI в. н. э.) обществах. Это так называемая античная философия (от лат. antiguitas — древность, старина).
В теории познания Эпикур, как и Демокрит, придерживался учения об эманации («истечении»), т. е. считал, что образы-копии, отделяясь от предметов окружающего мира, воспринимаются органами чувств, вызывая ощущения-копии. Основные позиции этического учения Эпикура таковы: человек есть чувственное существо, а потому его чувства выступают критерием нравственности, «ведь всякое благо и зло — в ощущениях». Главная жизненная задача человека — достижение счастья и душевной невозмутимости (т. е. состояния атараксии).
Эпикуреизм довольно активно влиял на сознание мыслителей своей эпохи. Наиболее известным из последователей Эпикура был древнеримский поэт и философ Тит Лукреций Кар (ок. 99—55 гг. до н. э.). До нас дошла полностью его поэма «О природе вещей», в которой он детально изложил свою философскую позицию. Лукреций считал, что основная цель философии — избавление человека от страха загробного наказания. Освободиться от этого человек может через познание природы, законов ее функционирования. Полученные знания нужны человеку для понимания сложных этических проблем. В особенности важным является понимание двух вопросов: смертности души и невозможности богов повлиять на жизнедеятельность человека. Признавая существование богов, Лукреций отрицал их влияние на природу, так как природа состоит из наименьших частичек и возникает сама по себе. Наименьшие частицы природы вечны, никем не созданы и являются первоосновой мира. Душа также телесна. Она отличается от других физических тел, по мнению Лукреция, лишь формой атомов. Атомы души более мелкие, подвижные, гладкие и округлые. Жизнь и смерть встретиться не могут. Пока человек живет, смерть ему не страшна, а если смерть настала, человека уже нет; нет души — нет и ощущения страха. Скептицизм. Как философская школа скептицизм (от греч. skeptikos — рассматривающий, критикующий) возник в VI—III вв. до н. э. Вершины достиг в учении Пиррона из Элиды (ок. 360—270 гг. до н. э.), Энесидема из Кносса (I в. до н. э.), Секста Эмпирика (конец II — начало III в. н. э.) и др. Специфика мировоззрения скептиков состоит в том, что они указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость. В основе всех суждений скептицизма находились три знаменитых вопроса с тремя ответами: 1) какими есть все вещи? — Каждая вещь является не более такой, чем какой-либо иной, поэтому она не может быть названа ни прекрасной, ни безобразной; противоположные суждения о вещи справедливы в одинаковой степени; 2) как человек должен относиться к предметам мира? — Зная, что противоположные суждения о предметах мира в равной степени достоверны, мудрый человек будет воздерживаться от любых суждений о предметах, а значит, и от принятия окончательных решений по поводу своего отношения к этим предметам; 3) какую выгоду получает человек от своего отношения к предметам мира? — Воздерживаясь от суждений об истинной сущности вещей положные суждения о вещи справедливы в одинаковой степени; 2) как человек должен относиться к предметам мира? — Зная, что противоположные суждения о предметах мира в равной степени достоверны, мудрый человек будет воздерживаться от любых суждений о предметах, а значит, и от принятия окончательных решений по поводу своего отношения к этим предметам; 3) какую выгоду получает человек от своего отношения к предметам мира? — Воздерживаясь от суждений об истинной сущности вещей и от окончательного принятия решений по поводу своего отношения к этим вещам, мудрый человек относится к ним равнодушно и невозмутимо, т. е. с позиции апатии и автаркии (самообладания), — только так достигается высшее блаженство. В этом — единственно возможная выгода от отношения человека к предметам и явлениям мира.
Стоицизм. Основателем его был Зенон из Китиона (ок. 333— 262 гг. до н. э.), который находился на Кипре. Школа получила название от слова «стоя» — названия портика — открытой галереи, которая поддерживается колоннадой. Там, в этом приюте, учил своих приверженцев Зенон Китионский. Духовными наследниками Зенона были Клеанф (331—233 гг. до н. э.) и Xpucunn (ок. 281—205/208 гг. до н. э.) Последний систематизировал учение стоиков в так называемой Старшей Стое, где он оказался наиболее плодотворным мыслителем. Ученики Хрисиппа распространили стоицизм в Риме. Среди римских стоиков наиболее известны Сенека (ок. 4 г. до н. э.—65 г. н. э.), Эпиктет (ок. 50-138), Марк Аврелий (121-180).
Стоицизм — философская школа в основном этической направленности. Она, как и предшествующие школы, призывала человека к жизненной мудрости и самообладанию, но с позиции совсем иного понимания бытия и человека. Стоики считали, что весь мир — это единое тело, насквозь пронизанное активным началом, которым является Бог. А Бог — это творческий «огонь»,
телесное дыхание («пневма»), жизненное тепло, разлитое в теле природы. «Творческий огонь» обеспечивает обусловленность всех явлений мира. Каждое событие — необходимое звено незыблемой цепи постоянных преобразований. В этом — необходимость всех вещей и явлений, которую не может нарушить никакая сила. Значит, благодаря «творческому огню» в мире властвует
фатум — неумолимый закон судьбы. Судьба является предначертанной. Поэтому человеку не следует сопротивляться фатуму. Судьба ведет того, кто добровольно и безусловно ей подчиняется, и тянет силой того, кто неразумно и безрассудно ей сопротивляется. Отсюда следует, что человек должен сознательно, разумно познавать свое место в мироустройстве; он должен постичь, какое поведение отвечает его собственной природе и естественному взаимоотношению с другими существами.
Неоплатонизм. Основные творцы неоплатонизма: Плотин (205—270), Порфирий (232 или 233 г. — начало IV в.), Ямвлих (ок. 280 — ок. 330), Прокл (410—485). Философским источником не оплатонизма является учение Платона о первичности мира идей и вторичности материального мира. Оно было истолковано в духе мистицизма. Концепция возникновения и развития мира у неоплатоников очень сложная. Творцом выступает сверхчувственное абстрактное «Единое», которое путем эманации (влияния) выделяет из себя мировой разум (мир идей), мировую (божественную) Душу и чувственный материальный мир. Индивидуальная (земная) душа, которая «охвачена» небытием (материей, телом) есть частица мировой Души. Они взаимосвязаны. Земная душа стремится быть максимально подобной мировой. Гармония между ними определяется поступками и деятельностью человека. Чем больше человек руководствуется принципами добра, тем ближе он к божественной Душе. Поэтому смысл жизни человека — повседневное духовное самосовершенствование. Душа, как считают неоплатоники, должна все время очищаться от земного. Очищение достигается отречением от земных потребностей и интересов, постоянными раздумьями о высочайших Божественных истинах. Вершина очищения есть состояние транса, когда душа человека сливается с мировой Душой. В 529 г. император Юстиниан издал указ о закрытии философских школ в Афинах. Это было свидетельством того, что античная философия завершила свое существование, но она навеки осталась источником философской мысли. Таким образом, в античной философии были поставлены и частично разрешены основные философские проблемы: возникновения мира и человека, первоосновы всего сущего, соотношение двух основных форм бытия — материальной и идеальной, смысла жизни, смерти и бессмертия. Результаты исследований античных мыслителей существенно повлияли на дальнейшее развитие философской мысли во всем мире.