Древнегреческая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 14:29, лекция

Описание работы

1. Условия возникновения и духовные источники древнегреческой философии.
2. Древнегреческая натурфилософия.
3. Философия классического периода.

Файлы: 1 файл

Drevnegrecheskaya_filosofia.docx

— 33.68 Кб (Скачать файл)

Древнегреческая философия

 

  1. Условия возникновения и духовные источники древнегреческой философии.
  2. Древнегреческая натурфилософия.
  3. Философия классического периода.

 

Условия возникновения и духовные источники древнегреческой философии.

Античная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и в Древнем Риме с 6 в. до н.э. по 6 в. н.э. Основное содержание античной философии составляет философия древних греков, собственно римскую философию вычленяют из философии эллинистического периода, развивавшейся в Греции и Риме с 3 в. до н.э.

Возникновение философии в Древней Греции было обусловлено широким спектром социокультурных изменений.

В области социально-экономических отношений в 7-6 вв. до н.э. происходили такие процессы как отделение ремесла от сельского хозяйства, развитие товарно-денежных отношений, формирование частной собственности, быстрый рост городов, расширение торговли, что способствовало ускорению накопления позитивных знаний в разных отраслях жизнедеятельности. Расширение торгово-экономических контактов (внешняя торговля, развитие судоходства, урбанизация) практически подтверждало ограниченность мифологических представлений о замкнутой Вселенной. Культурные и торгово-экономические контакты раздвинули границы не только географического, но и мировоззренческого горизонта древних греков и стимулировали выработку новых средств осмысления человеком своего существования и окружающей его среды.

 В сфере социально-политических отношений происходит установление демократического социального строя, предполагавшего участие в политических делах, в решении политических и экономических вопросов основной массы свободного населения. Процедура принятия важных решений путем коллективного обсуждения требовала от ее участников умения вырабатывать индивидуальную позицию и аргументировать ее результатами собственных интеллектуальных усилий. Рациональная идея закона-номоса. Эти усилия направлялись на анализ реальной социополитической и экономической ситуации, структура которой была намного сложнее той, которая описывалась в мифологических сюжетах. Необходимо было совершенствовать механизмы интеллектуальной работы, и философия в наибольшей мере поощряла такую установку.

В контексте указанных трансформаций происходили изменения в идеологической жизни общества, в результате которых возникает сомнение в мировоззренческой состоятельности и практической достаточности мифологических представлений и норм обыденного сознания. В дополнение к религии и мифу возникает наука – форма духовной культуры, основанная на разуме и базирующаяся на операциях доказательства, обоснования и проверки на истинность получаемых знаний.

Основным духовным источником возникновения философии в Древней Греции выступает древнегреческая мифология и присущее ей специфическое мировоззрение. В рамках данного мировоззрения природа рассматривается как единственный абсолют, она не сотворена богами, а сами боги составляют ее неотъемлемую часть и олицетворяют основные природные стихии. В то же время древнегреческий человек в результате произошедших социально-экономических и социально-политических изменений, не теряя своей изначальной связи с природой, живет уже не только «по природе», но и «по установлению», на основе разумного обоснования (идея номоса – разумного установления, регулирующего общественную жизнь, принятую всеми гражданами полиса).

Полисный характер греческой жизни с ее ролью народных собраний и публичных ораторских состязаний объясняет доверие греков к разуму, теории, отвлеченным рационально-логическим рассуждениям, а поклонение природе – постоянный интерес к проблемам природы (физика), которая в дальнейшем развитии философии оказывается тесно связана с метафизикой (учением о первоосновах бытия). Переходным этапом от мифологии к философии были предфилософские описания мира. Они содержатся в поэмах Гомера и Гесиода, где происходит отказ от персонифицированного взгляда на мир, при котором каждый из богов-олимпийцев олицетворял ту или иную стихию, либо социальный навык, и начинается поиск безличного основания всех вещей, первосубстанции (Океан). Начинается поиск первооснования мира, скрывающегося за окружающими вещами, явлениями, процессами – «архе». Им, как правило, первоначально выступает определенное природное начало.

Особенности древнегреческой философии:

Созерцательность. Рациональное напротив эмпирическому.

Синкретизм. Космогония, космология, на смену которой приходит метафизика, и этика не отделены друг от друга, они вместе характеризуют античную философию, которая ставила своей целью обоснование рационального мироустройства, в том числе разумный порядок вещей и человеческой жизни. Размышления о том, что есть мир – содержание физики, а размышления о том, как существует этот мир и как осуществляется в нем порядок, как возможны справедливость, благочестие, право – содержание метафизики. Метафизика определяла этику (практическую философию), определяющую человеческие добродетели, должную меру человеческой жизни, выводимую из вечного порядка вещей.

Циклизм при объяснении природы и общества.

Периоды древнегреческой философии:

  1. Натурфилософский этап (6-5 вв. до н.э.) – на первый план выходит философия природы. Натурфилософы обращаются к поиску некоего природного первоначала, с которым связывают происхождение и существование мира.
  2. Классический этап (5-4 в. до н.э.) – ориентация на создание комплексных философских систем, включающих в себя целостный анализ природы, человека и общества.

 

Древнегреческая натурфилософия.

Основные особенности древнегреческой натурфилософии:

- Космоцентризм (космос – природа): природа рассматривается как абсолют, находящийся в центре мироздания. Поэтому поиски натурфилософов были обращены на структуру и принципы существования космоса, нахождение первоначала, являющегося основой всех вещей. Принципом существования космоса является Логос (разум) как высший природный закон, одновременно проявляющийся во всех сферах природной и человеческой жизни. Благодаря действию Логоса в мире устанавливаются равновесие, гармония и симметрия. Это проявляется в том, что каждый предмет, явление или процесс в космосе занимают определенное место.

- Эстетизм: Существующий благодаря Логосу  космос является эталоном красоты, величия и могущества. В результате  космос выступает эстетическим  объектом, способным вызывать чувство  эстетического удовольствия.

- Человек  рассматривается как элемент  космоса, включенный в мировую  иерархию и подчиненный действию  Логоса. Человек не в состоянии  изменить космос. Его задача –  познать и осмыслить с высоты  разума (человеческий разум –  часть мирового Логоса, а поэтому  способен к познанию космоса) истоки космической красоты и  жить в согласии с познанной  гармонией   главное – не практическое, а познавательное отношение к миру.

- Поскольку  человек – элемент космоса, то  в нем есть все то, что есть  в космосе (микрокосм – макрокосм).

Исходя из принципа космоцентризма, античная натурфилософия стремится выявить основу космоса. В мире каждое явление обусловлено каким-то другим явлением. Натурфилософы стремились найти первооснову, первопричину (субстанцию), которая будучи вечной дает жизнь всему составляющему окружающий мир. Все созданное субстанцией существует временно. В мире нет ничего, что не было бы создано субстанцией, в том числе и духовные явления. Она рождает и человека, и душу, и богов. Субстанция имеет материальную основу. Создание и существование мира – результат развития субстанции.

В разных философских школах и у разных философов под субстанцией понимались разные элементы. Милетская школа – первая попытка ответа на данный вопрос:

Фалес Милетский полагал в качестве основы всего сущего воду, понимаемую как аморфное, текущее сосредоточение материи. Анаксимандр в качестве такого вещества полагал апейрон (некую неограниченную природность, из которой возникает все сущее)   порождающее начало тепла и холода (огня и воздуха), сухого и влажного (земли и воды). Анаксимен – воздух   сгущение (ветры, тучи, вода, земля, камни) и разряжение (огонь).

Эфесская школа: Гераклит (535-480). Основой всего Гераклит считал огонь. Огонь у него был, с одной стороны, подобен праматерии милетских философов, с другой, представлял собой определенный методологический принцип, символ динамики развития, постепенности постоянных изменений. Ядром его учения был принцип «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Мир существует как единство и борьба противоположностей. Однако за этой динамикой мира Гераклит находит устойчивую связь – Логос (огонь). Познание Логоса.

Италийская (элейская) школа. В ее рамках происходит от наглядно-образного к понятийно-аналитическому мышлению, т.е. к выработке собственно философского метода мышления. Основатель школы – Парменид (ок. 540 - ?) в поэме «О природе» он сформулировал и ввел в философский оборот понятие «бытие». Последнее рассматривалось как неподвижное, единое, цельное, неделимое и однородное. Тождество бытия и мышления. (Можно ли что-нибудь говорить о постоянно изменяющемся предмете, для того, чтобы мыслить, мы должны его зафиксировать. Мыслить – это значит найти что-то устойчивое в предмете. Обыденное употребление слов не соответствует природе вещей). Для того чтобы мыслить, нужно оставаться в области чистой мысли. «Логос алетейос» («по природе») и «логос псевдос» («по мнению»). Мир истины и мир мнения.

Атомистическая школа (Левкипп, Демокрит). Единственное, что существует, это атомы и пустота. Атомы характеризуются формой, порядком, положением, величиной и тяжестью. Они движутся в пустоте, создававшей возможность движения (Левкипп) или движение присуще им самим, передаваясь путем столкновения (Демокрит). Атомы неизменны. Развитие универсума строго детерминировано прямолинейным движением атомов. Познание. Возрастание интереса к этике (эвтюмия).

 

Философия классического периода.

Период расцвета афинской демократии и культуры. В условиях активной публичной политической жизни изменяется статус философии. Философ превращается из мудреца-созерцателя в софиста. Софисты – учителя мудрости, помогающие за деньги своему ученику овладевать тонкостями ведения дискуссии, доказывать свою правоту в политической борьбе. Представители: старшие (Протагор, Горгий, Гиппий), младшие (Фразимах, Критий, Алкидам). Софисты впервые создали науку о слове: нарушая еще не открытые законы мышления, они способствовали их открытию в будущем («Рога», «Собака и отец»). «Мы готовим хороших граждан, умеющих аргументировать и выступать». Основные идеи софизма:

- Релятивизм, принципиальная непознаваемость  мира. Протагор: «Ничего не существует», «Если что-то и существует, то  его нельзя познать», «Если это  и можно познать, то нельзя  передать и объяснить другому».

- Принцип  «человек есть мера всех вещей» - человек воспринимает мир таким, каким он видится сквозь призму  человеческих качеств способностей.

- Относительность  истины: что принято за норму  гражданами полиса, то и истина   Конвенционализм.

Сократ близок к софистам критикой традиционных форм мышления. У Сократа, как и у софистов наблюдается поворот от натурфилософских проблем к антропологическим. Однако он не признает их релятивизм. Сократ указывает на цель человеческого существования – общественное благо как предпосылку счастливой жизни; ее нельзя достигнуть без разума, без углубленного самопознания. Поэтому главная задача его учения – поиск истины путем самопознания. Свидетельством этого является кредо Сократа: “Познай самого себя”. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с выказанной им точкой зрения (сократовская ирония), а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины.

Согласно Сократу, только самопознание приводит к мудрости, только знания открывают человеку истинные ценности: Благо, Справедливость, Истину, Красоту. Мораль, таким образом, отождествляется со знанием. Истинная нравственность – знание того, что есть благо и одновременно залог счастья. Главными добродетелями Сократ считал умеренность (умение укрощать страсти), мужество (умение преодолевать опасность), справедливость (способность соблюдать божественные и человеческие законы). Сократ создал фундамент моральной философии, в его творчестве философия начинает оформляться как рефлексивная теория, в которой гносеологическая проблематика занимает почетное место.

Сократические школы (киренаики, киники, мегарцы и т.д.).

Платон (427-347) – ученик Сократа. Многочисленные диалоги.

Философские взгляды Платона инспирированы рассуждениями Сократа об этических понятиях и его поисками абсолютных определений их. Как, с точки зрения Сократа, в сфере морали человек ищет образцы добра и справедливости, так, по мнению Платона, он ищет и все другие идеи ради постижения мира. Платон впервые в истории философии сформулировал положение, согласно которому всякая вещь и все, что существует, имеет свою идею. Если допустить, что идей нет, тогда вся действительность может превратиться в хаос. Идея вещи есть указание на совокупность ее существенных свойств, на их устроение, назначение и смысл.

Информация о работе Древнегреческая философия