Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 01:29, реферат
Индийская философская мысль — древнейшая в мире. Ее история начинается с Вед, возникших, возможно, уже во втором тысячелетии до н. э. Ниже публикуются отрывки из этого и других литературных памятников, характеризующих философскую мысль древней и раннесредневековой Индии. Все они подобраны Н. П. Аникеевым (в подборе текстов по философии буддизма принимала участие Е. С. Семека), который написал и все предварительные замечания к отдельным философским памятникам.
Древне-индийская
философия ведического периода.Веды.Упанишады.
Индийская философская мысль — древнейшая в мире. Ее история начинается с Вед, возникших, возможно, уже во втором тысячелетии до н. э. Ниже публикуются отрывки из этого и других литературных памятников, характеризующих философскую мысль древней и раннесредневековой Индии. Все они подобраны Н. П. Аникеевым (в подборе текстов по философии буддизма принимала участие Е. С. Семека), который написал и все предварительные замечания к отдельным философским памятникам.
ФИЛОСОФИЯ ВЕДИЧЕСКОГО
ПЕРИОДА
I. САМХИТЫ
Основным источником сведений об этом
периоде служит обширный комплекс литературных
памятников, объединяемых общим названием Веды
(буквально «ведение», «знание») и написанных
на древнеиндийском языке санскрите (так
называемый ведический санскрит).
Веды состоят из четырех сборников гимнов
(самхит), песнопений, магических заклинаний,
молитв и т. п.: Ригведы, Самаведы, Яджурведы
и Атхарваведы (или Атхарвангирасы). Каждый
из этих сборников (известных обычно как
собственно Веды) со временем обрастал
различными комментариями и дополнениями
ритуального, магического, философского
порядка — Брахманами, Араньяками, Упанишадами.
Собственно философские воззрения Древней
Индии наиболее полное отражение получили
в Упанишадах, но первые проблески философского
подхода к действительности прослеживаются
уже в сборниках ведических гимнов, особенно
в древнейшем из них — Ригведе.
II. УПАНИШАДЫ
Упанишады (буквально «сидеть около»,
т. е. у ног учителя, получая наставления;
иногда трактуется как «тайное, сокровенное
учение») по форме представляют собой
обычно диалог мудреца-учителя с учеником,
либо же с человеком, ищущим истину и становящимся
его учеником. Упанишад насчитывается
в общей сложности свыше сотни, но главными
среди них являются так называемые старые
Упанишады, которых немногим более десятка:
Брихадараньяка, Чхандогья, Айтарея, Тайттирия,
Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья,
Шветашватара, Каушитаки, Майтри. Временем
их создания считаются обычно IX—VI века
до н. э. Из так называемых младших Упанишад,
которые были изданы гораздо позднее (последние
века до н. э. — позднее средневековье),
наибольший интерес представляют Маханараяна
и Ваджра-сучика.
В Упанишадах религиозно-мифологическое
мировоззрение уже теряет свои безраздельно
господствующие позиции; в его недрах
и наряду с ним возникают другие формы
общественного сознания. Так, в ряде мест
говорится о существовании нескольких
самостоятельных видов знания (наук—видья), в числе
которых помимо Вед и различного рода
магических искусств упоминаются хронология,
логика (риторика), этимология, грамматика,
наука чисел, астрономия, военная наука
(см. Чханд. VII. 1. 2; Мундака 1.1.5). В особую
область знания складывается и философия.
Правда, для ее обозначения в Упанишадах
еще не употребляется самостоятельного
термина, но о ее наличии свидетельствует
и сам факт обсуждения многих чисто философских
проблем, и неоднократные заявления мыслителей
Упанишад об отличии провозглашаемых
ими знаний не только от ведической мифологии
и ритуализма, но также и от обыденного
сознания и от конкретных наук, которые
объявляются низшим видом знания. Вместе
с тем философия в Упанишадах еще сохраняет
сильную зависимость от религиозно-мифологического
мировоззрения: как правило, в них признаются
ведический ритуализм и ведические боги,
хотя последние подвергаются уже обычно
монотеистической или монистической интерпретации;
на первое место в Упанишадах выдвигается
второстепенное и эпизодическое божество
ведического пантеона — Брахман. Содержанием
философии в Упанишадах становится обсуждение
таких фундаментальных проблем, как место
и назначение человека в системе окружающего
бытия, природа внешнего мира и человека,
характер его жизни и психики, границы
и возможности его познавательных способностей,
нормы его поведения и г. д. и т. п. В большинство
75
случаев рассмотрение философской
проблематики проводится в рамках религиозно-мифологического
мировоззрения.
Вместе с тем в Упанишадах содержатся
сведения и об учениях, склонявшихся к
материализму и атеизму и выступавших
против ведической ортодоксии. Обычно
эти учения объявляются ошибочными, ложными,
они подвергаются ожесточенным нападкам,
а их авторство приписывается демонам (асурам) — врагам
богов (иногда, впрочем, сообщается, что
эти учения созданы самими богами для
введения в заблуждение и погибели своих
врагов). Не удивительно поэтому, что при
таком отношении господствующей в Упанишадах
религиозно-идеалистической философии
к оппозиционным ей учениям последние
получили здесь крайне скупое освещение:
чаще всего они представлены лишь в виде
простого упоминания, без раскрытия их
позитивного содержания. Наиболее яркий
пример материалистического воззрения
с характерным для него в древности гилозоизмом
представляет учение Уддалаки (Чханд.
VI. 1—16).
Среди многих вопросов о природе, человеке
и познании в Упанишадах доминирует проблема
первопричины, первоначала бытия, с помощью
которого объясняется происхождение всех
явлений природы и человека. Однако по
Упанишадам крайне трудно восстановить
исторический ход формирования тех понятий,
которые полагались в качестве такой первопричины
всех явлений. Предположительно можно
эти понятия расположить в такой последовательности.
Пища (анна) как основа
всякой жизни, сама жизнь (жизненное дыхание— прана); тот или
иной конкретный вещественный элемент
— бхута, чаще всего
вода, или же их совокупность — вода, воздух,
земля, огонь (иногда добавляется пятый
— эфир, или акаша); внутренняя
природа вещей — свабхава; упоминаются
учения, считавшие первопричиной бытия
пространство (акаша) и время (кала); в нескольких
местах говорится о бытии вообще (сат) и небытии (асат) как первопричине
всего сущего; эпизодически упоминается
понятие материи (пракрити, прадхана),
хотя его содержание не раскрывается.
Господствующее место в Упанишадах занимают
учения, полагавшие в качестве первопричины
и первоосновы бытия духовное начало —
Брахман, или атман, реже — пуруша. Брахман
и атман употребляются обычно синонимически,
хотя Брахман чаще служит для выражения
объективного аспекта конечной реальности
(бог, вездесущий дух), атман — субъективного
ее аспекта (душа). Начиная с Упанишад Брахман
и атман становятся центральными понятиями
всей индийской философии, особенно ее
идеалистических учений (прежде всего
веданты).
В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
Веды (дословно - «знания») - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя:
До наших дней дошло всего четыре Веды:
Наибольший интерес у
исследователей древнеиндийской философии
вызывают заключительные части Вед
- Упанишады (дословно
с санскрита - «сидение у ног учителя»),
в которых дается философская трактовка
содержания Вед.
Наиболее известными источниками философии
Древней Индии второго (эпического) этапа
(VI - II вв. до н. э.) являются две поэмы - эпосы
«Махабхарата»
и «Рамаяна», в которых
затрагиваются многие философские проблемы
эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные
Ведам:
Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение:
2.Влияние философских
школ Древней Индии на
3. философия древнего китая (даосизм ,конфуцианство)\
Информация о работе Древне-индийская философия ведического периода.Веды