Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:59, доклад
На базе ведийской мифологии в середине первого тысячелетия до нашей эры в Индии получила зарождение древнеиндийская философия. Это произошло в тот момент, когда человеком были предприняты первые попытки по осмыслению окружающего мира – космического пространства, живой и неживой природы, а также себя самого., живой и неживой природы, а также себя самого.
ДРЕВНЕИНДЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
На базе ведийской мифологии в середине первого тысячелетия до нашей эры в Индии получила зарождение древнеиндийская философия. Это произошло в тот момент, когда человеком были предприняты первые попытки по осмыслению окружающего мира – космического пространства, живой и неживой природы, а также себя самого.
Основными
постулатами древнеиндийской
Древнеиндийская философия основывается на Ведах («знание» – в переводе с санскрита) – религиозно-философских трактатах. Закон Риты – опора онтологии индийской философии, представляет собой порядок и взаимосвязь, цикличность и космическую эволюцию. Вдох и выдох Брахмы ассоциируется с бытием и небытием и продолжает свое существование в течение ста космических лет. Небытие после смерти длится на протяжении сотни космических лет, по истечении которых он вновь возрождается.
Особенности
древнеиндийской философии
Древнеиндийская философия, в первую очередь, опирается сама на себя, она самобытна и по-своему оригинальна. Основной вопрос, на который она пытается ответить, на мой взгляд, заключается в постижении законов развития человека и достижения абсолютного блаженства. Не мало важно отметить, что Индусы не верят в то, что жизнь начинается с рождения и заканчивается смертью. Именно такое мировоззрение вызывает необходимость существования такого понятия как "Карма".карма - это совокупность деяний, совершаемых человеком при жизни; дальнейшая судьба человеческой души зависит от совокупности добрых или злых поступков и мыслей, так например, человек, в следующей жизни, может стать растением, животным и т.д.
Смысл существования, в философии Индии, заключается в том, что индус стремится к освобождению от всякого рода страданий
Для древнеиндийской философии
характерно развитие в рамках определенных
систем, или школ, и деление их на две
большие группы.
Ортодоксальные философские школы
1. Веданта (IV-II в.в.до н.э.)
2. Миманса (VI в. до н.э.)
3. Санкхья (VI в. до н, э.)
4. Ньяя (II в. до н. э.)
5. Йога (II в. до н..)
6. Вайшешика (VI-V в.в. до н. э.)
Неортодоксальные философские школы
1. Джайнизм (VI в. до н. э.)
2. Буддизм (VII в.—VI в. до н.э.)
3. Чарвака-локаята.
Ортодоксальные
философские школы - признающие в качестве
главного авторитета авторитет Вед. Неортодоксальные
школы – не признающие ведические
тексты в качестве главного авторитета.
В ряде школ того и другого направления
нередко из-под религиозно-этической формы
проступала материалистическая тенденция.
Так, вайшешика
— древнеиндийская материалистическая
школа. Название школы произошло от слова
“вишеша” — особенность. При объяснении
действительности для вайшешики первоначальное
значение имела категория особенности
субстанций, атомов, душ. Это первая школа
атомизма. Ее целью было — достижение
избавления от страданий через истинное
познание. Субстанций, по ее мнению, пять:
вода, земля, свет, воздух, эфир. Это физические
элементы, которые сами состоят из вечных,
неделимых атомов. Все действия атомов
восходят к воле Бога.
Другая школа — чарвака-локаята
— тоже древнейшее материалистическое
учение, но другой традиции: эта школа
отрицала существование другого мира,
кроме материального.. Вера ложна, недоказуема.
Религия нужна лишь бедным. Название этой
школы происходит от санск. глагола "жевать",
"глотать". Другой смысл название
школы получило от "локаята" – "распространенный
в мире". Чарвака-локаята не признает
иного мира, о котором повествуют Веды.
Веданта
– философская школа, непосредственно
опирающаяся на Веды. Мир в представлении
веданты – это школа жизни для каждого
человека. Крупнейшим представителем
веданты был философ Шанкара (Шанкарачарья),
живший в УШ-Х1 в.в. н.э. Трактат "Атмабадха",
написанный им, знают все последователи
веданты.
Йога
– также ведическая философская школа.
Слово "йога" в переводе с санск. означает
"сосредоточение". Ее основателем
был мудрец Патанджали (П в. до н.э.). В системе
йоги религиозная вера рассматривается
как важнейший элемент теоретической
мысли и условие практической деятельности.
Цель и учения, и практики йоги – достижение
единства с Единым Богом, Источником мироздания,
слияние со Вселенной.
Санкхья
– философская основа йоги. Она дает методику
медитационного сознания (т.е. отрешения
от внешнего мира), рекомендует проводить
медитации на образ Бога. Санкхья способствует
выработке индивидуального пути спасения
– йоге. Йога предназначена для достижения
контроля над собственными чувствами
и мыслями.
Индийские философы Рамакришна, Рамачарака
и другие высказываются за терпимость
по отношению к разным учениям. Очевидна
истина о том, что Бог един, но имеет много
аспектов.
Ньяя
– ведическая школа, развивающая теорию
силлогизмов, дедуктивного умозаключения.
Из неортодоксальных
Джайнизм
возник в У1 в. до н.э. на почве несогласия
с социальной дифференциацией, освященной
Ведами. Джайнизм – это "школа мудрецов".
Свое название эта философская школа получила
от имени одного из них Вардхамана, по
прозвищу Победитель, т.е. Джина.
Основное содержание философии джайнизма
– этика, учение об избавлении от "страстей",
победе над ними. Цель учения джайнизма
– получение знания, которое освободит
душу человека. Одно из средств такого
освобождения – этика аскетизма. Важнейшим
требованием этики джайнизма является
непричинение вреда никому живому, ахимса.
Буддизм
возник в УП-У1 в.в. до н.э. Основный смысл
буддизма выражен в учении Будды, основателя
учения.
Общей с философией джайнизма в буддизме
является вера в возможности человека
собственными силами организовать свою
жизнь, без помощи потустороннего.
При всем различии философских
школ Древней Индии общим для
них было мифологическое мировоззрение,
отраженное в Ведах. Философские школы
либо признавали, либо не признавали авторитет
Вед, однако все они так или иначе выражали
свое отношение к ним, и все философские
воззрения строились именно в соответствии
с Ведами. В Ведах высказаны первые философские
суждения о Вселенной и человеке, о сомнении
и знании.