Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:08, реферат
Главная ценность дpевнеиндийской философии состоит в ее обpащении к внутpеннему миpу человека, она откpывает миp возможностей нpавственной личности, в этом-то, веpоятно, и кpоется тайна ее пpитягательности и живучести. Буддизм, а затем и джайнизм, провозгласил достоинство человека, способного стать нравственной личностью. Ему не надо искать бога, он сам есть во всем. Буддизм и джайнизм противопоставили внешнему материальному миру уход от него, растворение в Нирване. Это был огромный прыжок человеческого духа от полной зависимости от материального мира, кастовости и т.п. к свободе.
Главная ценность дpевнеиндийской философии состоит в ее обpащении к внутpеннему миpу человека, она откpывает миp возможностей нpавственной личности, в этом-то, веpоятно, и кpоется тайна ее пpитягательности и живучести. Буддизм, а затем и джайнизм, провозгласил достоинство человека, способного стать нравственной личностью. Ему не надо искать бога, он сам есть во всем. Буддизм и джайнизм противопоставили внешнему материальному миру уход от него, растворение в Нирване. Это был огромный прыжок человеческого духа от полной зависимости от материального мира, кастовости и т.п. к свободе. Совершив этот гигантский переход, говорил В. Соловьев, индийское сознание надолго истощило свои силы. Тем не менее джайнистское учение и сегодня имеет не мало сторонников (несколько миллионов приверженцев, в основном принадлежащих к торговым и ремесленным кругам, т.к. ахинса делает невозможным для джайна земледелие), и оказывает известное влияние в современной Индии на культурную, религиозную и политическую жизнь страны.
Джайнские общины стремятся к широкой популяризации своей религии, они признали некоторых индуистских богов, индуистские праздники, признали идею религиозного самоубийства. Важными заслугами считаются благотворительность и пожертвования на содержание храмов.
За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал не только религиозные представления и философию, но и культуру, искусство, систему образования, — иными словами, высокоразвитую цивилизацию. По мнению одного известного исследователя, если попытаться обозреть эту религию как бы с высоты птичьего полета, перед нами раскинется пестрое «лоскутное одеяло» из направлений, школ, течений, религиозных движений и организаций. И тем не менее это «одеяло» уже тысячи лет греет души миллионов последователей буддизма во всем мире.
Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мыслей миллионов людей этих стран.
Буддизм был и остается религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где он распространяется. Китайский буддизм — это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлениях о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм — синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т.п. Такая способность гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт явно выделяет буддизм среди других мировых религий. Из-за этого последователей Будды часто упрекали в склонности к компромиссам. Но именно способность приспосабливаться позволила буддизму вобрать в себя огромное количество местных верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий, литературных и художественных традиций на всем географическом пространстве, находившемся под его влиянием несколько веков.
Многих последователей буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвященным местным богам. Буддист может одновременно исповедовать индуизм, даосизм, синтоизм или любую другую «местную» религию, поэтому довольно сложно установить количество буддистов в мире. В настоящее время только буддийских монахов и монахинь насчитывается приблизительно миллион. Точное же число мирян — последователей буддизма —- определить просто невозможно.
Философия локаята не признает бытие Бога, чье существование, также нельзя довести. Весь мир для стародавньоіндійських материалистов - лишь случайное переплетение четырех первобытных элементов, которые не нуждаются в божественном творении. В мире, где все смертное и конечное, только жизнь достойна внимания - утверждают материалисты. Индийские материалисты полностью отбрасывают достоверность любого опосредствованного знания, как и свидетельство вед. Материализм отбрасывал существование Бога, души, кармы, то есть комплексу представлений и понятий, которые господствовали в религии, этике, философии, а также переселения душ.
В этике локаята преобладает гедонизм: наслаждение обосновано нормативной этической теорией, с которой добро определяется как то, что тянет за собой страдание. Очевидно, локаята оказала известное влияние на развитие стародавньоіндійської науки об управлении государством. К современности не пришло ни к одному тексту, который бы принадлежал последователям древнеиндийских материалистов. Полнее всего основы древне индийского материализму (локаяти) изложенные в стародавньоіндійсь-ких трактатах и компендиумах (доршанах), написанных противниками локаяти, - ведантистами в IX—XII стст.
Жизнь состоит из наслаждений и страданий.
Красивый поступок - тот, который приносит больше наслаждений, соответственно, плохой тот, который приносит больше страданий. Честность и порок, по мнению стародавньоіндійських материалистов, суть лишь вымысел Священного писания, а, следовательно, не имеют большой ценности. Такие утверждения не могли не занимать религиозные чувства благочестивых индейцев. В ходе критики эмпиризма старо древнеиндийского материализму оттачивалась логика индийской философской мысли, через понимание природы непосредственного восприятия углублялось осознание жизненного опыта как основы философской рефлексии.