Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:27, доклад
Индийская философия — одно из основных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. Индийская философия своеобразна и весьма отличается от религий и других философий, таких как античная философия и христианское учение. Главнейшим в древнеиндийской философии являлось ритуальность. Познавательный акт рождался как особое ритуальное действие, основанное на аскетической отрешенности от мира и подвижничестве. Философское умозрение обеспечивалось ритуальной по своим истокам практикой медитации, трансформирующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышления.
Древнеиндийская философия
СВОЕОБРАЗИЕ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Индийская философия — одно из
основных слагаемых мировой философии,
история которой охватывает более
двух с половиной тысячелетий. Индийская
философия своеобразна и весьма
отличается от религий и других философий,
таких как античная философия
и христианское учение. Главнейшим
в древнеиндийской философии
являлось ритуальность. Познавательный
акт рождался как особое ритуальное
действие, основанное на аскетической
отрешенности от мира и подвижничестве.
Философское умозрение
1) ведийский период (1500-500 до Рождества Христова),
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до Рождества Христова - 1000 после Рождества Христова),
3) период послеклассический, или индуистский (с 1000)
Мир и природа в текстах Вед и Упанишад
Веды – это священные книги брахманов, которые считают, что пришли тексты к людям благодаря сверхъестественным силам, так как они, по мнению индийцев, появились неоткуда и были всегда.
Веды делятся на четыре сборника:
1) Ригведа (веда гимнов).
2) Самаведа (жертвенные песни).
3) Яджурведа (жертвенные изречения).
4) Атхарваведа (песни-заклинания).
В «Ведах» впервые делается попытка приблизиться к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее, их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, то есть толкования окружающего человека мира, по своему содержанию и не могли быть другими.
Впоследствии к этим книгам были
присоедины ритуальные тексты – брахманы,
«лесная книга», в которой говорится
о жертвоприношениях и
«Упанишады» – древнеиндийские
произведения религиозно-философского
характера примыкающие к Ведам
и определявшие духовное развитие древнеиндийской
культуры. Упанишады оказали
Влияние Вед на философскую традицию Индии
В Ведах — есть не только единое божество, как создатель, хранитель и разрушитель всей вселенной, мы имеем здесь ясное свидетельство того, каким же образом впервые возникла идея бога, а также связные звенья цепи стадий, через которые прошла эта идея на протяжении многих веков, пока не выросла в выдвижение веры в несуществование многих богов, и существование одной единой Высшей Силы без иного.
Голая, невинная и неприкрытая истина без всяких ухищрений — это то, что идея многобожия наиболее естественна для человеческого мышления, а идея о Всевышнем Боге — результат мышления.
Древние индийцы видят происхождение многих богов из великих явлений природы — тех из них, которые поражают воображение примитивных, но склонных к размышлениям.
Древнеиндийская философия. Основные ортодоксальные учения Веданта. В свою очередь она образует два направления:
Адвайта, не признающая никакой реальности в мире, кроме Брахмана – единой духовной высшей сущности;
Вишишта-адвайта, поклоняющаяся трем реальностям: материи, душе и Богу.
Миманса. Учением признается существование
духовного и материального
Санкхья. В основе – признание во вселенной двух первоначал: духовного – пуруши (сознание) и материального – пракрити (природа, материя).
Ньяя. Учение говорит о существовании вселенной, состоящей из атомов.
Вайшешика. Обосновано на убеждении, что мир состоит из субстанций, обладающих действием и качеством. Все существующее подразделяется на семь категорий, а именно: субстанция, общность, действие, качество, присущность, особенность, небытие.
Йога. Согласно ему – основная цель человека и всех его поступков должна заключаться в полном освобождении от материального существования. Добиться этого можно, следуя йоге (созерцание) и войрагье (отрешенность и бесстрастие).
Основные неортодоксальные школы: Джайнизм. Буддизм. Локаята.
Четыре благородных истины
Ядром учения буддизма становятся «четыре благородные истины»:
1. Страдание есть универсальное
свойство человеческой жизни.
Оно охватывает все без
2. Имеется причина человеческих
страданий. Это, с одной
3. Можно страдания прекратить
еще в настоящей жизни, то
есть избрать себе путь
4. Победа над желаниями приводит
к нирване и есть путь