Древнеиндийская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:27, доклад

Описание работы

Индийская философия — одно из основных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. Индийская философия своеобразна и весьма отличается от религий и других философий, таких как античная философия и христианское учение. Главнейшим в древнеиндийской философии являлось ритуальность. Познавательный акт рождался как особое ритуальное действие, основанное на аскетической отрешенности от мира и подвижничестве. Философское умозрение обеспечивалось ритуальной по своим истокам практикой медитации, трансформирующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышления.

Файлы: 1 файл

Древнеиндийская философия.docx

— 19.12 Кб (Скачать файл)

Древнеиндийская философия

 

СВОЕОБРАЗИЕ ИНДИЙСКОЙ  ФИЛОСОФИИ

Индийская философия — одно из основных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более  двух с половиной тысячелетий. Индийская  философия своеобразна и весьма отличается от религий и других философий, таких как античная философия  и христианское учение. Главнейшим в древнеиндийской философии  являлось ритуальность. Познавательный акт рождался как особое ритуальное действие, основанное на аскетической отрешенности от мира и подвижничестве. Философское умозрение обеспечивалось ритуальной по своим истокам практикой  медитации, трансформирующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышления. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:

1) ведийский период (1500-500 до Рождества  Христова),

2) классический, или брахмано-буддийский (500 до Рождества Христова - 1000 после Рождества Христова),

3) период послеклассический, или  индуистский (с 1000)

Мир и природа в текстах  Вед и Упанишад

Веды – это священные книги  брахманов, которые считают, что  пришли тексты к людям благодаря  сверхъестественным силам, так как  они, по мнению индийцев, появились  неоткуда и были всегда.

Веды делятся на четыре сборника:

1) Ригведа (веда гимнов).

2) Самаведа (жертвенные песни).

3) Яджурведа (жертвенные изречения).

4) Атхарваведа (песни-заклинания).

В «Ведах» впервые делается попытка  приблизиться к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них  содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего  человека мира, тем не менее, их рассматривают  в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, то есть толкования окружающего человека мира, по своему содержанию и не могли быть другими.

Впоследствии к этим книгам были присоедины ритуальные тексты – брахманы, «лесная книга», в которой говорится  о жертвоприношениях и поучениях  для лесных отшельников, ставших  на путь знания – араньяки, и чуть позже, упанишады – тайное философское  учение. Из этих книг и сложилось  основное индийское учение, впоследствии появлялись произведения из различных  упанишад.

«Упанишады» – древнеиндийские  произведения религиозно-философского характера примыкающие к Ведам  и определявшие духовное развитие древнеиндийской  культуры. Упанишады оказали исключительное воздействие на развитие индийской  мысли и явились источником для  самых различных религиозных  и философских направлений.

Влияние Вед на философскую  традицию Индии

В Ведах — есть не только единое божество, как создатель, хранитель и разрушитель всей вселенной, мы имеем здесь ясное свидетельство того, каким же образом впервые возникла идея бога, а также связные звенья цепи стадий, через которые прошла эта идея на протяжении многих веков, пока не выросла в выдвижение веры в несуществование многих богов, и существование одной единой Высшей Силы без иного.

Голая, невинная и неприкрытая истина без всяких ухищрений — это  то, что идея многобожия наиболее естественна  для человеческого мышления, а  идея о Всевышнем Боге — результат  мышления.

Древние индийцы видят происхождение  многих богов из великих явлений  природы — тех из них, которые  поражают воображение примитивных, но склонных к размышлениям.

Древнеиндийская философия. Основные ортодоксальные учения Веданта. В свою очередь она образует два направления:

Адвайта, не признающая никакой реальности в мире, кроме Брахмана – единой духовной высшей сущности;

Вишишта-адвайта, поклоняющаяся трем реальностям: материи, душе и Богу.

Миманса. Учением признается существование  духовного и материального начал  во вселенной.

Санкхья. В основе – признание  во вселенной двух первоначал: духовного  – пуруши (сознание) и материального  – пракрити (природа, материя).

Ньяя. Учение говорит о существовании  вселенной, состоящей из атомов.

Вайшешика. Обосновано на убеждении, что мир состоит из субстанций, обладающих действием и качеством. Все существующее подразделяется на семь категорий, а именно: субстанция, общность, действие, качество, присущность, особенность, небытие.

Йога. Согласно ему – основная цель человека и всех его поступков  должна заключаться в полном освобождении от материального существования. Добиться этого можно, следуя йоге (созерцание) и войрагье (отрешенность и бесстрастие).

Основные неортодоксальные школы: Джайнизм. Буддизм. Локаята.

Четыре благородных  истины

Ядром учения буддизма становятся «четыре  благородные истины»:

1. Страдание есть универсальное  свойство человеческой жизни.  Оно охватывает все без исключения  ее стороны и этапы: рождение, старость, болезни, смерть, стремление  к обладанию вещами и их  потеря - все проникнуто страданием.

2. Имеется причина человеческих  страданий. Это, с одной стороны,  объективное и безначальное движение  дхарм, создающее бесконечные  спады и подъемы. Для человека  этот процесс есть бесконечное  перерождение (сансара), и как следствие  расплата за свои грехи, совершенные  в прошлой жизни, которые записываются  в карме, и поэтому человек  должен вести порядочную жизнь,  чтобы впоследствии получить  награду в виде лучшего перерождения  и более легкой будущей жизни.

3. Можно страдания прекратить  еще в настоящей жизни, то  есть избрать себе путь преодоления  нравственных пороков, преодоления  собственного эгоизма, нравственного  самосовершенствования благодаря  победе над собственными желаниями.

4. Победа над желаниями приводит  к нирване и есть путь избавления  от страданий.

 


Информация о работе Древнеиндийская философия