Древнеиндийская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:13, доклад

Описание работы

Более чем три тысячи лет назад Индостан стал родиной необычного переплетения неповторимых философских концепций, духовных практик и обычаев. Из-за этого философия индуизма не базируется на одной религиозной основополагающей системе, но сочетает в себе множество традиций, школ, доктрин, концепций. Несмотря на множество и различность взглядов и подходов, единство древнеиндийской философии неоспоримо.
Существенное влияние на культуру Индии оказали завоеватели; первыми из них числятся арии, центрально-азиатские племена, нашествие которых осуществлялось в период с 1500 по 1200г. до н.э. Не исключено, что древние индоарии имели общие ближневосточные корни с греками, так как их верования традиционно перекликаются с представлениями эллинов.

Файлы: 1 файл

Древнеиндийская философия_2.docx

— 17.08 Кб (Скачать файл)

Древнеиндийская философия

Более чем три тысячи лет  назад Индостан стал родиной необычного переплетения неповторимых философских  концепций, духовных практик и обычаев. Из-за этого философия индуизма не базируется на одной религиозной  основополагающей системе, но сочетает в себе множество традиций, школ, доктрин, концепций. Несмотря на множество и различность взглядов и подходов, единство древнеиндийской философии неоспоримо.

Существенное влияние  на культуру Индии оказали завоеватели; первыми из них числятся арии, центрально-азиатские племена, нашествие которых осуществлялось в период с 1500 по 1200г. до н.э. Не исключено, что древние индоарии имели общие ближневосточные корни с греками, так как их верования традиционно перекликаются с представлениями эллинов. Так же есть свидетельства о влиянии Хараппской цивилизации, которая существовала с 2500 по 1700 г. до н.э., в равнине реки Инд – в Хараппе были найдены сохранившиеся изображения старых богов и богинь, часть которых напоминает внешний вид Шивы и йоговскую технику.

Так же следует заметить и влияние последовавших за ариями завоевателей. В период с 600 по 500 г. до н.э. Индостан подвергался нашествию персов, исповедовавших зороастризм. Позже, в 300-100 гг. до н.э., В страну вторглись греки под предводительством Александра Великого.

Уже в нашем тысячелетии (800-1800) Индия подверглась сильному влиянию исламской культуры, а начиная с XIXв. и вплоть до 1946г. попала в прямое подчинение английской короне.

Древнеиндийские мудрецы  твердо верили в Верховное существо, в духовное единство мира, скрытое  за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя  о зле и страдании человеческого  бытия, они приходили к идее вечного  нравственного миропорядка, порядка  справедливости, выражающегося в  законе Кармы.

Карма - это суммарный, итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих  перевоплощениях (круговороте рождений и смертей). В случае отрицательного сальдо - явного перевеса неправедных, греховных дел - карма действует как закон возмездия: будущее рождение у человека будет худшим (в более низкой касте, в животном, растении). И наоборот, в случае положительного сальдо - перевеса добрых, праведных, благочестивых поступков и дел - карма действует как закон морального воздаяния: человеку уготовано лучшее будущее (рождение в более высокой касте). Ну а если положительных дел и мыслей набирается достаточно много, создается некая критическая масса добра, человек вообще может вырваться из сансары - бесконечного круговорота рождений и смертей. В этом случае человек достигает состояния просветления и блаженства, растворяя свое индивидуальное "я" в бесконечной духовной субстанции мира. В числе важнейших средств достижения этого состояния философы Древней Индии называли приобретение и умножение знания (постижение Истины), самоконтроль, направленный на обуздание животных наклонностей, на устранение страстей, мешающих внутренней сосредоточенности и правильному поведению, ненанесение вреда всему живому, отказ от лжи, воровства, стяжательства. 

Все школы древнеиндийской  философии различаются в зависимости  от того, принимают или отвергают  они духовный авторитет Вед. То или  иное отношение к Ведам было принципиальным, культурно- и социально-дифференцирующим. Недаром в "Законах Ману" - древнеиндийском сборнике религиозных заповедей и предписаний сказано, что "тот дважды рожденный, который, опираясь на логику, презирает их (Веды.- П.Г.), должен быть изгнан как безбожник". 

Веды - древнейший памятник индийской литературы, богатейший источник религиозных и философских идей. "Веда" буквально означает "знание" (ср. "ведать" - "знать"). Вообще же Веды - откровение, священное знание (шрути), открытое богами для посвященных. Возникновение Вед относится к концу XV-VI вв. до н.э. В течение многих веков Веды передавались изустно от поколения к поколению с помощью риши - старцев-мудрецов. Как тексты впервые были записаны на пальмовых листьях в V в. до н. э. 

Веды - это целый комплекс, состоящий из Ригведы (сборник гимнов мифологического и космологического содержания), Самаведы (собрание священных мелодий), Яджурведы (описание ведических ритуалов и правил совершения жертвоприношений), Атхарваведы (свод магических заклинаний и формул).

Каждая веда в свою очередь делится на четыре относительно самостоятельные части: мантры (священные изречения), брахманы (теологическое обоснование ритуальной практики), араньяки (аллегорически-мистическое и медитативное толкование ритуалов, адресованное лесным отшельникам) и упанишады (заключительные философские трактаты, раскрывающие сущность мироздания). Составной часть Вед являются также веданги - тексты, посвященные фонетике, стихотворным размерам, грамматике, этимологии и церемониалу.

В V-II вв до н.э. появляются главные школы индийской философии. Философские течения разделяются на ортодоксальные – астика (основанные на ведийских знаниях) и оппозиционные – настика. К последним относятся буддизм, джайнизм, чарвана-лакаята. К классическим относятся: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Неортодоксальные школы не считают Веды непогрешимыми и не дают своего обоснования их авторитета.

В середине 1го тысячелетия  нашей эпохи вводится понятие  бхакти - служение и любовь к личному божеству. В этот период основной целью становится не столько уход от череды земных воплощений, сколько достижение единения с божеством еще при жизни. Данная эпоха называется эпохой сутра (лаконичный философский трактат, рассматривающий отдельные трудности). Эпоха сутр завершает период древнеиндийской философии.

 

В средние века господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм. В XVIII – XX вв. Индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности английской).


Информация о работе Древнеиндийская философия