Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:13, доклад
Более чем три тысячи лет назад Индостан стал родиной необычного переплетения неповторимых философских концепций, духовных практик и обычаев. Из-за этого философия индуизма не базируется на одной религиозной основополагающей системе, но сочетает в себе множество традиций, школ, доктрин, концепций. Несмотря на множество и различность взглядов и подходов, единство древнеиндийской философии неоспоримо.
Существенное влияние на культуру Индии оказали завоеватели; первыми из них числятся арии, центрально-азиатские племена, нашествие которых осуществлялось в период с 1500 по 1200г. до н.э. Не исключено, что древние индоарии имели общие ближневосточные корни с греками, так как их верования традиционно перекликаются с представлениями эллинов.
Более чем три тысячи лет назад Индостан стал родиной необычного переплетения неповторимых философских концепций, духовных практик и обычаев. Из-за этого философия индуизма не базируется на одной религиозной основополагающей системе, но сочетает в себе множество традиций, школ, доктрин, концепций. Несмотря на множество и различность взглядов и подходов, единство древнеиндийской философии неоспоримо.
Существенное влияние на культуру Индии оказали завоеватели; первыми из них числятся арии, центрально-азиатские племена, нашествие которых осуществлялось в период с 1500 по 1200г. до н.э. Не исключено, что древние индоарии имели общие ближневосточные корни с греками, так как их верования традиционно перекликаются с представлениями эллинов. Так же есть свидетельства о влиянии Хараппской цивилизации, которая существовала с 2500 по 1700 г. до н.э., в равнине реки Инд – в Хараппе были найдены сохранившиеся изображения старых богов и богинь, часть которых напоминает внешний вид Шивы и йоговскую технику.
Так же следует заметить и влияние последовавших за ариями завоевателей. В период с 600 по 500 г. до н.э. Индостан подвергался нашествию персов, исповедовавших зороастризм. Позже, в 300-100 гг. до н.э., В страну вторглись греки под предводительством Александра Великого.
Уже в нашем тысячелетии (800-1800) Индия подверглась сильному влиянию исламской культуры, а начиная с XIXв. и вплоть до 1946г. попала в прямое подчинение английской короне.
Древнеиндийские мудрецы
твердо верили в Верховное существо,
в духовное единство мира, скрытое
за призрачным и преходящим характером
всего существующего. Размышляя
о зле и страдании
Карма - это суммарный, итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях (круговороте рождений и смертей). В случае отрицательного сальдо - явного перевеса неправедных, греховных дел - карма действует как закон возмездия: будущее рождение у человека будет худшим (в более низкой касте, в животном, растении). И наоборот, в случае положительного сальдо - перевеса добрых, праведных, благочестивых поступков и дел - карма действует как закон морального воздаяния: человеку уготовано лучшее будущее (рождение в более высокой касте). Ну а если положительных дел и мыслей набирается достаточно много, создается некая критическая масса добра, человек вообще может вырваться из сансары - бесконечного круговорота рождений и смертей. В этом случае человек достигает состояния просветления и блаженства, растворяя свое индивидуальное "я" в бесконечной духовной субстанции мира. В числе важнейших средств достижения этого состояния философы Древней Индии называли приобретение и умножение знания (постижение Истины), самоконтроль, направленный на обуздание животных наклонностей, на устранение страстей, мешающих внутренней сосредоточенности и правильному поведению, ненанесение вреда всему живому, отказ от лжи, воровства, стяжательства.
Все школы древнеиндийской
философии различаются в
Веды - древнейший памятник
индийской литературы, богатейший источник
религиозных и философских
Веды - это целый комплекс, состоящий из Ригведы (сборник гимнов мифологического и космологического содержания), Самаведы (собрание священных мелодий), Яджурведы (описание ведических ритуалов и правил совершения жертвоприношений), Атхарваведы (свод магических заклинаний и формул).
Каждая веда в свою очередь делится на четыре относительно самостоятельные части: мантры (священные изречения), брахманы (теологическое обоснование ритуальной практики), араньяки (аллегорически-мистическое и медитативное толкование ритуалов, адресованное лесным отшельникам) и упанишады (заключительные философские трактаты, раскрывающие сущность мироздания). Составной часть Вед являются также веданги - тексты, посвященные фонетике, стихотворным размерам, грамматике, этимологии и церемониалу.
В V-II вв до н.э. появляются главные школы индийской философии. Философские течения разделяются на ортодоксальные – астика (основанные на ведийских знаниях) и оппозиционные – настика. К последним относятся буддизм, джайнизм, чарвана-лакаята. К классическим относятся: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Неортодоксальные школы не считают Веды непогрешимыми и не дают своего обоснования их авторитета.
В середине 1го тысячелетия нашей эпохи вводится понятие бхакти - служение и любовь к личному божеству. В этот период основной целью становится не столько уход от череды земных воплощений, сколько достижение единения с божеством еще при жизни. Данная эпоха называется эпохой сутра (лаконичный философский трактат, рассматривающий отдельные трудности). Эпоха сутр завершает период древнеиндийской философии.
В средние века господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм. В XVIII – XX вв. Индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности английской).