Дуалистические учения Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Главная цель работы - на основе материала рассмотреть важность дуалистического учения Декарта о разделенности разума и тела.

Задачи:
Раскрыть сущность философии Рене Декарта;
Рассмотреть основы дуализма Рене Декарта ;
Охарактеризовать учение Декарта у его последователей – картезианцев;
Рассмотреть Критику философской системы Декарта;

Файлы: 1 файл

курсовая дуализм 17Документ Microsoft Office Word (9).docx

— 101.90 Кб (Скачать файл)

• материальные (вещи);                                                                                                        • духовные (идеи).                                                                                                            При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: • протяжение — для материальных;                                                                                        • мышление - для духовных.                                                                                          Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.                                                                                                         Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.                                                                                                           Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)                                                                                                          Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.                                                                                             Учение Декарта о субстанции можно выразить следующей схемой:

 

Согласно этой схеме, человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.

С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни? сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.                                                                                                                            При изучении проблемы познания Декарт делает акцент на научном методе. Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: "превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство"). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском).                                                                                                        Смысл философского метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.                                                                                                                   Также Декарт при использовании  метода предлагает :                                              - допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;                                                                      - сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;                   - последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;                                                                                       - строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.  Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует "врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.                                                                                       Данные идеи могут быть двух видов:                                                                               - понятия;

- суждения.                                                                                                                 Примером могут служить следующие:                                                                                     - врожденных понятий - Бог (существует); "число" (существует), "воля", "тело", "душа", "структура" и т. д.;                                                                                      - врожденных суждений — "целое больше своей части", "из ничего не бывает ничего", "нельзя одновременно быть и не быть". Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.                                                             Целями познания, по Декарту, являются:                                                                          -расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;                           - использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;                                                                                                        - изобретение новых технических средств;                                                                     - усовершенствование природы человека.                                                                         В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.                                                                                                                                  Таким образом,  Декарт признает самостоятельно бытие материальной субстанции, которая существует автономно от Бога и души по собственным законам. Это и есть дуализм Декарта- дуализм двух субстанций, мыслящей, идеальной и протяженной, материальной. Из такого дуализма исходят и последователи Декарта - картезианцы.                                                               

Глава 3 Учение Декарта у его последователей - картезианцев.               Сам Декарта, а за ним и его ученики были непоследовательными в определении соотношения духа и материи. Одна часть картезианцев (особенно падре Мальбранш) учение Декарта свели к чистому идеализму, не только принизив место материи в мировоззрении, но и ликвидировав ее. Сам Мальбранш, один из наиболее известных последователей Декарта, писал: "Истинный Бог является единственной действительной причиной всего существующего"; существование материи обусловлено тем, что "Бог непрестанно творит ее в одном и том же месте".

Вторая часть  картезианцев развивала научные  основы своего учителя, твердо и последовательно  перешла на позиции материализма. Среди таких картезианцев значительную роль в развитии европейской культуры сыграл Бернар де Фонтенель (1657-1757). Он выступил как блестящий и талантливый пропагандист научных знаний. Его литературно непревзойденное мастерство способствовало тому, что вплоть к началу 20 столетия в Европе не было культурного человека, интеллигента, который не увлекался бы Фонтенелем и не читал его книги "Беседа о множественности миров" (1686). Книга философа "История оракулов" (1687), в которой добросовестно собраны и остроумно развенчаны самые разнообразные види предсказаний, колдовства, заклинаний и в наш раздраженный и сумрачный век не потеряла своего значения. Фонтенель даже подверг неопровержимой критике те доказательства существования Бога, которые выдвинул его учитель - Декарт. Другой картезианец Бальтазар Беккер (1634-1698) против суеверий и чернокнижия выпустил четырехтомную книгу "Заколдованный мир". Не лишнее будет вспомнить картезианца Гендрика де Леруа (1598 - 1679), который, опираясь на Декарта, занял позиции воинствующего материалиста и был подлинным предшественником французских материалистов, просветителей и атеистов всего 18-го столетия. Непреходящее значение для философии и науки имеют разработки картезианцами проблем Логики (Логика Пор-Рояль). Центром разработки этой логики, как и научных идей Декарта, стало янсенистское аббатство Пор-Рояль, где в монашестве провел последние дни своей жизни знаменитый ученик Декарта - Блез Паскаль (1632-1662). Своим потомках Паскаль передал не только гениальные научные открытия в области физики и математики, но и философские раздумья "Мысли Паскаля", которыми размышляющая молодежь зачитывается до сегодняшнего дня.

Глава 4. Критика Декарта .

Декарт разработал философскую систему, которая, как  он и ожидал, стала мишенью для  критики.                                                                                                                      Если Декарт отправной точкой делал сомнения , то он тем самым выдвигал лишь суждение – «существуют сомнения», но из этого суждения никак нельзя вывести заключение о существовании личности.                                              Декарт мог, следуя убеждению, доказывать, что разум и тело существуют независимо друг от друга. Но тогда ему следовало бы объяснить, как две независимые субстанции – разум и тело, – взаимодействуя, образуют то, что мы называем личностью; как может материальная субстанция воздействовать на мыслящую.                                                                                                                  В течение всей своей жизни Декарт получал письма от бесчисленных критиков, в том числе и от людей очень влиятельных, – все обращались к нему с вопросами. Вот фрагмент из письма к Декарту принцессы Елизаветы Богемской: «Я прошу Вас объяснить мне, каким же образом может человеческая душа – мыслящая субстанция – приводить в движение физиологические начала тела и осуществлять таким образом целенаправленные поступки. Ведь направление движения всегда предопределено толчком, который был дан движущемуся телу. Исключив протяженность из своего представления о мыслящей субстанции, Вы тем самым, намой взгляд, сделали невозможным контакт тела с мыслящей субстанцией».                                                                                                              Декарт отвергал представление Аристотеля о душе и разуме как о чем-то таком, что дает телу жизнь. Его идеи сближаются с философской традицией Платона. В своих «Метафизических размышлениях о первой философии» Декарт пишет: «Неверно было бы сказать, что душа моя по отношению к моему телу, как кормчий на корабле; эта связь много теснее».                     Декарт не был согласен с представлением, будто разум «стегает» тело, подобно кнуту, или приводит его в движение посредством нажатия невидимой кнопки. Декарт настаивал на более тесном «союзе», в котором разум непосредственно движет телом и непосредственно, не как сторонний наблюдатель, участвует в наслаждениях и страданиях тела.             Картезианство (так называется направление в философии, основанное на идеях Декарта; Картезиус – латинская транслитерация имени Декарт) в своих воззрениях на человеческую природу не выходит за пределы философской школы Платона.                                                                                                         Как и Платон, Декарт верит в бессмертие души, и термину субстанция он придает то же значение, что и Платон. Но, в отличие от Платона, Декарт берет в качестве отправного пункта своей философии не умозрение, а конкретное, непосредственное, субъективное самоощущение индивида. Декарт исходит не из теоретических посылок: он описывает живого человека и то, как этот живой человек мыслит. Смещение акцентов на субъективный фактор далеко не всеми было встречено с пониманием.                      Архиепископ Уильям Темпл как-то раз задался вопросом: «Какой день был самым черным днем в европейской истории?» – и ответил: «День, когда Декарт стал философом». Темпл имел ввиду не религиозные взгляды Декарта, а заданный им поворот а европейской мысли – от объективности к индивидуальному самосознанию, как отправной точке философии.  Поставленная Декартом проблема соотношения тела и разума явилась одним из самых сен сенсационных вопросов для философии последних трех столетий. В XX веке Дж. Б. Уотсон Б Скиннер пытались решить эту проблему с позиций бихевиоризма. Занимались ею также Гилберт Райл и Людвиг Витгенштейн. Что же касается современников Декарта, то в философские дебаты были вовлечены блестящие мыслители: Томас Гоббс, Уильям Кавендиш, Бенедикт Спиноза и многие другие.                           Пожалуй, главное, что следует отметить, -Декарт заставил поверить в силу интеллекта, способного постигать мир, а также в способность каждой личности направлять свой разум к достижению справедливости.                           В «Правилах для управления разумом» Декарт пишет:

«Даже если мы прочтем  все рассуждения Платона и Аристотеля, мы никогда не станем философами, это возможно тогда, когда мы сами будем в силах выносить обоснованные суждения по поводу стоящих перед нами проблем».  Бытие после смерти                                                                                                                    Одним из наиболее дискуссионных аспектов проблемы разум – тело является вопрос о существовании после смерти. Если наша душа и наше тело связаны друг с другом, но различны по природе, то следует самым серьезным образом рассмотреть все возможности посмертного существования. Душа может существовать сама по себе, без тела. В момент смерти она покидает тело, не подвергаясь распаду вместе с ним.                                                                                           Она может продолжать существовать сама по себе, может быть присоединенной к другому телу и, наконец, может вступать во взаимодействия с другими душами! Некоторые люди верят, что душа умершего может воплотиться в иное тело в момент его рождения.                                                Если дуалистическое учение ошибочно, ели мыслительный процесс совершается в головном мозге и зависит от биохимических процессов, протекающих в нём, то жизнь после смерти тела невозможна. Или, другими словами, посмертное существование души требует воскрешения тела, возобновления его биологической и физиологической активности. Чтобы вновь прийти в этот мир, нашей душе необходимо наше же тело. изрядных денег на то, чтобы их тела сразу после смерти были заморожены для сохранения и последующего оживления. Христианская вера в телесное воскрешение с дуализмом не связана: христианское представление о «жизни будущего века» в корне отличается от того, как представляют себе «посмертное существование души» сторонники дуализма.                    Независимо от того, разделяем мы дуалистические взгляды или нет, вопрос о посмертном бытие волнует всех. Что сулит преддверие смерти: зло, добро или вовсе ничего не сулит? Ответ на данный вопрос зависит от того, как мы представляем себе смерть. Если посмертное бытие существует, то будущее блаженство или, напротив, страдания предопределяются прижизненным состоянием души. Однако, рассуждая философски, интересно задаться вопросом: что можно чувствовать (или испытывать) после смерти, если предположить, что смерть – это конец, небытие. Но тогда возникает следующий вопрос: что такое небытие? 

                                         
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        
 
 
 

                                    Заключение

В истории новой  философии Декарт занимает особое место  как создатель дуалистического  философского учения. Декарт сделал попытку  построить философскую систему  на основе признания одновременного самостоятельного существования сознания и материи, души и тела. Характеризуя мир как творение Бога, он принципиально  отрицал единство мира и учил, что  мир состоит из двух независимых  субстанций: духовной и материальной, души и тела. Атрибутом духовной субстанции, души, он считал мышление, а атрибутом материальной субстанции, тела -- протяжение в длину, ширину и  глубину. Человек, например, как живое  и мыслящее существо, согласно учению Декарта, представляет собой механическое соединение материальной и духовной субстанции: тела и души. Все движение в организме человека зависят  только от тела. Мысли же, появляющиеся у человека, связаны только с душой. Тело не мыслит, душа не вызывает движения тела. Оторвав, таким образом, духовные явления от материальных, мысль от тела.  Следовательно, Вселенная дуалистична, т.е. состоит из двух не похожих друг на друга субстанций: духовной и телесной.

 Декарт обрек  себя на постоянные колебания  в решении важнейших естественно- научных проблем, а свое учение -- на безысходные противоречия. Признав душу и тело за субстанции, средству - Богу.

Дуализм, проходящий красной нитью через все учение Декарта, получил свое наиболее полное выражение в отделении им физики от метафизики.

Попытки опровергнуть дуализм Декарта предприняла  когорта великих мыслителей ХVII века. Их поиски были направлены на то, чтобы  утвердить единство мироздания, покончить  с разрывом телесного и духовного, природы и сознания. 

                                 Список литературы

1.История философии  в кратком изложении. - М.: Мысль, 1994;

2. Мир философии.  ч. 1. - М., 1991;

3.Современная  западная философия. Словарь. - М., 1993;

4.Философский  словарь. - М.: Политиздат, 1987;

5.Хайдеггер  М. Время и бытие. - М., 1993.

6.Губин В.Д. Философия: учебн. - М.: Велби, Изд-во Проспект, 2005.

7.Чанышев А.В. Философия древнего мира: Учебн. - М.: Высшая школа, 2003.

8.Ильин В. Философия: учебник в 2-х томах.: Изд-во Феникс, 2006. Асмус В.Ф. Декарт. учебн. - М.: Изд-во Высшая школа, 2006.

Информация о работе Дуалистические учения Декарта