Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 19:18, реферат
Однако не следует принимать такую точку зрения как единственно возможную. Следует еще раз подчеркнуть, что в святоотеческой антропологии соотношение души и духа человека не сформулировано окончательно, и, выскажем свое предположение, не может быть однозначно решено. И все-таки, легче представлять дух человека не относящимся к его тварной природе, и его действие рассматривать как высшую форму бытия человека, чем учить о духе тварном, и, стало быть, падшем, как все в человеке, и все высшее в человеке относить к благодати Божией действующей в нем.
Введение
Определение понятий: дух, душа
Христианская антропология души и тела.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«Челябинский государственный
педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
РЕФЕРАТ
______________________________
НА ТЕМУ: Дух и душа. Христианская антропология
души и тела.
Выполнила: Колотухина Ирина
Николаевна
Факультет социального образования
131 группа
Проверил: Шумаков Вадим Анатольевич
Содержание
Если состав человека определен из тела и души общим мнением, то вхождение в этот состав духа спорно. До сих пор обсуждается вопрос: состоит ли человек из души и тела или из духа, души и тела.
Итак, является ли дух человека
частью его природы или нет
– спорный вопрос, но однозначно
верно то, что в жизни человека
дух составляет центр его
"Многое зовется духами. Ибо и ангел ведь зовется духом; душа наша зовется духом, и этот веющий ветер... и великая добродетель... и порочное деяние... и сопротивник-демон зовется духом" (Святитель Кирилл Иерусалимский)
"Дух есть тонкое, невещественное
и не имеющее образа исходящее
бытие ... В Писании же о духе
говорится четверояким образом:
"Дух понимают многозначно: [Сам] Дух Святой разумеется [здесь], и силы Духа Святого суть духи. И ангел – дух ... и демон – дух, и душа – дух. Бывает, что и ум духом зовется. И ветер – дух, и воздух – дух" (Преподобный Иоанн Дамаскин)
Очевидно, что для антропологии
пригодны не все перечисленные
отцами значения, но только те,
которые имеют отношение к
человеку. Среди них, , дух-добродетель,
дух-ангел, дух-демон, дух-
Сходство "души" и "духа"
В библейской антропологии
Именно в этом ключе следует понимать, по-видимому, святителя Иоанна Златоуста:
"В людях же нет никакого
различия между духом и душой:
но эти два названия
Как мы уже видели, "душа"
и "дух" часто – просто
синонимы. Причем это распространяется
как на сущность души, так и
на состояния души, которые суть
духовные или психические
Вар.3:1: ...стесненная душа и унылый дух взывает к Тебе.
Также следует понимать и "дух разумения", "дух лжи", "дух ревности" и т.п.
Таким образом, сходство
Различия понятий "души" и "духа"
Различия между этими двумя
понятиями разнообразны и
"Иное есть дыхание жизни,
делающее человека психическим,
Когда совершенный человек,
"Человек видит тогда [в
Иерархия, в которой дух есть
дар высших способностей в
человеке, а душа по отношению
к духу – это психические,
чувственные способности,
"Душа же и дух могут быть частью человека,... совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотью, которая создана по образу Божию" .
Дух может рассматриваться как
часть человека, но только в
бытии. Человек "получает" дух
свой от "Духа Отца". Эта главная
мысль святоотеческого
Однако внутренняя жизнь
"В человеке есть ум, слово и дух; и ни ум не бывает без слова, ни слово без духа, но всегда суть и в друг друге, и сами по себе. Ум говорит посредством слова, и слово проявляется посредством духа" (Преподобный Григорий Синаит)
Мы должны констатировать
1. Душа есть суверен, субъект
личного бытия. Она есть
2. Душа всегда одна и та же в человеке; она не отнимается при жизни, она живет и после смерти. Дух приходит и уходит, один дух сменяет другой. Он может быть отнят, что не означает физической смерти. Он может "оживотворять" душу, а может покинуть её.
3. Наконец, душа есть духовное "тело", сущность; дух есть энергия, действие, качество (в отличие от духов тварных, сущностей).
Если дух есть иноприродная
сила, энергия, действующая в душе,
тогда в падшей природе
Однако не следует принимать
такую точку зрения как
3.Христианская антропология души и тела
Происхождение человека
Священное Писание раскрывает нам происхождение человека следующим образом. Сначала Бог берет персть от земли и образует из нее тело - некую бездушную статую, если буквально понимать слова Писания, затем в это первоначальное создание вдувается дыхание жизни, человек становится "душою живою". Существуют различные толкования этого библейского текста. По мнению преподобного Серафима Саровского и святителя Кирилла Александрийского, человек не был сотворен мгновенно, сначала было создано некое человекоподобное существо, которое, однако, нельзя в полном смысле назвать человеком, и только после Божественного дуновения оно становится богообразной человеческой личностью.
Главное в том, что Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7), то есть до этого человек был «перстью земною», животным, хотя и совершеннейшим из всех животных. Вот как комментирует это свят. Феофан Затворник: «Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька, или живое тело? - Оно было живое тело, - было животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой, - и из животного стал человек… Как тогда было, так и теперь происходят люди. Души отражаются от родителей, а дух вдыхается Богом» [16, с. 98]. Подобная же мысль проводится и преп. Серафимом Саровским, он говорит: «Господь не одну плоть Адамову создал от земли, но вместе с ней и душу, и дух человеческий: но до этого мгновения, когда Бог вдунул в него дыхание жизни, Адам был подобен прочим животным»
В Предании Церкви закрепилось мнение, что человек творится одновременно из души и тела. Предание Православной Церкви говорит нам, что душа и тело в составе человеческой природы возникают одновременно. Святые отцы учат, что понятие "человек" приложимо только к сложной ипостаси, состоящей из души и тела, но не к душе или к телу в отдельности.
По поводу "дыхания жизни", которое Бог вдунул в лицо человека, существует предание, что душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать - это дыхание Божие, "Божественная струя", животворящее присутствие Духа Святого".
Двуединство человеческой природы связано с проблемой пола. В христианской антропологии подход к этой проблеме очень интересен и глубок. В частности Священное Писание говорит, что сотворением собственно человеческой природы творение человека не заканчивается. В Бытии 1, 26 говорится: "И сотворил Бог человека (в единственном числе), мужчину и женщину сотворил их (число множественное)”. Согласно 1 книги Бытия, человек представляет собой две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы.
Все творение Божие "весьма хорошо". Это вечное определение тварного бытия, данное ему Богом. Но после того как Бог, завершая творение мира, создает высшее существо, венец творения - человека, Он как бы высказывает неудовлетворение тем, что сам создал, и говорит: "Нехорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника соответственного ему" (Быт. 2, 18) [5, с. 62].
На
основании Священного Писания можно
сделать только один вывод: разделение
человека на два пола произошло для
того, чтобы удовлетворить
После
того как среди животных не нашлось
Адаму помощника
Современный
греческий богослов Христос Яннарас
пишет: "Осознание человеком
Профессор Троицкий в книге "Христианская философия брака" пишет: "Таким образом, здесь говорится не о восполнении в труде, а о восполнении в бытии. Жена, прежде всего, нужна мужу, как его alter ego, второе "Я". Таким образом, библейское повествование постулирует истину о двуединстве человека, реализуемого в брачном союзе, равносущных, соединенных любовью мужа и жены" [5, с. 63].
Следует отметить, что сущность брака после грехопадения не изменяется.
"Оставит человек отца и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть" (Быт. 2, 24).
Господь Иисус Христос также приводит эти слова во время Своей земной жизни: "И будут два одной плотию, так что их уже не двое, но одна плоть" (Мф. 19, 5-6).
Х.
Яннарас следующим образом
Информация о работе Дух и душа. Христианская антропология души и тела