Дух и душа. Христианская антропология души и тела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 19:18, реферат

Описание работы

Однако не следует принимать такую точку зрения как единственно возможную. Следует еще раз подчеркнуть, что в святоотеческой антропологии соотношение души и духа человека не сформулировано окончательно, и, выскажем свое предположение, не может быть однозначно решено. И все-таки, легче представлять дух человека не относящимся к его тварной природе, и его действие рассматривать как высшую форму бытия человека, чем учить о духе тварном, и, стало быть, падшем, как все в человеке, и все высшее в человеке относить к благодати Божией действующей в нем.

Содержание работы

Введение
Определение понятий: дух, душа
Христианская антропология души и тела.

Файлы: 1 файл

душа и тело.docx

— 30.62 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
Государственное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
«Челябинский государственный педагогический университет» 
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

 
 

 

 

  

 

РЕФЕРАТ

 
 
_________________________________________________ 
 
 
НА ТЕМУ:  Дух и душа. Христианская антропология души и тела.

 

 

  

 

Выполнила: Колотухина Ирина

 Николаевна

Факультет социального  образования

131 группа  

Проверил: Шумаков Вадим Анатольевич 

 

 

                                             Челябинск, 2012 год.

 

Содержание

  1. Введение
  2. Определение понятий: дух, душа
  3. Христианская антропология души и тела.

 

 

  1. Введение

Если  состав человека определен из тела и души общим мнением, то вхождение  в этот состав духа спорно. До сих  пор обсуждается вопрос: состоит  ли человек из души и тела или  из духа, души и тела.

 

     Итак, является ли дух человека  частью его природы или нет  – спорный вопрос, но однозначно  верно то, что в жизни человека  дух составляет центр его духовной  жизни. Однако сам термин "дух"  понимается достаточно широко:

 

     "Многое зовется духами. Ибо  и ангел ведь зовется духом;  душа наша зовется духом, и  этот веющий ветер... и великая  добродетель... и порочное деяние... и сопротивник-демон зовется духом" (Святитель Кирилл Иерусалимский)

 

     "Дух есть тонкое, невещественное  и не имеющее образа исходящее  бытие ... В Писании же о духе  говорится четверояким образом:  Дух Святой, дух-ангел, дух-душа  и дух-ветер. Иногда и ум зовется духом" (Преподобный Анастасий Синаит)

 

     "Дух понимают многозначно: [Сам]  Дух Святой разумеется [здесь], и  силы Духа Святого суть духи. И ангел – дух ... и демон  – дух, и душа – дух. Бывает, что и ум духом зовется. И  ветер – дух, и воздух – дух" (Преподобный Иоанн Дамаскин)

 

     Очевидно, что для антропологии  пригодны не все перечисленные  отцами значения, но только те, которые имеют отношение к  человеку. Среди них, , дух-добродетель,  дух-ангел, дух-демон, дух-душа, дух-сила, дух-ум.

 

  1. Определение понятий: дух и душа

Сходство "души" и "духа"

 

     В библейской антропологии душа  человека часто именуется "духом". Это понятно, если помнить,  что душа "стала" собою от  Духа, от "дуновения". По своему  предельному категориальному определению,  по природе, душа есть дух. 

 

     Именно в этом ключе следует  понимать, по-видимому, святителя Иоанна  Златоуста: 

 

     "В людях же нет никакого  различия между духом и душой:  но эти два названия обозначают  одно и то же, как тело и плоть" .

 

     Как мы уже видели, "душа" и "дух" часто – просто  синонимы. Причем это распространяется  как на сущность души, так и  на состояния души, которые суть  духовные или психические состояния.  Так, например, "уныние" как  состояние души именуется "духом  уныния".

 

     Вар.3:1: ...стесненная душа и унылый  дух взывает к Тебе.

 

     Также следует понимать и "дух  разумения", "дух лжи", "дух  ревности" и т.п. 

 

     Таким образом, сходство понятий  "душа" и "дух" можно  понимать как природное сходство, как тождественное деятельностное  сходство, а также как метафорическую  синонимию. 

 

Различия понятий "души" и "духа"

 

     Различия между этими двумя  понятиями разнообразны и основаны, во-первых, на различии свойств  их действования, во-вторых, на владении  душой и невладении духом, и,  в-третьих, на следствиях их  действий.

 

     "Иное есть дыхание жизни,  делающее человека психическим,  и иное есть дух животворящий, делающий человека духовным" (Святитель Ириней Лионский)

 

     Когда совершенный человек, подвижник  и молитвенник, сподобляется духовных  созерцаний, тогда обычные психические  движения останавливаются, тогда  действует дух: 

 

     "Человек видит тогда [в боговидении.  – А.Л.] духом, а не умом и  не телом, каким-то сверхприродным  знанием – единением – духовным чувством, умным чувством" (Святитель Григорий Палама)

 

     Иерархия, в которой дух есть  дар высших способностей в  человеке, а душа по отношению  к духу – это психические,  чувственные способности, устанавливается  не только как нравственная  категория, но и как бытийный  порядок. Душа – это ум, сердце, совесть, сознание, а дух –  созерцание, ведение, любовь. Как  бы ни распределялись свойства  или силы души, т.е. то, что в  психологии называется функциями  психики, по уровням совершенства, все равно, богатство и благодатность  духовной жизни нельзя свести  к душе и ее проявлениям.  Дух свидетельствует о себе. Причем  духовное в человеке всегда  свыше, "не свое", благодатное.  Об этом свидетельствует святитель  Ириней Лионский:

 

     "Душа же и дух могут быть  частью человека,... совершенный человек  есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотью, которая создана по образу Божию" .

 

     Дух может рассматриваться как  часть человека, но только в  бытии. Человек "получает" дух  свой от "Духа Отца". Эта главная  мысль святоотеческого богословия.

 

     Однако внутренняя жизнь человеческого  духа сложна и таинственна.  Мы учим, что дух есть причина  многих движений души, многих  событий в ее жизни, но наблюдать  этого со стороны не можем.  Как уже говорилось, дух сам  о себе свидетельствует. Одно  из ярких и убедительных свидетельств  духа есть речь человека.

 

     "В человеке есть ум, слово  и дух; и ни ум не бывает  без слова, ни слово без духа, но всегда суть и в друг  друге, и сами по себе. Ум  говорит посредством слова, и  слово проявляется посредством духа" (Преподобный Григорий Синаит)

 

     Мы должны констатировать наличие  чрезвычайно сложной догматической  проблемы. Она заключается в неоднозначности  святоотеческого богословия в  вопросе о душе и духе. Но  попытаемся все же сформулировать  нечто определенное.

 

     1. Душа есть суверен, субъект  личного бытия. Она есть основа  бытия человека. Дух есть действие, энергия, дар, качество и не  принадлежит человеку, человек не  властен над духом. 

 

     2. Душа всегда одна и та же  в человеке; она не отнимается  при жизни, она живет и после  смерти. Дух приходит и уходит, один дух сменяет другой. Он  может быть отнят, что не  означает физической смерти. Он  может "оживотворять" душу, а  может покинуть её.

 

 

     3. Наконец, душа есть духовное "тело", сущность; дух есть энергия,  действие, качество (в отличие от  духов тварных, сущностей).

 

     Если дух есть иноприродная  сила, энергия, действующая в душе, тогда в падшей природе человека  есть то, что остается залогом  покаяния, надежды, восстания, обновления, веры и любви. Если же дух  есть природа, природа, стало  быть, падшая, то в человеке негде  видеть "искру Божию", негде  видеть божественный свет. Но  весь религиозный опыт человечества, страдания и надежды человека, свидетельствуют о присутствии  в человеке божественного блага. 

 

     Однако не следует принимать  такую точку зрения как единственно  возможную. Следует еще раз  подчеркнуть, что в святоотеческой  антропологии соотношение души  и духа человека не сформулировано  окончательно, и, выскажем свое  предположение, не может быть  однозначно решено. И все-таки, легче  представлять дух человека не  относящимся к его тварной  природе, и его действие рассматривать  как высшую форму бытия человека, чем учить о духе тварном,  и, стало быть, падшем, как все  в человеке, и все высшее в  человеке относить к благодати  Божией действующей в нем.

 

3.Христианская антропология  души и тела

Происхождение человека

Священное Писание раскрывает нам происхождение  человека следующим образом. Сначала  Бог берет персть от земли и  образует из нее тело - некую бездушную  статую, если буквально понимать слова  Писания, затем в это первоначальное создание вдувается дыхание жизни, человек становится "душою живою". Существуют различные толкования этого  библейского текста. По мнению преподобного Серафима Саровского и святителя  Кирилла Александрийского, человек  не был сотворен мгновенно, сначала  было создано некое человекоподобное существо, которое, однако, нельзя в  полном смысле назвать человеком, и  только после Божественного дуновения  оно становится богообразной человеческой личностью.

Главное в том, что Бог «вдунул в  лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7), то есть до этого человек был «перстью земною», животным, хотя и совершеннейшим из всех животных. Вот как комментирует это свят. Феофан Затворник: «Когда Бог творил человека, то образовал  прежде тело из персти. Это тело что  было? Глиняная тетерька, или живое  тело? - Оно было живое тело, - было животное в образе человека, с душою  животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой, - и из животного стал человек… Как тогда было, так  и теперь происходят люди. Души отражаются от родителей, а дух вдыхается  Богом» [16, с. 98]. Подобная же мысль проводится и преп. Серафимом Саровским, он говорит: «Господь не одну плоть Адамову создал от земли, но вместе с ней и душу, и дух человеческий: но до этого  мгновения, когда Бог вдунул в  него дыхание жизни, Адам был подобен прочим животным»

В Предании Церкви закрепилось мнение, что человек творится одновременно из души и тела. Предание Православной Церкви говорит нам, что душа и  тело в составе человеческой природы  возникают одновременно. Святые отцы учат, что понятие "человек" приложимо  только к сложной ипостаси, состоящей  из души и тела, но не к душе или  к телу в отдельности.

По  поводу "дыхания жизни", которое  Бог вдунул в лицо человека, существует предание, что душа получает жизнь  и благодать одновременно, ибо  благодать - это дыхание Божие, "Божественная струя", животворящее присутствие  Духа Святого".

Двуединство человеческой природы связано с  проблемой пола. В христианской антропологии подход к этой проблеме очень интересен  и глубок. В частности Священное  Писание говорит, что сотворением  собственно человеческой природы творение человека не заканчивается. В Бытии 1, 26 говорится: "И сотворил Бог  человека (в единственном числе), мужчину  и женщину сотворил их (число множественное)”. Согласно 1 книги Бытия, человек представляет собой две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы.

Все творение Божие "весьма хорошо". Это  вечное определение тварного бытия, данное ему Богом. Но после того как  Бог, завершая творение мира, создает  высшее существо, венец творения - человека, Он как бы высказывает неудовлетворение тем, что сам создал, и говорит: "Нехорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника соответственного ему" (Быт. 2, 18) [5, с. 62].

На  основании Священного Писания можно  сделать только один вывод: разделение человека на два пола произошло для  того, чтобы удовлетворить человеческую потребность в общении.

После того как среди животных не нашлось  Адаму помощника соответственного ему, Бог приводит к нему жену, и  Адам говорит: "Вот плоть от плоти  моей, и кость от кости моей." Слово "вот", в славянском переводе "се" является в данном случае весьма бледным переводом с еврейского. В еврейском тексте стоит междометие, выражающее восклицание. Наиболее адекватным его переводом на русский язык является восклицание "Ура! "

Современный греческий богослов Христос Яннарас  пишет: "Осознание человеком реальности пола есть одновременно и первый опыт самопознания. Адам дает себе имя, соответственное  с существованием подруги. Отныне он не просто Адам, но "иш", муж, в то время как та, что взята от мужа, получает название "ишша", жена". Таким образом, разделение полов  совершается с единственной целью: удовлетворение потребности в общении  и соединение в любви свободных  и отличных друг от друга ипостасей. В синодальном переводе говорится  о жене как о помощнице, которая  сотворена для мужа. Однако это  недостаточно точно передает смысл  древнееврейского подлинника. Правильнее было бы перевести: "сотворим ему  восполняющего, который бы был перед  ним" [5, с. 63].

Профессор Троицкий в книге "Христианская философия  брака" пишет: "Таким образом, здесь  говорится не о восполнении в  труде, а о восполнении в бытии. Жена, прежде всего, нужна мужу, как  его alter ego, второе "Я". Таким образом, библейское повествование постулирует  истину о двуединстве человека, реализуемого в брачном союзе, равносущных, соединенных  любовью мужа и жены" [5, с. 63].

Следует отметить, что сущность брака после  грехопадения не изменяется.

"Оставит  человек отца и матерь свою  и прилепится к жене своей,  и будут два одна плоть" (Быт. 2, 24).

Господь Иисус Христос также приводит эти слова во время Своей земной жизни: "И будут два одной  плотию, так что их уже не двое, но одна плоть" (Мф. 19, 5-6).

Х. Яннарас следующим образом говорит  о сущности брака: "Природная связь  с родителями разрывается, чтобы  дать место новому отношению. Оно  знаменует собой выбор и добровольную преданность мужчины и женщины  друг другу, что приводит не просто к совместной жизни и дружбе, нравственной и духовной близости, но и к слиянию  по плоти, единству жизни буквально, т.е. сосуществованию" [21].

Информация о работе Дух и душа. Христианская антропология души и тела