Духовная сфера жизни общества. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 12:32, реферат

Описание работы

Целью написания реферата является рассмотрение основных понятий, принципов, идей, концепций духовной сферы жизни общества, сравнение общественного и индивидуального сознания.
Достижение цели возможно с помощью решения следующих задач:
- рассмотрения сущности и содержания духовной жизни общества;
- раскрытия феномена общественного сознания в истории философии;
- соотношения общественного и индивидуального сознания;
- раскрытия структуры общественного сознания.

Содержание работы

Введение……………………………………….……………………...……….......3
Глава 1. Духовная сфера жизни общества…………………..…………………..4
1.1. Сущность и содержание духовной жизни общества…….…………...........4
1.2. Феномен общественного сознания в истории философии….…...............12
Глава 2. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь............14
2.1. Соотношение общественного и индивидуального сознания…………….14
2.2. Структура общественного сознания……………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………….....21
Библиографический список………………………………………………….….22
Приложения……………………………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 133.60 Кб (Скачать файл)

Второй уровень общественного сознания — теоретическое сознание, отражающее глубинные, сущностные стороны общественной жизни и включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов. От обыденного сознания оно отличается большей сложностью в силу проникновения в сущность общественного бытия, законы и источники его развития. Вместе с тем теоретическое сознание опирается на обыденное сознание, особенно на здравый смысл, но идет дальше и глубже его.[3]

С теоретическим сознанием тесно связана идеология, т. е. система, идей, взглядов, теорий отражающих сущность, законы общественного бытия под углом зрения интересов общества, классов, социальных групп. В отличие от общественной психологии, идеология создается не обществом или классом в целом, а отдельными его представителями, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же выводам, к которым общество или класс приходят практически. Из условий жизни общества или класса стихийно возникает не идеология, а общественная психология, создающая определенную почву для выработки, распространения и усвоения идей. Анализируя механизм формирования и распространения научной идеологии, Ленин показал, что она возникает не из стихийного роста рабочего движения, а как результат развития науки, культуры, прогресса общественной мысли, и носителем ее является передовой, сознательный авангард рабочего класса — партия, который вносит идеологию в массы. Сам рабочий класс не может осознать свои коренные интересы, цели и задачи борьбы. С тредюнионистским сознанием и стихийной борьбой он остается до усвоения научной идеологии «классом в себе». Лишь осознав с ее помощью свои коренные интересы, цели, задачи, он становится «классом для себя», классом со зрелым самосознанием.

Различают ненаучную и научную идеологию. Последняя, по определению Ленина, соединяет в теории высшую и строгую научность с революционностью. Будучи в классовом обществе классовой и партийной, идеология связывает познание социальной действительности с интересами того или иного класса. На этом основании утверждают, что научность и партийность не совместимы, и потому любая идеология представляет собой в значительной мере превратное отражение действительности. При этом не учитывается, что познание возникает как выражение и реализация определенных интересов и потребностей. Природа как объект естественных наук определяет лишь возможность их появления, которая превращается в действительность тогда, когда формируется общественный или классовый интерес, общественная и классовая потребность в его исследовании. «Даже это «чистое» естествознание,— отмечали основоположники марксизма, — получает свою цель, равно как и свой материал, лишь благодаря торговле и промышленности, благодаря чувственной деятельности людей». Вся наука в целом развивается как результат реализации определенных общественных, классовых или личных интересов, но общественные науки в большей мере, чем естественные, зависят от них. В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс показали, что идеологию нельзя рассматривать вне истории общества, ибо господствующие идеи, мысли являются идеями и мыслями людей о себе и об обществе, в котором они живут. Каково общественное бытие, таковы и взгляды, теории. В материальной жизни общества, основанного на частном труде и собственности, заложена реальная основа появления превратного, иллюзорного сознания. Так, овеществление производственных отношений, происходящее в силу всеобщего обмена, всеобщей купли-продажи, порождает товарный фетишизм. У людей складывается представление, что вещи по самой своей природе обладают какими-то таинственными свойствами. Однако не идеологию вообще определяли классики марксизма как извращенное понимание истории, а идеологию, господствующую до становления развитого капиталистического общества. Прежде всего в силу самих условий материальной жизни она могла быть либо превратным пониманием истории, либо полным отвлечением от нее. До тех пор пока существуют частный труд и частная собственность, сохраняется и реальная основа для существования ненаучной идеологии, дающей в той или иной мере превратное объяснение действительности. Сознание и самосознание общества всегда таковы, каков реальный процесс жизни людей.

В последнее время нередко выдвигается требование деидеологизации общества, его политической, экономической, правовой и других сфер. Деидеологизация, понятая разумно, есть устранение подмены экономических, конкретно-научных решений идеологическими, не вытекающими из сути дела. Однако без идеологии, соответствующей уровню экономического развития общества, не может существовать ни одно государство. Как уже отмечалось, структура общественного сознания в значительной степени является отражением структуры общественного бытия. Вследствие многоуровневости и многосторонности общественного бытия в общественном сознании как его отражении и осознании выделяют различные формы сознания: экономическое, экологическое, политическое и т. д. Общественное сознание и его форма соотносятся как род и вид формы сознания различаются по предмету и способу отражения общественного; бытия и, соответственно, по свойственному им содержанию и его глубине. Так, экономическое сознание отражает экономическую жизнь общества, ее общие и специфические стороны и законы, выступающие в качестве предмета исследования политической экономии и экономических наук. Политическое сознание также является концентрированным выражением экономики, но оно отражает ее под углом зрения интересов классов, государств и т. д. Отражение общественного бытия этими формами сознания осуществляется посредством понятий в отличие от эстетического сознания, отражающего его в художественных образах.

Форма сознания представляет собой систему определенных взглядов и идеологических отношений, в которых эти взгляды выражаются. Идеологические отношения, формируются, проходя через сознание людей, но возникают они не из сознания, а в результате отражения в нем материальной деятельности и отношений. Как и само сознание, идеологические отношения суть порождение и выражение общественного бытия, но они складываются на основе определенных взглядов, идей, теорий, в которых это бытие отражается. Так, политические отношения возникают на основе политических взглядов, теорий, являющихся концентрированным выражением экономики, и вне сознания не существуют. Революция вначале происходит в головах людей, и лишь тогда, когда идеи овладевают массами, становятся материальной силой, она переносится на баррикады. Идеологические отношения, в том числе политические, - это духовные отношения людей к природе и друг другу, отношения сознания людей в отличие от экономических, материальных отношений, как формы, в которой протекает процесс труда. Идеологические (духовные) отношения существуют при помощи материальных средств, средств объективации, реализации сознания (язык, действия, произведения искусств, средства печати и информации, финансы и т. д.). Они воплощаются в материальных, практических действиях, отношениях, но их нельзя отождествлять со средствами объективации. Признание объективного характера идеологических отношений означает отождествление их с материальными отношениями по признаку, по которому они различаются. Материальные отношения не только не осознаются, но прежде всего находятся вне сознания людей и поэтому не зависят от него. Они складываются помимо воли, сознания индивидов как форма деятельности человека, направленная на поддержание его существования. Поэтому неправомерно отнесение к объективному в истории того, что в самом общественном сознании складывается как социально-психологическая реакция на изменение условий общественной жизни независимо от воли и желаний слоев, групп, классов. Как справедливо заметил Фромм, многие последователи Маркса, не сумевшие понять «основных концепций своего учителя», отождествляли объективные экономические условия с субъективными экономическими мотивами. На этом основании они приходили к выводу, что главным мотивом поведения людей во все исторические эпохи была страсть к богатству. В действительности эта страсть характерна лишь для эпохи капитализма.[6]

Таким образом, идеологические отношения являются по своей природе духовными (субъективными), но имеют объективное содержание и материальные средства реализации. Они не тождественны ни с заключенным в них объективным содержанием, ни со средствами реализации. К тому же средства реализации идей, идеологических отношений, т. е. материальная часть надстройки, изъяты из материального производства для осуществления духовной жизни и, будучи объективными, представляют собой специфический компонент общественного бытия. Эта материальная часть надстройки есть связующее звено объективно-реального и субъективно-реального существования общества, средство их взаимного влияния.

Менталитет может рассматриваться как способ и метод изучения общественных и цивилизационных структур исторического процесса в целом, т.е. изучение менталитета выступает как метод исторического познания. Гораздо большее прикладное значение имеет изучение менталитета конкретной эпохи, конкретной социальной группы или класса. В этом случае часто употребляют не термин «менталитет», а термин «ментальность». Отличие этих терминов состоит в том, что менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое значение, а ментальность может относиться к самым различным социальным стратам и историческим временам.

Следует отметить, что употребление этих двух терминов еще не устоялось. Есть исследователи, которые применяют их как равнозначные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношениями с деятельностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех многообразных и исторически меняющихся типов и форм, т.е. в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» в том смысле, что развитие форм и человеческой жизнедеятельности, прогресс науки и культуры постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем пере философской мыслью.

Специфика духовного производства заключается прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом замечательных свойств. И, пожалуй, главное из них – всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех. Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендует, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе – от потребления они не убывают и даже наоборот: чем больше людей овладевает духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Иначе говоря, духовная деятельность самоценна, она обладает значимостью нередко безотносительно к результату. В материальном производстве такое почти не встречается. Материальное производство ради самого производства, план ради плана, конечно, – нелепость. А вот искусство для искусства – вовсе не такая глупость, как это может показаться на первый: взгляд. Такого рода феномен самодостаточности деятельности встречается не так уж редко: различные игры, коллекционирование, спорт, любовь, наконец. Разумеется, относительная самодостаточность такой деятельности не отрицает ее результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы: 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- Москва,2003.

2. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002.

3. Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2000.

4. Вунут В. Введение в философию - Москва,2001.

5. Невлева И.М. Философия.- М.:2002.

6. Пономарева Г. М. Введение в культурологию. - М., 2003.

7. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Инфа-М, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

Вопросы:

 

  1. Что является духовной жизнью общества?
  2. В чем заключается регулятивная роль культуры?
  3. Что изучают социология культуры и социальная психология?
  4. Что учитывает культура?
  5. Что выявляется в естественных аффективных состояниях человека с позиции П. Сорокина?
  6. Что в своих работах показали  3.Фрейд и Э.Фромм в психоаналитическом направлении?
  7. На чем, прежде всего, складываются типы поведения?
  8. Назовите важнейшие обряды, имеющие универсальное распространение в каждой культуре.
  9. Перечислите процессы, подразумевающие крупномасштабные перемены в нравах.
  10. В чем состоит функция нормы?
  11. Чем регулируется сфера взаимоотношений между гражданами и социальными институтами?
  12. От чего зависит определенность норм?
  13. В чем состоит сущность сознания?
  14. Что отображает общественное сознание?
  15. Что представляет собой индивидуальное сознание?
  16. Что является обыденным сознанием?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

 

1. Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. 

2. Регулятивная роль культуры заключается в том, что она ставит пределы, ограничивает естественные проявления человеческой натуры или социальной группы, не умещающейся в нормативных рамках.

3. Как социология культуры, так и социальная психология изучают в некоторой степени одно и то же поле — закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные присущими им внутренними мотивациями, убеждениями и привычками.

4. Характер социальных слоев, этнических или национальных групп или цивилизаций на протяжении более длительных периодов времени.

5. Выявляются его переменчивые психологические характеристики, его непосредственные реакции на жизненные воздействия, подверженные ситуационным и преходящим настроениям.

6. Сложившийся тип культуры носит во многом репрессивный характер, подавляя индивидуальное «эго» в его весьма значимых витальных и личностных проявлениях.

7. На основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте.

8. Бракосочетание, похороны.

9. Война и мир, революция, реформы, шоковая терапия, модернизация.

10. Исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения.

11. Юридическими нормами.

12. От специфики объекта нормирования.

13. Оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.

14. Общество и человека.

15. Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие.

16. Обыденное сознание - это первичный уровень осознания общественной жизни и природной среды.

Информация о работе Духовная сфера жизни общества. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь