Духовная жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:48, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – изучить природу духовной жизни общества. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить и обобщить научную литературу по данному вопросу.
Определить основные компоненты духовной жизни.
Дать характеристику диалектике материального и духовного в жизни общества.

Содержание работы

Введение
1. Основные компоненты духовной жизни: духовные потребности, духовное производство, духовные отношения, их взаимосвязь.
2. Диалектика материального и духовного в жизни общества. Духовность и бездуховность.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Философия.

                   Вариант № 1 по теме 28:

                   «Духовная жизнь общества».

                                                                                        

 

 

 

 

 

                                               Исполнитель: студент

Направление                          «Управление качеством»

                                                Профиль Бакалавриат

 

 

 

 

Екатеринбург

                                       2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Основные компоненты духовной жизни: духовные потребности, духовное производство, духовные отношения, их взаимосвязь.

2. Диалектика материального  и духовного в жизни общества. Духовность и бездуховность.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             2 
ВВЕДЕНИЕ

 

Анализ духовной жизни общества является одной из тех проблем социальной философии, предмет которой еще не выделился окончательно и определенно. Лишь в последнее время появились попытки дать объективную характеристику духовной сферы жизни общества. Известный русский философ Н.А.Бердяев подобное положение объяснил следующим образом: «В стихии большевистской революции и в ее созиданиях еще больше, чем в разрушениях, я очень скоро почувствовал опасность, которой подвергается духовная культура. Революция не щадила творцов духовной культуры, относилась подозрительно и враждебно к духовным ценностям. Любопытно, что когда нужно было зарегистрировать Всероссийский союз писателей, то не оказалось такой отрасли труда, к которой можно было бы причислить труд писателя. Союз писателей был зарегистрирован по категории типографских рабочих... Миросозерцание, под символикой которой протекала революция, не только не признавало существование духа и духовной активности, но и рассматривало дух как препятствие для осуществления коммунистического строя, как контрреволюция.»

Поэтому на протяжении почти трех четвертей века отечественная  философия была вынуждена заниматься проблемами коммунистической идеологии, культуры развитого социализма и  т.п. и не изучала проблемы реальных духовных процессов, протекавших в обществе.

Что же представляют собой общественное сознание и духовная жизнь общества?

Одной из заслуг К.Маркса является выделение им из «бытия вообще»  общественного бытия, а из «сознания  вообще» - общественного сознания –  одного из основных понятий философии. Объективный мир,

3

воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание.

Цель данной контрольной  работы – изучить природу духовной жизни общества. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить и обобщить научную литературу по данному вопросу.
  2. Определить основные компоненты духовной жизни.
  3. Дать характеристику диалектике материального и духовного в жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ: ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ДУХОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ.

 

Понятие, сущность и содержание духовной жизни  общества.

Духовная жизнь  человека и человечества – феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

История человечества показала противоречивость человеческого  духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный  потенциал.

Духовность  сегодня – условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.

Духовность  – сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека.

Вместе с  тем понятие духовности широко используется в концепциях «духовного возрождения», в исследованиях «духовного производства», «духовной культуры» и т.д. Однако его определение по-прежнему остается дискуссионным. В культурно-антропологическом контексте понятие духовности употребляется при характеристике внутреннего,    субъективного   мира   человека,   как   «духовного    мира

5

личности». Но что  входит в этот «мир»? По каким критериям  определять его наличие, а тем  более развитие?

Очевидно, что  понятие духовности не исчерпывается  разумом, рациональностью, культурой мышления, уровнем и качеством знаний. Не формируется духовность и исключительно посредством образования. Разумеется, вне перечисленного духовности нет и не может быть, однако односторонний рационализм недостаточен для определения духовности. Сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию того, что относится исключительно к рациональности.

Равно духовность нельзя определить как культуру переживаний  и чувственно-волевого освоения мира человеком, хотя и вне этого духовность как качество человека и характеристика его культуры тоже не существует.

Понятие духовности, несомненно, необходимо для определения  утилитарно-прагматических ценностей, мотивирующих поведение и внутреннюю жизнь человека. Однако еще более  оно важно при идентификации  тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, обычно выражающиеся для каждого человека в системе «вечных вопросов» его бытия. Сложность их решения в том, что, хотя они имеют общечеловеческую основу, всякий раз в конкретном историческом времени и пространстве каждый человек открывает и решает их заново для себя и при этом по-своему. На этом пути осуществляется духовное восхождение личности, обретение духовной культуры и зрелости.

Таким образом, главное здесь – не накопление разнообразных знаний, а их смысл и цель. Духовность есть обретение смысла. Духовность – свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения                                                                                                      

                                                     6

«истины, добра  и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить и действовать утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то «внеличностным», составляющим «мир человека».

Дисбаланс в  знаниях об окружающем мире и о  самом себе придает противоречивость процессу формирования человека как духовного существа, обладающего возможностью творить по законам истины, добра и красоты. В этом контексте духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и «образ человеческий» в каждом индивиде.

Проблема духовности – это не только определение высшего  уровня освоения человеком своего мира, отношения к нему – природе, обществу, другим людям, к себе. Это проблема выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, преодоления себя «вчерашнего» в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Следовательно, это проблема «жизнетворчества». Внутренней основой самоопределения личности является «совесть» - категория нравственности. Нравственность же является определителем духовной культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека.

Таким образом, духовная жизнь – важная сторона  бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность.

Духовная жизнь  общества – область бытия, в которой  объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная  реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и

                                                   7

индивидуального бытия.

Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире. Результатом такого отрыва для человека является уход в мир иллюзий, психические болезни, а для общества - его деформация под воздействием мифов, утопий, догм, социальных прожектов.

Основные  элементы духовной жизни общества

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром  ее является общественное и индивидуальное сознание.

Элементами  духовной жизни общества принято  считать также:

                 - духовные потребности;

                 - духовная деятельность и производство;

                 - духовные ценности;

                 - духовное потребление;

                 - духовные отношения;

                - проявления межличностного духовного общения.

Духовные потребности  человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к

8

духовному общению. В отличие от природных духовные потребности заданы не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.

При этом сначала  общество формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные потребности более высокого порядка  – освоение богатств мировой культуры, участие в их создании и т.д. – общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов.

Духовные потребности  имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве.

Духовная деятельность есть основа духовной жизни общества. Духовная деятельность – форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных воззрениях; б) духовные общественные связи индивидов; в) сам человек.

Идеальные образования  как продукт духовной деятельности и производства обладают всеобщим характером их потребления. Любая духовная ценность, в отличие от материальной, в идеале может быть

9

достоянием  всех. От потребления они не убывают, как материальные, напротив, чем  больше людей овладевают духовными  ценностями, тем больше вероятность  их приращения.

Духовная деятельность как всеобщий труд осуществляется в  кооперации не только с современниками, но и со всеми предшественниками, когда-либо обращавшимися к той или иной проблеме. Духовная деятельность, не опирающаяся на опыт предшественников, обречена на дилетантизм и выхолащивание собственного содержания.

Информация о работе Духовная жизнь общества