Духовная жизнь постсоветской России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

Духовная жизнь -- относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих. Структура духовной жизни общества включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные отношения и институты, которые определяют порядок и условия его функционирования.

Содержание работы

1. Духовная жизнь общества: характеристика, структура.
2. Понятие культуры и ее многообразие.
3. Проблемы развития духовной жизни в современной России..
4. Проблема смысла жизни.
5. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Духовная жизнь постсоветской России..rtf

— 229.74 Кб (Скачать файл)

Содержание.

  1. Духовная жизнь общества: характеристика, структура.
  2. Понятие культуры и ее многообразие.
  3. Проблемы развития духовной жизни в современной России..
  4. Проблема смысла жизни.
  5. Список литературы.
 
 
 

 

     1. Духовная жизнь общества: характеристика, структура 

     Духовная жизнь -- относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих.

     Структура духовной жизни общества включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные отношения и институты, которые определяют порядок и условия его функционирования.

     Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную, свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом.

     Духовная культура -- часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Духовная культура включает в себя нравственность, воспитание; просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости.

     Элементами духовной культуры общества являются произведения искусства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и т. п. Вне духовной жизни, помимо сознательной деятельности людей культура вообще не существует, так как ни один предмет не может быть включен в человеческую практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов: знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий "исполняющей руки" и "мыслящей головы". При помощи одной только руки люди никогда не создали бы паровой машины, если бы вместе и наряду с рукой и отчасти благодаря ей не развивался и мозг человека.

     Духовная культура формирует личность -- ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации. Благодаря ей могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т. д. от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Именно поэтому чрезвычайно важна преемственность в развитии духовной культуры.

     Духовный мир человека -- это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества.

     Духовные люди черпают свои главные радости в творчестве, в познании, в бескорыстной любви к другим людям, они стремятся к самосовершенствованию, переживают высшие ценности как нечто священное для себя. Это не означает, что они отказываются от обычных житейских радостей и материальных благ, но эти радости и блага для них не самоценны, а лишь выступают условием достижения иных, духовных благ.

     Духовность -- это одухотворенность, идеальные, религиозные, нравственные аспекты миропонимания.

     Бездуховность, -- это отсутствие высоких гражданских, культурно-нравственных качеств, эстетических потребностей, преобладание чисто биологических инстинктов.

     Причины духовности и бездуховности кроются в характере семейного и общественного воспитания, системе ценностных ориентаций личности; экономической, политической, культурной ситуации в той или иной стране. Если бездуховность становится массовой, если людям становятся безразличны такие понятия, как честь, совесть, личное достоинство, то у такого народа нет шансов занять достойное место в мире. 

     2. Понятие культуры и ее многообразие 

     Культура -- система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и преобразования социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура обладает многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т. д. Культура через свои институты хранит, передает от поколения к поколению программы деятельности; поведения и общения людей. Они обеспечивают воспроизводство многообразия видов деятельности, присущих для определенного типа общества, свойственной ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей.

     Принято различать материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства, и все, что является результатом производства, будет являться вещественной формой культуры.Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества, ее результатом являются произведения искусства, научные открытия. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.

     Культура неотделима от человека. Накопление культурных ценностей связано с передачей от поколения к поколению духовного опыта, традиций и основных достижений человечества. Оно наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре.

     В рамках определенной исторической эпохи существует различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная.

     Когда культура характеризуется с точки зрения аспектов различных конкретных сфер общественной жизни, то выделяются следующие формы культуры:

     Эстетическая культура характеризует состояние общества с точки зрения его способности приобщаться к прекрасному, обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений в обществе.

     Нравственная культура характеризует общество с точки зрения соблюдения им моральных норм и правил.

     В сфере этической культуры находятся нравственные отношения: любовь, дружба; представления о таких понятиях, как героизм, счастье.

     Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессионального мастерства и подготовки.

     Политико-правовая культура касается сферы деятельности, связанной с системой властных отношений между классами, нациями, другими социальными группами.

     Экологическая культура предполагает признание единства системы "человек--природа", причем определяющим является не только воздействие на развитие общества географической среды и народонаселения, но и обратное влияние человека на природную среду.

     Бытовая культура -- это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры.

     Физическая культура, в центре которой помещена потребность гармонического развития человеческого тела, основы здоровья членов общества и др.

     Есть формы культуры, которые понятны и доступны для восприятия любому члену общества и не требуют специальной подготовки, -- это массовая культура. Радио, телевидение, современные средства связи способствуют ее распространению. Неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Существует элитарная культура, которая сложна для восприятия и требует специальной подготовки. Произведения, созданные в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом спора среди искусствоведов и критиков.

     Национальная культура отражает особенности общественной жизни той или иной социально-исторической или этнической общности людей, ее взаимосвязи с природой. Каждая национальная культура неповторима, уникальна. Причинами интернационализации культур выступают НТП, общие тенденции в развитии образования, международное разделение труда, и это способствует взаимообогащению, взаимопроникновению национальных культур.

     Совокупность непосредственных отношений и связей, складывающихся между различными культурами, их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений и составляют сущность диалога культур. Выделяют следующие уровни диалога культур: 1) личностный, который связан с формированием или изменением человеческой личности под влиянием различных "внешних" по отношению к его естественной культурной среде культурных традиций и норм; 2) этнический, присущий для отношений между различными локальными социальными общностями, зачастую в рамках единого социума; 3) межнациональный, характеризующийся разноплановым взаимодействием различных государственно-политических образований, их политических элит; 4) цивилизационный, базирующийся на встрече принципиально различных типов социальности, систем, ценностей и форм культурного творчества. В процессе диалога культур принято выделять культуру-донора, которая больше отдает, чем получает, и культуру-реципиента, которая выступает принимающей стороной. В течение длительных исторических периодов времени эти роли могут меняться в соответствии с темпами и тенденциями развития каждого из участников. 

     3. Проблемы развития духовной жизни в современной России 

     Духовная жизнь человека объединяет в себя две сферы: духовно-теоретическую (философия, искусство и литература, наука, религия) и духовно-практическую (нравственность, политическое и правосознание). Понятно, что эти две сферы взаимосвязаны между собой. Содержание реальной духовной (и. бездуховной) жизни находит свое отражение в литературе и в искусстве, мы узнаем окружающую нас действительность на страницах газет и на экране телевизора. Для современной ситуации в духовной жизни России характерен крутой поворот, разрыв с прежними жизненными ценностями и ориентациями. В постсоветской России сохранилась ностальгия по прежним коллективистским ценностям, которые в той или иной степени вели к фетишизации власти и к тоталитарным порядкам, и в то же время становится ясно осознанной необходимость установления приоритетов личности, правового обеспечения деловой и гражданской жизни.

     Видимо, в переходный период, который наблюдается в нашей стране, необходимо избежать радикализма, поворота любой ценой и в кратчайшие сроки. Речь может идти о тех духовных ценностях, которые были сохранены в России и в предыдущий период. Это, прежде всего нравственные ценности, уважение к собственной культуре и истории. На наших глазах происходит православное духовное возрождение, с ним связывают сохранение нравственных устоев и смысложизненных ценностей. В то же время у нас в стране сложилась мощная образовательно-просветительская традиция, на ее основе достигнуты серьезные результаты в области науки и образования, установлены плодотворные культурные связи с европейской культурой. Развитие как первой, так и второй традиции характеризует развитие духовной жизни в России как в ближайшем, так и в отдаленном будущем.

     Уровень развития духовной культуры определяется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, размахом их распространения и глубиной освоения людьми, каждым человеком. Оценка уровня духовного прогресса в той или иной стране выражается в количестве университетов, научно-исследовательских институтов, театров, библиотек, музеев, школ, консерваторий, заповедников и т. п. Но количественные показатели -- это лишь верхняя часть культурного айсберга, более важно качество духовной продукции -- научные открытия, книги, кинофильмы, спектакли, картины, музыкальные произведения и т. д. Цель культуры -- формировать умение и способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям отечественной и мировой культуры. Потому важным критерием культурного прогресса общества является степень достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

     Положение в отечественной культуре расценивается как крайне тяжелое и даже катастрофическое. Началось духовное обнищание народных масс, а массовое бескультурье и бездуховность стали причиной множества бед в экономике, науке и образовании, природопользовании. Запредельно низкого уровня достигло материально-техническое обеспечение культуры. Сегодня под угрозой разрушения оказались старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусств, закрываются многие очаги культуры: библиотеки, театры, клубы, картинные галереи, дворцы, культуры, киноконцертные залы, студии детского и юношеского творчества и т, д. Многие произведения искусства с целью наживы вывозятся за границу. В таких условиях большинство очагов культуры вынуждены заниматься коммерцией. А как свидетельствует мировой опыт, коммерциализация культуры не только снижает ее уровень, но и приводит к падению культурного уровня народа, замедляет или даже приостанавливает, культурный прогресс общества.

Информация о работе Духовная жизнь постсоветской России