Духовность и интеллигентность: характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 02:20, контрольная работа

Описание работы

Наиболее обоснованно, рельефно изложил диалектику существования «интеллигенции» Г.В.Ф.Гегель, развивающейся от ощущений до мышления - как высшего этапа психической деятельности человека разумного.Идеальное представление об интеллигентности включает в себя: 1) высокие моральные качества (совесть, любовь и уважение к окружающим людям, осознание уникальности человеческой личности, доброжелательность, честность, порядочность, обостренное чувство справедливости, вежливость, такт, верность, сострадание и т.д.); 2) высокий уровень образования (сумма специальных знаний, информация об изменениях в науке с течением времени, критичность мышления, в том числе и по отношению к самому себе); 3) особый интерес к вопросам мировоззренческого характера, потребность в рефлексии; желание ответить на все вопросы (и как, и почему?) с помощью разума.

Содержание работы

1.Духовность и интеллигентность характеристика.
2.Социальная философия эпохи возрождения.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 25.33 Кб (Скачать файл)

Балтийская государственная  академия рыбопромыслового флота

Кафедра ФИиСН

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Философия»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Волков Д.С.

Шифр 11 Мзу 564

 

Проверила:                                                                                           Кирюхина Е.С

 

 

 

 

 

 

Калининград 2013

 

 

 

 

Оглавление.

1.Духовность и интеллигентность характеристика.

2.Социальная философия  эпохи возрождения.

 

Духовность и интеллигентность.

Слово «интеллигенция» впервые  употребил Цицерон при переводе греческого термина «dia-noesis» на латинский язык. «Интеллигенция», по Аристотелю, - это мышление. Наиболее обоснованно, рельефно изложил диалектику существования «интеллигенции» Г.В.Ф.Гегель, развивающейся от ощущений до мышления - как высшего этапа психической деятельности человека разумного.Идеальное представление об интеллигентности включает в себя: 1) высокие моральные качества (совесть, любовь и уважение к окружающим людям, осознание уникальности человеческой личности, доброжелательность, честность, порядочность, обостренное чувство справедливости, вежливость, такт, верность, сострадание и т.д.); 2) высокий уровень образования (сумма специальных знаний, информация об изменениях в науке с течением времени, критичность мышления, в том числе и по отношению к самому себе); 3) особый интерес к вопросам мировоззренческого характера, потребность в рефлексии; желание ответить на все вопросы (и как, и почему?) с помощью разума.

В философии понятие «духовность» используется для характеристики внутреннего, духовного мира человека и понимается как имманентное качество человека, концентрирующее и выражающее особенность  его бытия как живого существа, как субъекта деятельности, поведения  и общения. В соответствии с этим человеческий дух рассматривается  как самоопределяющийся субъект  всех своих универсальных способностей: мышления, чувства, интуиции и т.д., а  его закономерное состояние - духовность как родовая основа существенного  содержания этих способностей, выступающих  в качестве истины, красоты, свободы, добра и любви. Не случайно Н.А. Бердяев  рассматривает духовное начало как  символ человеческого в человеке. Человек же, лишенный духовности оценивается им как дикий зверь.

 

Социальная философия эпохи  возрождения.

Никколо Макиавелли

Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель  Никколо Макиавелли, автор известных трактатов “Государь” и “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”. Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту (virtu) - воплощение человеческой энергии, умения, таланта. Судьба “... являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой напор туда, где не встречает возведенных против нее заграждений”. Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика, в которой существуют “естественные причины” и “полезные правила”, позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли решительно разорвал узы, которые в течение столетий связывали вопросы политики с нравственностью: теоретическое рассмотрение политики было освобождено от абстрактного морализирования. Как сказал известный английский философ XVII в. Ф. Бэкон: “... нам есть за что благодарить Макиавелли и других авторов такого же рода, которые открыто и прямо рассказывают о том, как обычно поступают люди, а не о том, как они должны поступать”. Политический реализм Макиавелли проявляет и при анализе государственных форм. Будучи сторонником республики, он тем не менее считал невозможным объединение Италии на республиканских началах. Исследуя деятельность Медичи, Сфорца, Чезаре Борджа, Макиавелли приходит к идее “нового государя” - абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы - чтобы избежать расставленных капканов, льва - чтобы сокрушить противника в открытом бою. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя жестокость. “... Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности”. Подобные рассуждения Макиавелли создали ему печальную славу учителя тиранов и автора тезиса “цель оправдывает средства”, а его имя стало синонимом проповеди политического вероломства и насилия - “макиавеллизма”. Упрощенно истолковав позицию мыслителя как требование вседозволенности для государя, его оппоненты не учли важного обстоятельства: Макиавелли был не пропагандистом жестокости и лицемерия, а беспощадным исследователем реальной политической практики своей эпохи. Устойчивый же миф о Макиавелли как авторе тезиса “цель оправдывает средства” был создан стараниями иезуитов. Освобождая политику от морализирования, Макиавелли наносил удар по религии и церкви, что и вызвало негативную реакцию черной гвардии римских пап. В действительности это изречение принадлежит иезуиту Эскобару и является девизом ордена. Макиавелли если и освобождает политического деятеля от непременного следования моральному закону, то это происходит в силу необходимости и объясняется противоречиями социальной действительности. “Следует знать, - пишет Макиавелли, - что, когда на весы положено спасение родины, его не перевесят никакие соображения справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного, наоборот, предпочтение во всем следует отдать тому образу действий, который спасет ее жизнь и сохранит свободу”. Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, с другой - до искусства возможного.  

Томас Мор

Мечты о счастье, об идеальном  устройстве общества издавна волновали  людей. Так как, в 1516 году Томас Мор (1478 - 1535), политик, канцлер Англии, философ  пишет труд о наилучшем устройстве государства  на далеком острове.

Его «Утопия» состоит из двух частей. В первой части показана Англия начала XVI века и ее жизненные  проблемы. На страницах книги  Мор дает глубокую критику современного ему социально-экономического и политического строя Великобритании и приходит к выводу, что преградой на пути к справедливости является частная собственность, поэтому  "единственный путь к благополучию общества заключается в объявлении имущественного равенства, а вряд ли это когда-либо можно выполнить там, где у каждого есть своя собственность»[i].

Своеобразным выражением протеста Мора против социальной несправедливости  явился подробно разработанный им проект нового общества, где было покончено с эксплуатацией человека человеком. Все материальные блага принадлежат здесь трудящимся. Общими в Утопии являются не только природные богатства - земля и ее недра, но и вся продукция общественного производства, которая также поступает в распоряжение всех граждан.

Система трудовой повинности, о которой мечтал Мор, вовсе не превращает труд в тяжкое бремя. Организация  производства преследует  только одну цель: избавить всех граждан от телесного рабства и даровать им как можно больше времени для духовной свободы и просвещения. Философ считает, что в этом заключается счастье жизни.

«Утопия» является попыткой спроектировать государство с такой  социально-экономической структурой, которая способна обеспечить человеку достойный образ жизни, и Мор  пытается нарисовать конкретную картину  идеального общества.  На гербе Утопии, как и на гербе первого социалистического государства, - символы плодотворного труда: серп, молот, колосья.

Однако, проектируя справедливое общество, Мор вынужден все же допустить  существование рабов. Последние  в Утопии - бесправная категория населения, обремененная тяжелым общественным трудом. Они закованы в цепи и постоянно заняты работой. Рабы, считает Мор, нужны утопийцам, чтобы избавить граждан от наиболее тяжелого и грязного труда.           

В условиях феодальной Англии Мор не находил реальной общественной силы, которая была бы способна заменить «негодный" строй справедливым. Вместо того, чтобы управлять государством при помощи насилий, грабежей и конфискаций, доводя этим народ до нищеты, считал он, лучше добровольно отказаться от власти. Вместе с тем Мор подчеркивает, что разорение и нищета народа порождают стремление к перевороту и междоусобицам. Нельзя допускать, чтобы одни утопали в удовольствиях и наслаждениях, а другие бедствовали.

В отличие от древних социальных проектов, например, «Государства»  Платона, главное внимание в "Утопии" уделяется  проблеме общественного потребления. Большое значение Мор   придавал поиску справедливой системы организации производства. На блаженном острове производительный труд обязателен для всех. Кроме земледелия, которым заняты все, каждый изучает какое - либо ремесло. Здесь нет людей неработающих. Отсутствие частной собственности и привилегированных сословий, а также демократизм политического строя показывают, что перед нами свободный народ. 

Осуждая политическую тиранию  и противопоставляя ей свой идеал  государя, Мор решительно отвергал идею о, якобы, божественном происхождении  власти короля и развивал мысль о  происхождении всякой власти от народа. На этом основании он считал не только возможным, но и необходимым ставить  вопрос об ответственности государя перед народом, утверждая, что народ  своей волей дает власть и отнимает ее. Любой человек, принявший власть над многими людьми, является их должником.

Сущность философских  идей "Утопии" определяет идея социального  преобразования, поиск наиболее совершенной  общественной системы, способной обеспечить счастье любому человеку. В этой книге заложены идеи социального  равенства, преобразования,   способные обеспечить счастье человеку труда и навсегда покончить с эксплуатацией. И главное, Томас Мор подчеркивает, что только благодаря справедливому общественному устройству утопийцам удается решить важнейшую этическую проблему - уничтожить гордыню,- «чудовище», которое паразитирует на противопоставлении богатства и бедности. Корни решения этической проблемы Мор видит в совершенном общественном устройстве.

Итак, сущность "Утопии" определяет идея социального преобразования, поиск наиболее совершенной общественной системы, способной обеспечить счастье  любому человеку. В этой книге заложены идеи социального равенства, преобразования,   способные обеспечить счастье человеку труда и навсегда покончить с эксплуатацией.

 

Список литературы

1.Интернет портал www.philosophypages.com

2.Интернет портал www.referat.ru

 


Информация о работе Духовность и интеллигентность: характеристика