Духовность узбекистана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:38, реферат

Описание работы

Разумность, взвешенность и благородное достоинство, которые проявляет Президент Каримов по отношению к религии не может не вызывать самого искреннего уважения. С одной стороны, неприятие религиозного экстремизма любого толка, как проявления духовного и политического тоталитаризма, а с другой - всемерная поддержка религии в ее нравственной и просветительской сущности. Речь, естественно, идет, прежде всего, о мусульманской религии, об исламе.

Файлы: 1 файл

Духовна просветительные основы Узбекистана.pptx

— 110.37 Кб (Скачать файл)

Духовна просветительные основы Узбекистана.

 

План:

1.Проблемы духовности и просветительства  в условиях независимости Узбекистана. 

2. Экономическое, духовное и  культурное развитие Узбекистана  в годы независимости.

3. Духовно-нравственное воспитание  и просветительская работа.

4. Ислам и духовность. Коран - священная книга мусульман.

 

 

 

    • 1.Проблемы духовности и просветительства в условиях независимости Узбекистана. 
    • Разумность, взвешенность и благородное достоинство, которые проявляет Президент Каримов по отношению к религии не может не вызывать самого искреннего уважения. С одной стороны, неприятие религиозного экстремизма любого толка, как проявления духовного и политического тоталитаризма, а с другой - всемерная поддержка религии в ее нравственной и просветительской сущности. Речь, естественно, идет, прежде всего, о мусульманской религии, об исламе. 
      Два взгляда, две точки зрения у западных специалистов по вопросу о сегодняшнем состоянии исламского возрождения в Узбекистане. Одни полагают, что после эйфории 3-4 летней давности сейчас наступил заметный спад религиозной активности. Другие же убеждены в том, что эта активность и в социально-культурной, и в политической сферах, в принципе, не ослабла. Они считают, что исламское возрождение в Узбекистане приобретает новые формы деятельности. Оно, если можно так выразиться, стало более спокойным, в нем сейчас меньше конфронтации и больше разумной компромиссности. 
      Во всяком случае, вряд ли можно спорить по поводу того, что официальное духовенство в стране представляет значительную общественную силу. Есть сведения и о том, что нельзя сбрасывать со счета так называемые суфийские братства (тарикат).

 

 

    • Отношение президента Узбекистана и властей в целом к различным формам исламского возрождения, как уже отмечалось, двоякое. Терпимое, сочувственное и уважительное к культурно-просветительной деятельности, государственная поддержка религиозных акций по усилению нравственных начал жизни узбекского общества. И в то же время категорическое недопущение религиозного экстремизма и ультра-радикализма. В этих случаях власть действует достаточно жестко и энергично (Как это, например, было в отношении экстремистского движения "Адилат" в Наманганской области). 
      Великая демократическая ценность ислама в сегодняшнем Узбекистане очевидна. В чем тут дело? Чем это объяснить? Прежде всего, по-видимому, тем, что ислам соответствует требованиям нового демократического времени в силу двух своих качеств - нравственной чистоты и эгалитаризма. Ислам всегда подспудно присутствует в жизни широких общественных слоев страны, даже если это не всегда просматривается с первого взгляда. 
      Неразрывная связь ислама с повседневной жизнью позволяет ему оказывать воздействие на самоидентификацию каждого человека, воспитывает в человеке чувство принадлежности к некоему единому братству людей. Исламская культура утверждает равенство богатых и бедных, власти и подвластных. Она несет в себе протест против привилегий и сверх привилегий современного рыночного общества, поворачивает взгляд людей к великим традициям прошлого, из которого, в силу удивительных свойств памяти, всегда уходит в небытие плохое и со светлой тоской и печалью вспоминается и остается все хорошее.

 

 

И еще. Развитие прав человека может быть обеспечено развитием в обществе некоей контр  силы, способной ограничивать государство, сдерживать его, контролировать его. Этой силой может быть лишь гражданское  общество. Ислам, как явление гражданского общества, не позволяет государству  быть монополистом на истину, способным  безоговорочно навязывать всем и  всякому свое, не вызывающее вопросов представление о вере и законе, и быть подотчетным только богу, но не своим согражданам. 
Государственное признание получили религиозные мусульманские праздники Курбан хайт и Рамазан хайт. Впервые на современном узбекском языке был издан Коран и четырехтомник хадисов, собранных имамом Бухары. 
До провозглашения государственной независимости в Узбекистане было 80 мечетей и всего два мусульманских религиозных учебных заведения. Уже к концу 1994 года число мечетей составило 5200, а число мусульманских учебных заведений - 10, готовящих религиозных деятелей различного толка. 
Созданы условия для участия в религиозных обрядах Хадж и Умра, проводимых в Мекке и Медине. На эти цели из государственного бюджета выделяются значительные суммы. 
Возрождение основных религиозных праздников - Хаитов - в качестве всенародных стало одним из проявлений духовного очищения народа, в котором особое место занимает ислам - одно из ведущих религиозных учений мира. Ислам очень важен для формирования нравственных устоев, выбора взгляда на мир, на взаимоотношения человека с природой и т.д. Наше богатой духовное наследие опирается на два мощных пласта - научное познание мира и религиозно - философское мировоззрение. Эти ценности имеют большое значение при строительстве новой государственности.

 

    • Для привлечения богатых духовных и культурных возможностей исламской религии в дело в дело государственного строительства 7 марта 1992 года при Кабинете Министров был создан Комитет по делам религии. 
      27 марта 1992 года объявлен всенародным праздником «Руза-Хаит». 
      Узбекистан - светское государство, поэтому религия отделена от него. Однако это не означает отделения общества от вероисповедания, тем более в Узбекистане - стране с древними религиозными традициями и обычаями. Избранную государством позицию в этом вопросе чётко сформулировал президент: «Религия никогда не направляла человека на плохой путь. Религия подчёркивает, что этот мир преходящ, она побуждает людей к добрым поступкам, учит оставлять после себя добрый след»  
      Мы и впредь будем создавать все условия для религии. Серьёзное внимание будет постоянно  уделяться религиозным обрядам, праздникам, религиозному воспитанию и образованию. 
      И вместе с тем религиозным деятелем, нашим братьям-мусульманам мы хотим ещё и ещё раз повторить: «Религия своим чередом, а государство - своим. Создание религиозных партий, борьба за власть неугодны и самому Богу». Исламская религия побуждает людей к скромности, непритязательности. Настоящий мусульманин не разделяет людей на иноверцев и правоверных . Ибо  над человеком вершит суд не человек, а сам Бог.
    • В стране созданы все необходимые условия для реализации гражданами свободы совести и религиозных обрядов. Строятся новые мечети и медресе, восстанавливаются старые. Конституция Республики Узбекистан гарантирует гражданам свободу вероисповедания.

 

    • 2. Экономическое, духовное и культурное развитие Узбекистана в годы независимости 

 

    • С обретением независимости в Узбекистане  возникли благоприятные условия и возможности для выбора собственного пути социально–экономического развития. Как свидетельствует мировая практика, с обретением государственной независимости каждая страна ищет свой путь развития, вырабатывает свою модель  построения нового общества. Исходными моментами этих моделей является учёт национальных ценностей и целевая ориентация, национальные традиции и исторические условия развития, реальная социально-экономическая и политическая обстановка, сложившийся уклад жизни, мировоззрение людей. Глобальные изменения,  происшедшие в мире в 80 – 90 годы прошлого столетия, внесли существенные коррективы в современное экономическое мышление и воззрения на перспективы общественного и экономического развития. Потерпели крах идеи, как свободного экономического регулирования, так и централизованного планирования. Мировые цивилизации выработали качественно новую модель общественного развития, в основе которой находиться регулируемая рыночная экономика.
    • Необходимость перехода Узбекистана к рыночной экономике обусловлена следующими причинами:
    • - Сырьевая направленность экономики. - Сверх монополизированная структура народного хозяйства.
    • - Монополия государственной формы собственности.
    • - Кризис финансово – кредитной системы.
    • - Прогрессирующий экономический и структурный кризис, спад производства, нарастание гиперинфляции.

 

 

 

 

    • В мире разработаны различные модели формирования регулируемой рыночной экономики - турецкая, китайская, южнокорейская, японская и др. Принципиальной позицией Узбекистана является - не отвергая всего полезного, что накоплено мировым опытом, выбор собственного пути социально – экономического развития. Избранный Узбекистаном  собственный путь  нацелен на формирование социально ориентированной рыночной экономики, отвечающей интересам, условиям и особенностям республики. Она получила название « узбекская модель»  развития. В прошлой лекции мы уже останавливались на специфических особенностях и условиях осуществления в Узбекистане рыночных реформ.
    • Основой осуществления в республике  рыночных преобразований являются пять основных принципов:
    • - Деидеологизация экономики, т.е. экономические реформы не должны быть подчинены какой- либо идеологии. Экономика должна иметь приоритет над политикой.
    • - Государство - главный  инициатор и реформатор.
    • - Верховенство закона во всех сферах жизни  общества.
    • - Реализация сильной социальной политики.
    • - Поэтапный переход к рыночной экономике, без «революционных скачков» и «шоковой терапии».
    • На основе этих принципов и была разработана стратегия экономических реформ. Важнейшей её задачей является определение конечной цели социально – экономических  преобразований - переход от централизованной, основанной на административно -  командной системе экономики, к рыночным отношениям, от одного качественного состояния общества к другому.

 

    • Объективная реальность  такова, что  одновременно решать все назревшие  социально экономические проблемы невозможно. Как показывает опыт многих стран, экономическое реформирование не может с равной степенью интенсивности осуществляться во всех сферах  народного хозяйства. Попытки одновременно решать все проблемы, в условиях экономического и структурного кризиса, изначально обречены на провал (период «большого скачка» в Китае). Поэтому при определении основных приоритетов важно найти  те основные звенья,  ухватившись за которые можно вытянуть всю цепь проблем.
    • Такими основными направлениями рыночных преобразований  являются:
    • - Преобразование отношений собственности путём разгосударствления и приватизации.
    • - Преобразование финансово – кредитной системы.
    • - Реформирование аграрного сектора экономики.
    • - Преобразование внешнеэкономических связей.
    • - Осуществление структурных преобразований в экономике, что подразумевает отказа от сырьевой направленности нашей экономики и ставка  на производство готовой к потреблению продукции.
    • - Формирование рыночной инфраструктуры.

 

    • Вступление Узбекистана в XXI век ознаменовало начало развёртывания нового этапа реформ, обусловленного тем, что многие прежние задачи в целом были реализованы. Между тем жизнь выдвинула новые задачи. Немало нерешённых проблем обозначилось на пути интеграции в мировую экономику, связанных с необходимостью адаптации национального законодательства к международным нормам, либерализацией валютной политики и обеспечение конвертируемости сума. В дальнейшем обновлении нуждается система управления. Действующий механизм хозяйствования, несмотря на очевидные изменения, продолжает сохранять многие пороки командно – административной системы, что не способствует развитию инициативы и предприимчивости, формированию полнокровных рынков продукции, труда и капитала, сдерживают стимулы производственной активности. Исходя из анализа ситуации, руководство Узбекистана определило современный этап как дальнейшие реформы  в русле системной либерализации. Как отметил Президент Узбекистана И.А.Каримов на заседании Кабинета Министров, посвящённом итогам социально-экономического развития страны в 2006 г. и важнейшим приоритетам углубления экономических реформ в 2007 г. (13 февраля 2007 г.) главными задачами  в осуществлении экономических реформ являются:  
              

 

    • - Дальнейшее углубление рыночных преобразований и либерализация экономики, обеспечение устойчивых и сбалансированных темпов роста, структуризация и модернизация экономики.
    • - Дальнейшее развитие частного сектора, повышение его удельного веса в экономике страны, последовательное снижение присутствия государства в экономике.
    • - Всесторонняя поддержка развитию малого бизнеса и фермерства, решение на этой основе проблем занятости населения и повышения благосостояния людей.
    • - Углубление реформ в банковской и финансовой системе.
    • - Совершенствование налоговой системы.

 

    • Реализации социальных программ Узбекистана во многом способствовало провозглашение Года интересов человека (1997 г.), семьи (1998 г.), женщин (1999 г.), здорового поколения (2000 г.), матери и ребёнка (2001 г.), защиты интересов старшего поколения (2002 г.), махали (2003 г.), доброты и милосердия (2004 г.), здоровья (2005 г.), благотворительности и врачей (2006 г.), социальной защиты (2007 г.).
    • За годы независимости проделана большая работа по развёртыванию социальной инфраструктуры, улучшению бытовых условий жизни. Особенно неузнаваемо изменился облик столицы. В последние годы в Ташкенте сданы в эксплуатацию новая Юнусабадская линия метро, протяжённостью 7,5 км, малая кольцевая дорога, новое здание Узбекского национального драматического театра, Государственная консерватория, Сената Олий Мажлиса, десятки других уникальных архитектурных объектов.

 

 

    • 3. Ду<span style=" fo

Информация о работе Духовность узбекистана