Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:40, контрольная работа
Целью контрольной работы является определение сущности бытия, его главных свойств (движение, развитие, пространство, время).
Задача заключается в изучении атрибутов Бытия, их особенностей и характерных признаков, а также в умении ориентироваться в понятиях по данной теме.
Введение
"Бытие" - фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии. При этом издавна в него вкладывался различный смысл; вокруг "бытия" и учения о бытии (онтологии) всегда велись и до сих пор ведутся острые философские дискуссии. При рассмотрении бытия мысль достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего. В то же время философское осмысление бытия подводит к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, которые человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил.
Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека.
У Бытия часто выделяют разного рода атрибуты – главные (существенные) свойства Бытия. Свойство объекта называется существенным, если с исчезновением этого свойства исчезает и сам объект. Свойства, с исчезновением которых объект только меняется, можно называть несущественными.
Какие же атрибуты характерны для Бытия? В чем заключается их сходство? Каковы их особенности?
Данная тема всегда привлекала меня своей многогранностью, и поэтому я решила изучить ее как можно лучше, а также разобраться в многочисленных вопросах, интересующих меня.
Целью контрольной работы является определение сущности бытия, его главных свойств (движение, развитие, пространство, время).
Задача заключается в изучении атрибутов Бытия, их особенностей и характерных признаков, а также в умении ориентироваться в понятиях по данной теме.
ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАК АТРИБУТЫ БЫТИЯ.
Материальный мир – это бесконечное множество различающихся объектов, но он не может существовать вне определенного движения. Именно посредством движения любая материальная вещь способна стать бытием, если она формируется в определенную целостность, которая способна противостоять различным разрушительным воздействиям.
Важнейшим положением философского материализма является признание органического единства материи и движения. Материи свойственна внутренняя активность, движение. Быть - значит пребывать, находиться в движении. Материя предстаёт бесконечной, как в своих проявлениях, свойствах, так и в своих изменениях, взаимопереходах от одного состояния к другому, взаимодействиях. Такие переходы, а, в общем, движение, есть коренной способ существования материи, её сущностной атрибут. Движение несотворимо и неуничтожимо, как и сама материя. Ни одна частица материи, ни один эрг энергии не могут возникнуть из ничего и не могут исчезнуть бесследно. Проблемы неразрывности материи и движения всегда волновала учёных и философов; устойчивой оказалась концепция энергетизма, отрывающей движение от материи. Оствальд, в частности, заявлял, что в мире нет материи, а существует лишь энергия. В наши дни утверждается превращение материи в энергию, что в частности доказывает Гейзенберг, ссылаясь на известное уравнение Эйнштейна. Однако в действительности Эйнштейн указал лишь на пропорциональное соотношение массы и энергии. Энергия - это мера движения материи. Переходить друг в друга они не могут. На самом деле происходит переход массы, связанной с веществом, в массу, связанную с полем. Энергия служит мерой этого перехода.
Движение как
абсолютный способ
С точки зрения
современных представлений о
мире, его происхождении и развитии
названные формы не раскрывают
всего многообразия
Важной также является проблема источника движения материи. В истории философии на данный вопрос существовало две фундаментальных точки зрения – согласно одной из них (Аристотель, теория Большого Взрыва) движение мира является следствием первотолчка, источником которого является либо Ум-перводвигатель, Бог или Большой взрыв. Согласно другой (Демокрит, диалектический материализм, синергетика)– источником движения материи является она сама, а мир и Вселенная предстают как самоизменяющаяся и саморазвивающаяся система.
Древнегреческие
«семь мудрецов» понимали
Своеобразный итог
данным спорам подвел
Метафизические
концепции движения сводили
В диалектической
концепции движение
В постоянном изменении
пребывает и структура «
Итак, движение вечно
и неучтожимо, неотрывно от материи
и абсолютно. Покой же
В науке выделяются два основных типа движения предметов и явлений объективной реальности. Один из них связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, т.е. не изменяют своего качества.
Однако, отмеченный тип движения не охватывает всего многообразия происходящих в мире изменений. Зачастую они сопровождаются перестройкой внутренней структуры предметов, что ведет к изменению качеств первоначальной вещи и превращении ее в совершенно другую вещь. Такой тип движения, которому свойственны также необратимость и определенная направленность, называется развитием. При этом может иметь место усложнение структуры, повышение уровня организации предмета или явления, что обычно характеризуется как прогресс. Если же движение происходит в обратном направлении – от более совершенных и развитых форм к менее совершенным, то в таком случае принято говорить о регрессе. Необходимо, однако, принять во внимание, что указанные характеристики прогресса и регресса не следует абсолютизировать.[1]
Примерами
развития в неживой природе
могут служить эволюционные
Развитие характеризуется рядом фундаментальных черт. Прежде всего это - всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеет место. Необратимость понимается «как возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее». И наконец, направленность изменений означает, что любые, даже кажущиеся случайными изменения возникают как результат определенных взаимодействий и порождают в свою очередь другие изменения. Развитие как направленное изменение обеспечивает преемственность «между качественными изменениями на уровне системы, аккумулятивную связь последующего с предыдущим, определенную тенденцию в изменениях и именно на этой основе появление у системы новых возможностей».
Нельзя смешивать понятие “движение” с понятием “развитие”. Если движение есть всякое изменение, то развитие - направленное движение, изменение. Развитие - это переход вещей из одних состояний в другие, в новые качественные состояния, из одних состояний в другие, в новые качественные состояния, с новыми свойствами.
Развитие является основным предметом изучения диалектики. Нацеленность на развитие является главным критерием диалектики. Развитие не развитие «вообще», «всего», «всей материи». Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами. Развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т.п. Вне конкретных систем нет никакого развития.
Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Но из развития должны быть исключены моменты возникновения и распада системы, её ликвидации, прекращения существования, т.к. например, возникновение системы хотя и связано с развитием, однако не есть ещё собственно развитие, оно представляет собой взаимодействие элементов, рождающих новую структуру.
Признаками развития принято считать следующие из них:
1. Неотрывность от движения,
изменения. Но это не
2. Развитие характеризуется не разовым качественным преобразованием, а комплексом, связью ряда таких преобразований. В этом плане развитие есть связь качественных преобразований системы. Для этой связи характерна необратимость.
3. Развитие есть особого рода связь состояний. Развитие показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы. Иначе говоря, развитие соотносится с направленными преобразованиями.
Таким образом, развитие
- это направленные, необратимые
качественные изменения
Основные концепции развития, выдвигаемые современной наукой и философией:
-рационалистическая, логико-гносеологическая
модель диалектики. К этому типу
концепций относятся
-диалектико-
-градуалистская модель
развития, характерная для теории
Г. Спенсера. Суть её сводится
к следующему: сводимость высших
форм движения материи к
-концепция «творческой
эволюции» или «эмерджентизма»,
-натуралистская концепция,
получившая широкое развитие
в естественных науках и
Таким образом, принцип развития представляет собой выражение объективных процессов, происходящих в материальных и духовных системах, сопровождающихся изменениями в данных системах. Требования принципа составляют методологическую основу адекватной действительности практической и познавательной деятельности.
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА БЫТИЯ.
Признание движения как формы существования материи логично предполагает, что материальные объекты, обладая размерами, определённым образом расположены друг относительно друга, образуют некоторые устойчивые конфигурации. Другими словами, все вещи, тела, объекты имеют временные свойства и пространственные характеристики.