Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 19:25, доклад
Джордано Бруно - великий итальянский ученый, философ, поэт, пламенный
сторонник и пропагандист учения Коперника. С 14 лет обучался в доминиканском
монастыре и стал монахом, сменив подлинное имя Филиппо на Джордано.
Глубокие знания получил путем самообразования в богатой монастырской
библиотеке. За смелые выступления против догматов церкви и поддержку учения
Коперника Бруно вынужден был покинуть монастырь. Преследуемый церковью он
долгие годы скитался по многим городам и странам Европы. Везде он читал
лекции, выступал на публичных богословских диспутах.
Джордано Бруно
(1548-1600)
Джордано Бруно - великий итальянский ученый, философ, поэт, пламенный
сторонник и пропагандист учения Коперника. С 14 лет обучался в доминиканском
монастыре и стал монахом, сменив подлинное имя Филиппо на Джордано.
Глубокие знания получил путем самообразования в богатой монастырской
библиотеке. За смелые выступления против догматов церкви и поддержку учения
Коперника Бруно вынужден был покинуть монастырь. Преследуемый церковью он
долгие годы скитался по многим городам и странам Европы. Везде он читал
лекции, выступал на публичных богословских диспутах.
В 1584 г. в Лондоне вышли его основные философские и естественнонаучные
сочинения, написанные на итальянском языке. илиппо Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно в Нола (Кампанья) близ Неаполя в 1548. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет в 1563 он поступил в местный монастырь Святого Доминика, принадлежащий к Доминиканскому ордену, где продолжил обучение. Здесь в 1565 он стал монахом и получил имя Джордано. В 1572 Бруно принял священный сан.
Усиленные занятия выработали в нём критическое отношение к догматам церкви и схоластике. Вскоре за сомнения относительно пресуществления и непорочного зачатия Девы Марии он навлёк на себя подозрения в ереси. Своими высказываниями он смущал собратьев-монахов, и начальству пришлось начать расследование его деятельности.
Не дожидаясь результатов, Бруно бежал в 1576 в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии. Здесь он стал зарабатывать на жизнь преподаванием, не задерживаясь подолгу на одном месте. И хотя Бруно всю жизнь формально числился доминиканцем, он страстно ненавидел «псов господних» и довольно откровенно писал об этом в своих сочинениях. Например, на вопрос одного из персонажей в произведении Бруно «Песнь Цирцеи», как можно распознать среди множества собачьих пород самую злую, доподлинно собачью и не менее знаменитую, чем свинья, Цирцея отвечает: «Это та самая порода варваров, которая осуждает и хватает зубами то, чего не понимает. Ты их распознаешь по тому, что эти жалкие псы, известные уже по своему внешнему виду, гнусным образом лают на всех незнакомых, хотя бы и добродетельных людей, а по отношению к знакомым проявляют мягкость, хотя бы то были самые последние и отъявленные мерзавцы». С этих пор он скитался по Европе.
В 1577 в Женеве за резкую критику кальвинистов (он спорил не только с католиками) Бруно попал в тюрьму. По освобождении в 1579 он перебрался во Францию, побывав сначала в Тулузе, где читал публичные лекции о книге Аристотеля «О душе», а в 1579 посетил Париж, где читал лекции о книге Раймунда Луллия «Великое искусство». Во Франции на Бруно обратил внимание присутствовавший на одной из его лекций король Генрих III, который позднее предоставил учёному рекомендательные письма для поездки в Англию.
Бруно занимался философией. В своих произведениях Бруно обращался к имени Гермеса Трисмегиста. Большое влияние на Бруно имело учение Коперника и заново открытые в результате переводов, осуществлённых Марсилио Фичино, идеи Платона. Среди других влияний можно упомянуть Фому Аквинского, Аверроэса, Дунса Скота и Николая Кузанского. В философии Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, которые привели Бруно к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов и пифагорейцев. У Николая Кузанского Бруно почерпнул идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога. Это дало ему возможность противопоставить схоластическому аристотелизму свою пантеистическую натурфилософию. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах».
Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «всё во всём». Эти идеи Бруно оказали большое влияние на развитие философии Нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Спинозой, идея монады — Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Шеллинга и Гегеля. Таким образом, философия Бруно явилась переходным звеном от средневековых философских систем к философским концепциям Нового времени.
В философских работах Бруно содержатся как логические рассуждения, так и мистические элементы. Большое влияние на Бруно имели атомистические представления поэмы Лукреция О природе вещей, идеи Платона, сочинение Николая Кузанского Об учёном незнании. Среди других влияний можно упомянуть Альберта Великого, Фому Аквинского, Аверроэса, Дунса Скота, Бернардино Телезио, Ибн Гебироля, Давида Динанского.
В своих произведениях Бруно
часто обращался к имени Гермес
В философии Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, которые привели Бруно к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов и пифагорейцев. У Николая Кузанского Бруно почерпнул идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога. Это дало ему возможность противопоставить схоластическому аристотелизму свою пантеистическую натурфилософию. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах».
Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «всё во всём». Эти идеи Бруно оказали определённое влияние на развитие философии Нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Спинозой, идея монады — Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Шеллинга и Гегеля.