Естественнонаучные взгляды Аристотеля, как развитие элементов философии Аттической школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

Аристотель хорошо знал элементарную математику, пользовался математическими примерами, высказал глубокие соображения о таких трудных понятиях, как пределы и бесконечное.
По образцу математики построена его логическая схема. Аристотель правильно подошел к решению проблемы рычага, решил задачу параллелограмма сил.

Файлы: 1 файл

8 аристотель.docx

— 16.75 Кб (Скачать файл)

8) Естественнонаучные взгляды  Аристотеля, как развитие элементов  философии Аттической школы 
Естественнонаучные воззрения Аристотеля изложены в «Метафизике, а также в трудах «Физика», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология», «О небе», «О душе», сочинениях по зоологии «Описание животных». 
Аристотель хорошо знал элементарную математику, пользовался математическими примерами, высказал глубокие соображения о таких трудных понятиях, как пределы и бесконечное.  
По образцу математики построена его логическая схема. Аристотель правильно подошел к решению проблемы рычага, решил задачу параллелограмма сил.  
В области астрономии интересы Аристотеля были сосредоточены главным образом на вопросах мироздания.  
Он считал, что Земля шарообразна и является центром Вселенной; вращение Земли вокруг своей оси он отрицал. Шарообразны также небесный свод и все светила; звезды неподвижно укреплены на небесной сфере и обращаются вместе с ней, планеты движутся вокруг земли по концентрическим кругам. Аристотель первым доказал шарообразность Луны на основании изучении ее фаз. Доказательство шарообразности Земли он видел в характере лунных затмений, при которых тень, бросаемая Землей на Луну, имеет по краям округлую форму.  
Аристотелю принадлежат также наблюдения отдельных небесных явлений, комет и падающих звезд, которые, по его мнению, являются созданиями земной атмосферы. Он дал принципиально верно объяснение радуги, пытался математически охарактеризовать преломление лучей, в котором он видел причину радуги. 
Физика Аристотеля в основе своей умозрительна.  
По его концепции, доступные непосредственному ощущению основные качества первоматерии образуют две пары противоположностей: теплое - холодное, сухое - влажное.  
Основными веществами или стихиями являются четыре элемента: земля, воздух, вода и огонь, представляющие собой различные сочетания «первичных качеств»; соединению холодного с сухим соответствует земля, холодного с влажным – вода, теплого с влажным – воздух, теплого с сухим – огонь. Земле он приписывает абсолютную тяжесть, огню – абсолютную легкость.  
Материя, по Аристотелю, не может возникнуть из ничего, не может увеличиться или уменьшиться количественно: она способна лишь к превращениям, происходящим по тому, что между несходным и противоположным постоянно происходит взаимодействие.  
По Аристотелю начало актуальному движению в природе положено 
«первым двигателем». В природе, как правило, совершаются целесообразные движения, которые суть или изменения по сущности (возникновение и уничтожение), или изменения по количеству (увеличение и уменьшение), или изменения по качеству (переход из одного состояния в другое), или, наконец, механические движения (пространственные перемещения). Последние бывают прямолинейные, криволинейные и смешанные. Криволинейное, как более совершенное, Аристотель приписывал небесным телам. При этом в качестве материальной среды для круговых движений небесных тел Аристотель принимал пятый элемент – эфир, который в качестве квинтэссенции стал предметом спекуляций средневековых схоластов. В равной мере мысль Аристотеля о том, что благодаря общей материальной основе природные тела в соответствующих условиях могут превращаться друг в друга, послужила одним их исходных положений для возникновения средневековой алхимической идеи о возможности превращения металлов.  
У Аристотеля имеется ряд интересных положений об акустических явлениях.  
Так, он считал воздух посредником в звуковых явлениях, которые, по его мнению, суть колебания, распространяющиеся до нашего уха через воздух. Аристотель перенес эти взгляды в область оптики и выступил против мнения, имевшего хождение в его время, согласно которому зрение есть вид осязания, при котором глаз протягивает к телам как бы чувственные нити. Аристотель признавал существование между глазом и телами посредствующей среды, которая так же необходима для передачи зрительного ощущения, как и воздух для передачи звука. Аристотель сделал попытку объяснить происхождение цветов; с его точки зрения они происходят от смешения белого и черного.  
Следует отметить, что если аристотелевское учение о четырех элементах было шагом назад по сравнению с атомистическими представлениями Демокрита и его учеников, с которыми он полемизировал, хотя и высоко ценил их, то представления Аристотеля, касающиеся оптических явлений, были в этой области шагом вперед по сравнению с концепцией атомистов. 
«Наибольшие заслуги Аристотеля в области естествознания относятся к описательному естествознанию и биологии, где он более последовательно, чем в других областях, применил свой эмпирический, индуктивный метод изучения явлений» .  
Несмотря на то, что многие наблюдения были собраны еще его предшественниками, главным образом Демокритом и античными врачами, только благодаря Аристотелю эти наблюдения в области зоологии и сравнительной анатомии были собраны и классифицированы в систему знаний, достойную быть названной наукой в нашем понимании. Аристотель сумел с большой проницательностью отметить самые существенные признаки, позволившие ему создать первую естественную классификацию животных, предостерегал от поспешного увлечения отдельными, бросающимися в глаза, но принципиально малозначащими различиями. 
Следует отметить, что шагом вперед по сравнению с системой Аристотеля была только система К.Линнея, а основных своих чертах и по применяемым методам систематика животных и теперь следует важнейшим принципам аристотелевской классификации. Аристотель описал около 500 видов животных, относящихся к фауне восточного Средиземья. Их он сперва разделил на две большие группы: животных, обладающих кровью, и животных без крови; при этом он утверждал, что все кровеносные животные имеют спинной хребет. Последнее обстоятельство свидетельствует, что он очень близко подошел к ламарковскому делению животных на позвоночных и беспозвоночных.  
Дальнейшее подразделение Аристотеля происходит на основании дополнительных признаков (количество конечностей, наличие мягких и твердых частей и т.д.) и способов размножения. Животных, обладающих кровью, Аристотель разделяет на 5 групп: 1)живородящие четвероногие (млекопитающие), 2) большей частью яйцеродные, иногда живородящие, четвероногие и безногие, часто покрытые чешуями (пресмыкающиеся и земноводные),3) всегда яйцеродные, крылатые, летающие, двуногие, покрытые перьями (птицы), 4) живородящие, дышащие легкими, безногие, водяные животные (киты), 5) яйцеродные, тоже живородящие, чешуйчатые или голые безногие, дышащие жабрами, водяные животные (рыбы). Третья и пятая группы совпадают с современными классами птиц и рыб. Замечательно то, что Аристотель отделил китов от рыб. Он знал, что китообразные живородящи, что среди акул встречаются яйцекладущие и живородящие породы, у которых зародыш связан с маткой пуповиной.  
Среди бескровных животных Аристотель отличал: 1) мягкотелых – животных без резкого разделения твердых от мягких частей, с внутренними окостенениями, с ногами на голове (головоногие моллюски), 2) мягкоскорлуповых – многоногих, покрытых роговой скорлупой, защищающих мягкое тело (ракообразные десятиногие), 3) черепнокожих – мягкотелые, с твердой ломкой раковиной (моллюски, кроме головоногих), 4) многоногих с телом, разделенным наотрезки (насекомые, многоножки, паукообразные).  
В работах Аристотеля содержится огромное количество тонких наблюдений и метких замечаний, относящихся к описываемым видам животных (полное и неполное превращение насекомых, роль измененного щупальца у самцов головоногих – гектакотилуса, служащего для оплодотворения, развитие трутней из неоплодотворенных яиц и т.п.).


Информация о работе Естественнонаучные взгляды Аристотеля, как развитие элементов философии Аттической школы