Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 17:20, контрольная работа
Аристотель хорошо знал элементарную математику, пользовался математическими примерами, высказал глубокие соображения о таких трудных понятиях, как пределы и бесконечное.
По образцу математики построена его логическая схема. Аристотель правильно подошел к решению проблемы рычага, решил задачу параллелограмма сил.
8) Естественнонаучные взгляды
Аристотеля, как развитие элементов
философии Аттической школы
Естественнонаучные воззрения
Аристотеля изложены в «Метафизике, а
также в трудах «Физика», «О возникновении
и уничтожении», «Метеорология», «О небе»,
«О душе», сочинениях по зоологии «Описание
животных».
Аристотель хорошо знал элементарную
математику, пользовался математическими
примерами, высказал глубокие соображения
о таких трудных понятиях, как пределы
и бесконечное.
По образцу математики построена
его логическая схема. Аристотель правильно
подошел к решению проблемы рычага, решил
задачу параллелограмма сил.
В области астрономии интересы
Аристотеля были сосредоточены главным
образом на вопросах мироздания.
Он считал, что Земля шарообразна
и является центром Вселенной; вращение
Земли вокруг своей оси он отрицал. Шарообразны
также небесный свод и все светила; звезды
неподвижно укреплены на небесной сфере
и обращаются вместе с ней, планеты движутся
вокруг земли по концентрическим кругам.
Аристотель первым доказал шарообразность
Луны на основании изучении ее фаз. Доказательство
шарообразности Земли он видел в характере
лунных затмений, при которых тень, бросаемая
Землей на Луну, имеет по краям округлую
форму.
Аристотелю принадлежат также
наблюдения отдельных небесных явлений,
комет и падающих звезд, которые, по его
мнению, являются созданиями земной атмосферы.
Он дал принципиально верно объяснение
радуги, пытался математически охарактеризовать
преломление лучей, в котором он видел
причину радуги.
Физика Аристотеля в основе
своей умозрительна.
По его концепции, доступные
непосредственному ощущению основные
качества первоматерии образуют две пары
противоположностей: теплое - холодное,
сухое - влажное.
Основными веществами или стихиями
являются четыре элемента: земля, воздух,
вода и огонь, представляющие собой различные
сочетания «первичных качеств»; соединению
холодного с сухим соответствует земля,
холодного с влажным – вода, теплого с
влажным – воздух, теплого с сухим – огонь.
Земле он приписывает абсолютную тяжесть,
огню – абсолютную легкость.
Материя, по Аристотелю, не может
возникнуть из ничего, не может увеличиться
или уменьшиться количественно: она способна
лишь к превращениям, происходящим по
тому, что между несходным и противоположным
постоянно происходит взаимодействие.
По Аристотелю начало актуальному
движению в природе положено
«первым двигателем». В природе,
как правило, совершаются целесообразные
движения, которые суть или изменения
по сущности (возникновение и уничтожение),
или изменения по количеству (увеличение
и уменьшение), или изменения по качеству
(переход из одного состояния в другое),
или, наконец, механические движения (пространственные
перемещения). Последние бывают прямолинейные,
криволинейные и смешанные. Криволинейное,
как более совершенное, Аристотель приписывал
небесным телам. При этом в качестве материальной
среды для круговых движений небесных
тел Аристотель принимал пятый элемент
– эфир, который в качестве квинтэссенции
стал предметом спекуляций средневековых
схоластов. В равной мере мысль Аристотеля
о том, что благодаря общей материальной
основе природные тела в соответствующих
условиях могут превращаться друг в друга,
послужила одним их исходных положений
для возникновения средневековой алхимической
идеи о возможности превращения металлов.
У Аристотеля имеется ряд интересных
положений об акустических явлениях.
Так, он считал воздух посредником
в звуковых явлениях, которые, по его мнению,
суть колебания, распространяющиеся до
нашего уха через воздух. Аристотель перенес
эти взгляды в область оптики и выступил
против мнения, имевшего хождение в его
время, согласно которому зрение есть
вид осязания, при котором глаз протягивает
к телам как бы чувственные нити. Аристотель
признавал существование между глазом
и телами посредствующей среды, которая
так же необходима для передачи зрительного
ощущения, как и воздух для передачи звука.
Аристотель сделал попытку объяснить
происхождение цветов; с его точки зрения
они происходят от смешения белого и черного.
Следует отметить, что если
аристотелевское учение о четырех элементах
было шагом назад по сравнению с атомистическими
представлениями Демокрита и его учеников,
с которыми он полемизировал, хотя и высоко
ценил их, то представления Аристотеля,
касающиеся оптических явлений, были в
этой области шагом вперед по сравнению
с концепцией атомистов.
«Наибольшие заслуги Аристотеля
в области естествознания относятся к
описательному естествознанию и биологии,
где он более последовательно, чем в других
областях, применил свой эмпирический,
индуктивный метод изучения явлений»
.
Несмотря на то, что многие наблюдения
были собраны еще его предшественниками,
главным образом Демокритом и античными
врачами, только благодаря Аристотелю
эти наблюдения в области зоологии и сравнительной
анатомии были собраны и классифицированы
в систему знаний, достойную быть названной
наукой в нашем понимании. Аристотель
сумел с большой проницательностью отметить
самые существенные признаки, позволившие
ему создать первую естественную классификацию
животных, предостерегал от поспешного
увлечения отдельными, бросающимися в
глаза, но принципиально малозначащими
различиями.
Следует отметить, что шагом
вперед по сравнению с системой Аристотеля
была только система К.Линнея, а основных
своих чертах и по применяемым методам
систематика животных и теперь следует
важнейшим принципам аристотелевской
классификации. Аристотель описал около
500 видов животных, относящихся к фауне
восточного Средиземья. Их он сперва разделил
на две большие группы: животных, обладающих
кровью, и животных без крови; при этом
он утверждал, что все кровеносные животные
имеют спинной хребет. Последнее обстоятельство
свидетельствует, что он очень близко
подошел к ламарковскому делению животных
на позвоночных и беспозвоночных.
Дальнейшее подразделение Аристотеля
происходит на основании дополнительных
признаков (количество конечностей, наличие
мягких и твердых частей и т.д.) и способов
размножения. Животных, обладающих кровью,
Аристотель разделяет на 5 групп: 1)живородящие
четвероногие (млекопитающие), 2) большей
частью яйцеродные, иногда живородящие,
четвероногие и безногие, часто покрытые
чешуями (пресмыкающиеся и земноводные),3)
всегда яйцеродные, крылатые, летающие,
двуногие, покрытые перьями (птицы), 4) живородящие,
дышащие легкими, безногие, водяные животные
(киты), 5) яйцеродные, тоже живородящие,
чешуйчатые или голые безногие, дышащие
жабрами, водяные животные (рыбы). Третья
и пятая группы совпадают с современными
классами птиц и рыб. Замечательно то,
что Аристотель отделил китов от рыб. Он
знал, что китообразные живородящи, что
среди акул встречаются яйцекладущие
и живородящие породы, у которых зародыш
связан с маткой пуповиной.
Среди бескровных животных
Аристотель отличал: 1) мягкотелых – животных
без резкого разделения твердых от мягких
частей, с внутренними окостенениями,
с ногами на голове (головоногие моллюски),
2) мягкоскорлуповых – многоногих, покрытых
роговой скорлупой, защищающих мягкое
тело (ракообразные десятиногие), 3) черепнокожих
– мягкотелые, с твердой ломкой раковиной
(моллюски, кроме головоногих), 4) многоногих
с телом, разделенным наотрезки (насекомые,
многоножки, паукообразные).
В работах Аристотеля содержится
огромное количество тонких наблюдений
и метких замечаний, относящихся к описываемым
видам животных (полное и неполное превращение
насекомых, роль измененного щупальца
у самцов головоногих – гектакотилуса,
служащего для оплодотворения, развитие
трутней из неоплодотворенных яиц и т.п.).