Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 17:20, контрольная работа
Аристотель хорошо знал элементарную математику, пользовался математическими примерами, высказал глубокие соображения о таких трудных понятиях, как пределы и бесконечное. 
По образцу математики построена его логическая схема. Аристотель правильно подошел к решению проблемы рычага, решил задачу параллелограмма сил.
8) Естественнонаучные взгляды 
Аристотеля, как развитие элементов 
философии Аттической школы 
Естественнонаучные воззрения 
Аристотеля изложены в «Метафизике, а 
также в трудах «Физика», «О возникновении 
и уничтожении», «Метеорология», «О небе», 
«О душе», сочинениях по зоологии «Описание 
животных». 
Аристотель хорошо знал элементарную 
математику, пользовался математическими 
примерами, высказал глубокие соображения 
о таких трудных понятиях, как пределы 
и бесконечное.  
По образцу математики построена 
его логическая схема. Аристотель правильно 
подошел к решению проблемы рычага, решил 
задачу параллелограмма сил.  
В области астрономии интересы 
Аристотеля были сосредоточены главным 
образом на вопросах мироздания.  
Он считал, что Земля шарообразна 
и является центром Вселенной; вращение 
Земли вокруг своей оси он отрицал. Шарообразны 
также небесный свод и все светила; звезды 
неподвижно укреплены на небесной сфере 
и обращаются вместе с ней, планеты движутся 
вокруг земли по концентрическим кругам. 
Аристотель первым доказал шарообразность 
Луны на основании изучении ее фаз. Доказательство 
шарообразности Земли он видел в характере 
лунных затмений, при которых тень, бросаемая 
Землей на Луну, имеет по краям округлую 
форму.  
Аристотелю принадлежат также 
наблюдения отдельных небесных явлений, 
комет и падающих звезд, которые, по его 
мнению, являются созданиями земной атмосферы. 
Он дал принципиально верно объяснение 
радуги, пытался математически охарактеризовать 
преломление лучей, в котором он видел 
причину радуги. 
Физика Аристотеля в основе 
своей умозрительна.  
По его концепции, доступные 
непосредственному ощущению основные 
качества первоматерии образуют две пары 
противоположностей: теплое - холодное, 
сухое - влажное.  
Основными веществами или стихиями 
являются четыре элемента: земля, воздух, 
вода и огонь, представляющие собой различные 
сочетания «первичных качеств»; соединению 
холодного с сухим соответствует земля, 
холодного с влажным – вода, теплого с 
влажным – воздух, теплого с сухим – огонь. 
Земле он приписывает абсолютную тяжесть, 
огню – абсолютную легкость.  
Материя, по Аристотелю, не может 
возникнуть из ничего, не может увеличиться 
или уменьшиться количественно: она способна 
лишь к превращениям, происходящим по 
тому, что между несходным и противоположным 
постоянно происходит взаимодействие.  
По Аристотелю начало актуальному 
движению в природе положено 
«первым двигателем». В природе, 
как правило, совершаются целесообразные 
движения, которые суть или изменения 
по сущности (возникновение и уничтожение), 
или изменения по количеству (увеличение 
и уменьшение), или изменения по качеству 
(переход из одного состояния в другое), 
или, наконец, механические движения (пространственные 
перемещения). Последние бывают прямолинейные, 
криволинейные и смешанные. Криволинейное, 
как более совершенное, Аристотель приписывал 
небесным телам. При этом в качестве материальной 
среды для круговых движений небесных 
тел Аристотель принимал пятый элемент 
– эфир, который в качестве квинтэссенции 
стал предметом спекуляций средневековых 
схоластов. В равной мере мысль Аристотеля 
о том, что благодаря общей материальной 
основе природные тела в соответствующих 
условиях могут превращаться друг в друга, 
послужила одним их исходных положений 
для возникновения средневековой алхимической 
идеи о возможности превращения металлов.  
У Аристотеля имеется ряд интересных 
положений об акустических явлениях.  
Так, он считал воздух посредником 
в звуковых явлениях, которые, по его мнению, 
суть колебания, распространяющиеся до 
нашего уха через воздух. Аристотель перенес 
эти взгляды в область оптики и выступил 
против мнения, имевшего хождение в его 
время, согласно которому зрение есть 
вид осязания, при котором глаз протягивает 
к телам как бы чувственные нити. Аристотель 
признавал существование между глазом 
и телами посредствующей среды, которая 
так же необходима для передачи зрительного 
ощущения, как и воздух для передачи звука. 
Аристотель сделал попытку объяснить 
происхождение цветов; с его точки зрения 
они происходят от смешения белого и черного.  
Следует отметить, что если 
аристотелевское учение о четырех элементах 
было шагом назад по сравнению с атомистическими 
представлениями Демокрита и его учеников, 
с которыми он полемизировал, хотя и высоко 
ценил их, то представления Аристотеля, 
касающиеся оптических явлений, были в 
этой области шагом вперед по сравнению 
с концепцией атомистов. 
«Наибольшие заслуги Аристотеля 
в области естествознания относятся к 
описательному естествознанию и биологии, 
где он более последовательно, чем в других 
областях, применил свой эмпирический, 
индуктивный метод изучения явлений» 
.  
Несмотря на то, что многие наблюдения 
были собраны еще его предшественниками, 
главным образом Демокритом и античными 
врачами, только благодаря Аристотелю 
эти наблюдения в области зоологии и сравнительной 
анатомии были собраны и классифицированы 
в систему знаний, достойную быть названной 
наукой в нашем понимании. Аристотель 
сумел с большой проницательностью отметить 
самые существенные признаки, позволившие 
ему создать первую естественную классификацию 
животных, предостерегал от поспешного 
увлечения отдельными, бросающимися в 
глаза, но принципиально малозначащими 
различиями. 
Следует отметить, что шагом 
вперед по сравнению с системой Аристотеля 
была только система К.Линнея, а основных 
своих чертах и по применяемым методам 
систематика животных и теперь следует 
важнейшим принципам аристотелевской 
классификации. Аристотель описал около 
500 видов животных, относящихся к фауне 
восточного Средиземья. Их он сперва разделил 
на две большие группы: животных, обладающих 
кровью, и животных без крови; при этом 
он утверждал, что все кровеносные животные 
имеют спинной хребет. Последнее обстоятельство 
свидетельствует, что он очень близко 
подошел к ламарковскому делению животных 
на позвоночных и беспозвоночных.  
Дальнейшее подразделение Аристотеля 
происходит на основании дополнительных 
признаков (количество конечностей, наличие 
мягких и твердых частей и т.д.) и способов 
размножения. Животных, обладающих кровью, 
Аристотель разделяет на 5 групп: 1)живородящие 
четвероногие (млекопитающие), 2) большей 
частью яйцеродные, иногда живородящие, 
четвероногие и безногие, часто покрытые 
чешуями (пресмыкающиеся и земноводные),3) 
всегда яйцеродные, крылатые, летающие, 
двуногие, покрытые перьями (птицы), 4) живородящие, 
дышащие легкими, безногие, водяные животные 
(киты), 5) яйцеродные, тоже живородящие, 
чешуйчатые или голые безногие, дышащие 
жабрами, водяные животные (рыбы). Третья 
и пятая группы совпадают с современными 
классами птиц и рыб. Замечательно то, 
что Аристотель отделил китов от рыб. Он 
знал, что китообразные живородящи, что 
среди акул встречаются яйцекладущие 
и живородящие породы, у которых зародыш 
связан с маткой пуповиной.  
Среди бескровных животных 
Аристотель отличал: 1) мягкотелых – животных 
без резкого разделения твердых от мягких 
частей, с внутренними окостенениями, 
с ногами на голове (головоногие моллюски), 
2) мягкоскорлуповых – многоногих, покрытых 
роговой скорлупой, защищающих мягкое 
тело (ракообразные десятиногие), 3) черепнокожих 
– мягкотелые, с твердой ломкой раковиной 
(моллюски, кроме головоногих), 4) многоногих 
с телом, разделенным наотрезки (насекомые, 
многоножки, паукообразные).  
В работах Аристотеля содержится 
огромное количество тонких наблюдений 
и метких замечаний, относящихся к описываемым 
видам животных (полное и неполное превращение 
насекомых, роль измененного щупальца 
у самцов головоногих – гектакотилуса, 
служащего для оплодотворения, развитие 
трутней из неоплодотворенных яиц и т.п.).