Естественные предпосылки сознания. Отражение, информация, психика. Источники сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:40, реферат

Описание работы

Мозг человека по сравнению с мозгом высших обезьян обладает и гораздо более сложным, гораздо более развитым строением.
Уже у неандертальского человека, как показывают слепки, сделанные с внутренней поверхности черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференцированные у человекообразных обезьян, поля, которые затем, у современного человека, достигают своего полного развития.

Содержание работы

1. Введение…………………………………….……………………………..3
2. Естественные предпосылки сознания……………………………………4
3. Отражение и информация…………………………………………………6
4. Информация как отражение………………………………………………7
5. Психика…………..…………….…………………………………………..9
6. Источники сознания………………………………………………………13
7. Заключение……………..…………………………………………………16
8. Список использованной литературы…………………………...………..17

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 42.10 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра гуманитарного  образования и социологии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по курсу: “Философия”

 

на тему: “Естественные предпосылки сознания.

Отражение, информация, психика. Источники сознания”

 

 

 

 

 

                                                              Выполнил: ст. гр. 20-31

                                                                 Алексашкин С.В.

                                                                 Проверил: к. п. н., доцент,

Смолькина Л.И.

 

 

 

 

 

Альметьевск 2011г.

Содержание

  1. Введение…………………………………….……………………………..3
  2. Естественные предпосылки сознания……………………………………4
  3. Отражение и информация…………………………………………………6
  4. Информация как отражение………………………………………………7
  5. Психика…………..…………….…………………………………………..9
  6. Источники сознания………………………………………………………13
  7. Заключение……………..…………………………………………………16
  8. Список использованной литературы…………………………...………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сознание  человека представляет собой удивительный феномен, близкий для нас и  в то же время загадочный, окутанный  пеленой таинств и поражающих наше воображение парадоксов. Многие пиления, связанные с ним (внушение, телепатия, психокинез и др.) свидетельствуют о сложности данного образования, неиспользованных возможностях его познания. Наука будущего, надо полагать, изменит о нем наши представления. Сейчас же его содержание мы должны рассматривать с позиций современного уровня знаний.

В понятийном аспекте сознание выражает способность  высокоорганизованной материи - мозга человека отражать мир объективной реальности в процессе общественно-исторической практики и условий формирования социальной среды. В данном определении фиксируются источники формирования сознания, то, без чего оно не может существовать.

Основой мыслительной деятельности человека является мозг, вне его функционирования сознание не проявляет себя. Повреждение мозга, а тем более его разрушение, отрицательным образом сказывается на психике людей. Например, повреждение мозжечка приводит к нарушению координации движений, а хирургическое удаление затылочных долей - к утрате зрения. При повреждении лобных участков мозга люди не могут сознательно управлять своим поведением и осуществлять самоконтроль, у них отсутствует воображение и способность абстрактно мыслить.

Мозг человека по сравнению с мозгом высших обезьян  обладает и гораздо более сложным, гораздо более развитым строением.

Уже у неандертальского человека, как показывают слепки, сделанные  с внутренней поверхности черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференцированные у человекообразных обезьян, поля, которые затем, у современного человека, достигают своего полного развития.

 

 

 

 

Естественные  предпосылки сознания

Существенной  предпосылкой сознания является общественно-историческая практика, в целом социальная среда. Сознание не может функционировать  вне мозга человека и воздействия  на него реальных вещей, но оно не проявляет и вне общения людей, практической деятельности. Известно много примеров, когда дети, находясь среди животных например, в стае волков, уподоблялись их образу жизни: ходили на четвереньках, кушали мясо в сыром виде, лаяли по-волчьи и т.е. подлинно человеческая, изначально заданная им наследственность в условиях естественной среды не находила своей реализации, оставалась невостребованной. И в последующем оказавшись в условиях социальной среды, дети не могли адаптироваться к ней и никогда не становились людьми. Роль социальной среды является определяющим фактором для становления человека и формирования его сознания.

Феномен сознания отличается своей неоднозначностью имеет сложную структуру. Впервые на данное обстоятельство было обращено внимание Зигмундом Фрейдом. Вначале он вводит в научный оборот понятие «пред-сознание», с целью выявления взаимосвязи бессознательных процессов психической деятельности с сознанием человека. Затем отказывается от него и в своей работе «Я» и «Оно» предлагает новую структуру психики. бессознательное - сознание – сверхсознание («Оно» - Id- «Я» - Ego; «Сверх-Я» - Super Ego). По Фрейду, основание структуры психики составляет "Оно" (Id), т.е. бессознательные процессы. Они представляют собой своеобразные импульсы психической энергии, отдельные желания и стремления людей, которые проявляют себя вне сознания и имеют интенцию, т.е. стремление к немедленному своему удовлетворению. Бессознательные процессы лишены контактов с внешним миром и находятся за пределами сознания. К ним как правило, относятся стихийные импульсы знаний и те чувственные переживания, которые вытесняются из сферы сознания, пребывая в подавленном, угнетенном состоянии. Все эти явления бессознательной психики находятся под влиянием либидо, т.е. психической энергии сексуальных влечений. В силу данного обстоятельства. Фрейд считал, что бессознательное «Id» является причиной духовного рабства человека. Вторым структурным компонентом психической деятельности, по Фрейду, является «Я» (Ego). Это - та часть сознания, в которой человек актуально имеет дело. Она открыта для него и поддается регулированию и контролю. На основе сознания происходит отражение внешнего мира и конструируются различные программы сознательного поведения людей с предвидением конечных результатов их деятельности.

«Я» выступает  определенным посредником между  внешним Миром и «Оно», между  влечением и страстями, с одной  стороны, и их удовлетворением, - с  другой стороны, где механизмом реализации являются не желания людей, а их нравственный долг. Третьим структурным компонентом психической деятельности человека, считал. Фрейд, является «Сверх-Я» (Super-Ego). Это продукт культурной среды для «Я»: идеалы общества, традиции, социальные нормы, определенная система правил и запретов (табу). Другими словами, «Сверх-Я» - это то, что выработала культура, что усваивает человек и с чем он вынужден считаться н своей деятельности. «Сверх-Я» проявляется в сознании как совесть. Последняя вызывает у «Я» чувство стыда, вины и т.п.

Фрейд пришел к выводу, что чрезмерное давление Сверх-Я, как морального цензора в обществе, создает неполноценную личность, деформирует ее и уводит людей в мир иллюзий. Давление, оказываемое со стороны Сверх-Я, как бы провоцирует усиление мощи Оно, которое выходит за рамки сознательного на него воздействия со стороны «Я». Поэтому, считает 3. Фрейд, необходимо найти оптимальную форму сочетания Сверх-Я и Оно и самым предоставить необходимые условия для свободного развития сознания человека. В современной философской литературе имеют место и другие подходы к структурированию сознания. Отдельные исследователи выделяют в нем четыре основных аспекта. Первый аспект структуры сознания связан с предметно-чувственной деятельностью человека, на основе которой формируются первичные знания о внешнем мире посредством таких форм познания, как ощущения, восприятия и представления. Второй аспект - адекватен рациональному мышлению и ориентирован на постижение сущностных сторон материальной действительности в виде понятий, суждений и умозаключений.

Третий аспект структуры сознания соотносим с  его эмоциональной компонентой, которая лишена непосредственной связи в внешним миром. Эта сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, что широкое распространение находит в современной экзистенциальной философии.

Четвертый аспект структуры сознания связан с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой. Здесь находятся высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к творческому осмыслению действительности в виде фантазии, воображения, интуиции и т.п.

 

Отражение и информация

 

Сознание  современного человека есть продукт  всей всемирной истории, итог многовекового  развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия свойства отражения у всей материи. Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимо-отражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем : в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое отражение включает информационный процесс : оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом. Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира - в неорганической природе, живых системах и социальных процессах. Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем - все несет информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире “помнит” обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.

Информация  как отражение

Первоначальная  идея о том, что любые взаимодействия имеют результат, который может быть рассмотрен как отражение, приобрел свое дальнейшее развитие. Интерпретация категорий теории отражения в системе категорий теории информации становится необходимой в силу доминирующего развития теории информации. Поэтому перевод категорий теории отражения в систему категорий теории информации необходим для взаимо-согласования результатов этих двух методологических направлений. Информация может быть рассмотрена как отражение, но, подходя подобным образом, фактически, отождествляются между собой отражение и информация, и, тем самым, сторонники данного подхода, признавая универсальность информационного взаимодействия, приходят к необходимости признания всеобщности информации, соответственно, информационные взаимосвязи приобретают универсальный статус. Так, например. А. Д. Урсул, рассматривая информацию как отражённое разнообразие, утверждает: «Информация хотя и существует в неживой природе, но она не используется её системами». Получается следующее. Во-первых, тем самым, признаётся, что информация в неживой природе существует. Во-вторых, существуя, она не используется. В-третьих, возникает вопрос: а зачем она необходима, если она не используется? Теория отражения может быть легко интерпретирована в информационно категориальной семантике. Ограниченность содержания термина «отражение» обусловлено некоторыми его специфическими чертами. Например. «Отражение» как термин несет на себе ярко выраженный антропоморфный характер, который проявляется в том, что объективному содержанию придаются характеристики, устанавливается форма, отражающая оптический способ передачи информации, понимаемый как своеобразная черта человеческого сознания.

Можно утверждать, что по своему содержанию категория «информация» имеет содержание, совпадающее с содержанием термина «отражение», но в этом случае возникает проблема удвоения понятий, одно из которых может и должно быть устранено. Но синонимичность, эквивалентность данных понятий не может быть устранена в полном объёме, так как содержательно они отличаются рядом существенных признаков. Применение информационно многомерной пространственно-развёрнутой логики позволяет более объёмно рассмотреть объект познания. Многомерная гомоморфная логика информации, как объекта реальности, предопределяет возможность рассмотрения модели отражения как информационного пространства, что позволяет увидеть более объёмные информационные потенциалы.

Такой подход возможен в силу многих существенных совпадений. Рассматривая кибернетические принципы анализа информации и принципы теории отражения, можно найти множество органичных соединений и совпадений. Но обратная процедура, попытка интерпретации теории информации с позиций теории отражения не всегда дает результаты, которые можно считать положительным шагом вперёд. В определённой степени категория «отражение» дублирует смысловое значение категории «информация» с той лишь смысловой добавкой, что определяется сопутствующими категориями. С другой стороны, возникает правомерный вопрос: всегда ли информация является результатом взаимодействия? Та информация, которая создаётся в процессе её творческого созидания, не является результатом взаимодействия, хотя в какой-то степени она является результатом воздействующего созидания, если, конечно, допустить такой термин правомочным в данном отношении.

Да, можно  рассмотреть информацию как отраженное многообразие или как именно то дополнительное разнообразие, которое возникает в результате того, что один объект отражает другой и содержит эту информацию в своей структуре. Но возникает вопрос, если это разнообразие не содержится в другом объекте, оно, тем самым, перестаёт быть информацией? То есть получается, что та информация, которая не отражена, не является информацией. Такой подход в определённом смысле можно признать правомерным. Объекты отличаются друг от друга тем, как именно, каким образом они способны выражать посредством своей структуры дополнительное многообразие связей.

Психика

Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объективным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные — человеческие чувства, желания, воспоминания и т.д. Каждый человек наделен психической жизнью. Психика определяется, как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Из данного определения следует, что основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности. Отражение выражает в себе способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отражения зависит от формы существования материи. В природе можно выделить три основных формы отражения. Низшему уровню организации жизни соответствует физическая форма отражения, характерная для взаимодействия объектов неживой природы. Более высокому уровню соответствует физиологическая форма отражения. Следующий уровень приобретает форму наиболее сложного и развитого психического отражения со специфической для человеческой психики наивысшей ступенью отражения — сознанием. Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком. Сознательность психической жизни человека заключается в его способности отделить в своём представлении себя, собственное «Я» от жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, субъективность предметом осмысления, понимания, а главное – предметом практического преобразования. Эта способность человеческой психики называется самосознанием, и именно она определяет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия. Психическое отражение не зеркально и не пассивно – это активный процесс, связанный с поиском и выбором способов действий, адекватных складывающимся условиям. Особенностью психического отражения является субъективность, т.е. опосредованность прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается, прежде всего в том, что мы видим один мир, но он предстаёт для каждого из нас по-разному. В то же время психическое отражение даёт возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности, в связи с чем необходимо отметить и такое его свойство, как объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается. Важной особенностью психического отражения является, наконец, его опережающий характер: оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определённым временно-пространственным опережением в отношении будущего.

Информация о работе Естественные предпосылки сознания. Отражение, информация, психика. Источники сознания