Ф. Энгельс о законах диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:27, реферат

Описание работы

Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями. Первоначально термин "диалектика" означал спор, столкновение противоположных мнений, в результате которого достигается истина. Научный диалектический взгляд на действительность возник не сразу, его подготовило длительное развитие человеческого познания. Вначале диалектика существовала в виде наивного, основанного на внешнем наблюдении представлении о том, что все в мире постоянно изменяется, происходит круговорот веществ в природе, вещи возникают, исчезают, превращаются в свою противоположность (Античная философия)

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Фридрих Энгельс……………………......................................................5
1.1. Биография………………………………………………………..…................5
1.2. Ф. Энгельс о законах диалектики…………………………………………..6
Глава 2.Основные законы диалектики…………………………………………12
2.1. Закон перехода количественных изменений в качественные…………...12
2.2.Закон единства и борьбы противоположностей…………………………..13
2.3. Закон отрицания отрицания……………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 35.21 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

 

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРИЗЕДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

По дисциплине: «Философия»

Тема: « Ф. Энгельс о законах диалектики»

 

 

Выполнил: студент I курса направления «Юриспруденция»

Поток 202

Алибекова П.А.

____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Фридрих Энгельс……………………......................................................5

1.1. Биография………………………………………………………..…................5

1.2. Ф. Энгельс  о законах диалектики…………………………………………..6

Глава 2.Основные законы диалектики…………………………………………12

2.1. Закон перехода  количественных изменений в качественные…………...12

2.2.Закон единства  и  борьбы противоположностей…………………………..13

2.3. Закон отрицания  отрицания……………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы………………..………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Диалектика - наука  о наиболее общих законах развития  природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений  действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними  противоречиями. Первоначально термин "диалектика" означал спор, столкновение  противоположных мнений, в результате  которого достигается истина. Научный  диалектический взгляд на действительность  возник не сразу, его подготовило  длительное развитие человеческого  познания. Вначале диалектика существовала  в виде наивного, основанного  на внешнем наблюдении представлении  о том, что все в мире постоянно  изменяется, происходит круговорот  веществ в природе, вещи возникают, исчезают, превращаются в свою противоположность (Античная философия).

     Следующий  этап в развитии философии  связан с именами немецких философоф-идеалистов. Гегель первый представил мир как процесс всеобщего поступательного движения, развития от низших ступеней к высшим, движущей силой и источником которого являются противоречия, составляющего жизненную силу всего существующего. Он сформулировал основные законы этого развития, создал систему категорий диалектики. Однако диалектика была развита Гегелем на ложной, идеалистической основе. Идеализм обусловил известную консервативность гегелевской диалектики, искусственные натяжки при попытках подвести реальные процессы под схему развития понятий. Подлинно научную, материалистическую диалектику создали Маркс и Энгельс, используя наиболее ценное в диалектики Гегеля и опираясь на достижения науки своего времени. Для марксистской диалектики характерна объективность рассмотрения явлений, понимание их таковыми, какие они есть сами по себе. Как показывает весь опыт познания и практической деятельности людей, в мире существует теснейшая связь всех явлений, всех сторон каждого явления.

Основные  законы диалектики:

1. закон  единства и  борьбы противоположностей, раскрывающий  внутренние импульсы, причину развития  и являющийся  сутью диалектики;

2. закон  перехода количественных  изменений  в качественные  и обратно, характеризующий   развитие не как чисто внешнее   изменение предметов, а как   изменение конкретное, затрагивающее  их внутренние свойства;

3. закон  отрицания  отрицания, согласно  которому развитие носит поступательный  характер, идет от простого к сложному, от низшего к высшему;

     Законы  диалектики - это законы развития не только  материального мира, но и человеческого  познания. Для того чтобы человек  мог познавать явления материального  мира со всеми их связями,  отношениями, взаимопереходами, противоречиями, его сознание должно быть столь же гибким, противоречивыми. Диалектика поэтому одновременно является и теорией познания и диалектической логикой. Диалектика - основа не только познания, но и успешной практической деятельности людей по преобразованию мира, она показывает исторически преходящий характер общественной жизни. По своему существу диалектика революционна.

     Целью написания  данного реферата является исследование  законов диалектики.

 

 

 

Глава1. Фридрих Энгельс.

1.1. Биография.

 

     Фридрих Энгельс  (1820-95) — мыслитель и общественно-политический  деятель, основоположник марксизма  (наряду с К. Марксом). Родился  28 ноября 1820, Бармен, Пруссия (ныне  Вупперталь, Германия). Скончался 5 августа 1895, Лондон.  Ф. Энгельс родился в семье фабриканта. В 1841-42, отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал университет. В 1842 переехал в Манчестер (Великобритания), где работал в конторе фабрики; сотрудничал в «Рейнской газете». Встреча с Марксом в Париже в 1844 положила начало их дружбе. Энгельс активно участвовал в организации (1847) и деятельности «Союза коммунистов», вместе с Марксом написал программу Союза — «Манифест Коммунистической партии» (1848). В июне 1848 — мае 1849 вместе с Марксом издавал в Кельне «Новую Рейнскую газету», в 1849 участвовал в вооруженном восстании в Юго-Западной Германии.

     В ноябре 1849 года Фридрих Энгельс переехал  в Лондон, в ноябре 1850 — в Манчестер,  где работал в торговой конторе,  с 1870 жил в Лондоне. Энгельс  оказывал постоянную материальную  помощь Марксу. Вместе с Марксом  руководил деятельностью 1 Интернационала. После его смерти был советником  и руководителем  европейских социалистов.

     Основные  труды  Фридриха Энгельса: «Положение рабочего  класса в Англии» (1845); «Святое   семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1845-46), обе совместно с Карлом  Марксом; «Крестьянская война  в  Германии» (1850); «Революция  и контрреволюция в Германии»  (1851-52); «Анти-Дюринг» (1878); «Происхождение  семьи, частной собственности   и государства» (1884); «Людвиг Фейербах  и конец классической немецкой  философии» (1886); «Диалектика природы» (1873-82, опубликована 1925); «Крестьянский  вопрос во Франции  и Германии»  (1894). 

 

1.2. Ф. Энгельс о законах диалектики.

 

     Диалектика, которую   Энгельс применил к естествознанию, основывалась на его интерпретации   гегелевской философии. Эта интерпретация  включила в себя не только хорошо известное  превращение гегелевской философии  из идеалистической в материалистическую, но также сведение всего богатства  гегелевской мысли к простой  схеме диалектических законов и  триад.

     В «Науке  логики» Гегель говорил о   «диалектике» как об «одной  из тех  древних наук, которые  получили неверную оценку в  современной метафизике и как  в древней, так и современной   популярной философии». Гегель был убежден в том, что до сих пор диалектика трактовалась как противопоставление двух понятий (дуализмы, антиномии, противоположности); он обращался к обсуждению Кантом «трансцендентальной диалектики» в его «Критике чистого разума» — здесь Кант выдвинул точку зрения, согласно которой человеческий разум по сути своей диалектичен, и каждому метафизическому аргументу может быть противопоставлен столь же убедительный контраргумент. Средство преодоления этого противопоставления Гегель видел в «отрицании, отрицания», которое он считал «наиболее объективным моментом Жизни и Духа, делающим субъекта свободной личностью».

     Согласно Энгельсу, материальный мир представляет  собой  взаимосвязанное целое,  управляемое  определенными общими  законами. В  качестве побочного  эффекта развитие науки за  последние несколько  веков привело к такой дифференциации знания, когда важные общие принципы оказались вне поля зрения. Как  пишет Энгельс в «Анти-Дюринге», научный метод или  «способ  изучения оставил нам вместе с  тем и привычку рассматривать  вещи и процессы природы в их обособленности, вне их великой общей связи, и  в силу этого — не в движении, а в неподвижном состоянии, не как существенно изменчивые, а  как вечно неизменные, не живыми, а мертвыми».

 

     Энгельс говорит  о том, что под «диалектикой»   он подразумевает законы всякого   движения — в природе, истории   и мышлении. Предполагается, что   эти диалектические принципы  или  законы и представляют  собой наиболее общие формы  материи в движении. Подобно Гераклиту,  диалектический материалист уверен  в том, что  ничто в природе  не находится в абсолютном  покое; диалектические законы  представляют собой попытки описать  наиболее общие моменты в процессе  тех изменений, которые происходят  в природе. Таким образом, концепция  эволюции или развития природы  является основной для диалектического  материализма. Диалектические законы  — это принципы, согласно которым из простого возникает сложное.

     Согласно  Энгельсу, эти законы имеют одинаковую  силу как в науке, так и в человеческой истории. И эта-то универсальность законов диалектики и является, с одной стороны, источником силы, а с другой — слабости диалектического материализма. Принцип или закон перехода количества в качество выведен из высказывания Гегеля о том, что «качество имплицитно содержит в себе количество и, наоборот, количество содержит имплицитно качество. В процессе измерения, таким образом, оба они переходят друг в друга: каждое из них становится тем, чем было в снятом виде...».

     Принцип перехода  количества в качество отличает  диалектический материализм от  механистического материализма. Так,  например, материалист, подобный  Демокриту, мог бы сказать, что мозг человека по существу своему похож на мозг животного с той только разницей, что первый организован более эффективно. В соответствии с такими представлениями эта разница носит чисто количественный характер. Материалист же марксистского толка скажет, что человеческий мозг качественно отличается от мозга животного и что это качественное отличие является результатом накопления количественных изменений, имевших место в ходе эволюции человека. Другими словами, мыслительная деятельность человека несводима к подобной же деятельности у животного. Сами процессы жизнедеятельности вообще также  несводимы к физико-химическим процессам, понимаемым с точки зрения современной  науки. Подчеркивание качественных отличий сложных сущностей от более простых привело к тому, что в последние годы диалектические материалисты проявляют интерес (правда, осторожный) к концепциям «интегративных уровней» (integrative levels) и «организменной биологии» (organismic biology) — подходам, которые широко обсуждались в Европе и Америке в 30-40-е годы и с новой силой стали обсуждаться после  рождения кибернетики.

Принцип единства противоположностей Энгельс  понимал в том смысле, что гармония и порядок являются результатом  синтеза двух противоположных  сил. Принцип борьбы противоположностей имеет древнюю традицию в философии  природы. Огонь и вода рассматривались  еще Аристотелем в качестве одной  из важнейших пар противоположностей. Некоторые средневековые алхимики соединили некоторые части философии  Аристотеля с материалистической, по сути, точкой зрения на природу, согласно которой простые формы материи  переходят в высшие естественным путем, и этот путь, по крайней мере потенциально, может быть повторен человеком.

     Действие  этого  закона Энгельс видел и   в процессе вращения Земли  вокруг Солнца, являющегося результатом   действия противоположных — гравитационных  и центробежных — сил. Тот  же самый  закон можно наблюдать  и в  процессе образования  соли в результате химического  взаимодействия кислоты  и  основания. Среди других примеров  единства противоположностей, приводимых  Энгельсом, упоминаются атом (как   единство положительного и отрицательного  заряда), жизнь (как процесс рождения  и смерти), а также явления магнитного  притяжения и отталкивания. Разумеется, Энгельс приближается в этих  вопросах к натурфилософским  взглядам начала XIX в. Интересная  попытка представить эту натурфилософию  в качестве имеющей важное значение для развития теории поля содержится в книге Л. Уильямса. «Происхождение теории поля».

 

     Закон единства  и борьбы противоположностей используется диалектическими материалистами в качестве объяснения внутренней энергии, присущей природе. Другими словами, в ответ на вопрос об источнике движения материи диалектический материализм говорит о том, что материя обладает свойством самодвижения, являющимся результатом взаимодействия противоположностей, заключенных в ней; такого рода взаимодействие рассматривается как противоречие. Таким образом, у диалектических материалистов нет необходимости в постулировании некоего «перводвигателя», который бы давал толчок движению планет, молекул и других материальных объектов. Концепция самодвижения в  результате внутренних противоречий присутствует также и у Гегеля, который писал  в своей «Науке логики»: «Противоречие  является источником всякого движения и жизни в целом».

     Закон отрицания  отрицания тесно связан со вторым законом, поскольку предполагается, что синтез осуществляется путем отрицания. Согласно Гегелю, отрицание — это позитивное понятие. Постоянная борьба между старым и новым приводит к высшему синтезу. В самом общем смысле принцип отрицания является просто формальным выражением убеждения в том, что в природе нет ничего застывшего, постоянного. Все изменяется, каждая сущность в конечном итоге отрицается другой. Энгельс считал принцип отрицания отрицания одним из важнейших для диалектического и исторического материализма, он писал, что это «весьма общий и именно потому весьма широко действующий и важный закон развития природы, истории и мышления; закон, который, как мы видели, проявляется в животном и растительном царствах, в геологии, математике, истории, философии...»4. Он приводит целый ряд примеров действия этого закона: это и отрицание капитализма (который был отрицанием феодализма) социализмом, и отрицание таких растений, как орхидеи, путем их искусственного возделывания, и отрицание личинки бабочки рождением самой бабочки, которая затем откладывает большее число личинок, и отрицание ячменного зерна ростом самого растения, которое затем приносит большее число зерен, и процессы дифференцирования и интегрирования и ряд других математических операций.

 

     Очевидно, что  в понятие «отрицание»  Энгельс  вкладывает зачастую различный   смысл: замена (replacement), преемственность (succession), видоизменение (modification) и т. д. Думается, что последний из вышеперечисленных примеров требует более подробного комментария. Энгельс предлагает обозначить любую алгебраическую величину как «а», а ее отрицание как «-а», а  затем помножить «-а» на «-а» (тем  самым произведя «отрицание отрицания») и получить «а2». Он пишет, что в этом случае «а2» будет представлять собой «синтез высшей ступени» первоначальной положительной величины, но уже «во второй степени»6. Может возникнуть вопрос: почему, собственно, чтобы получить отрицание отрицания, Энгельс умножает, а не складывает, вычитает или делит? И почему он умножает именно на «-а», а не на другую величину? Очевидный ответ заключается в том, что из множества имеющихся примеров Энгельс взял именно тот, который соответствовал его задачам. Пример с корнем квадратным из «-1», приводимый Энгельсом для доказательства справедливости закона взаимопроникновения противоположностей, заставил одного математика написать Марксу письмо с жалобой на то, что Энгельс «дерзновенно затронул честь».

Информация о работе Ф. Энгельс о законах диалектики