Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:27, реферат
Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями. Первоначально термин "диалектика" означал спор, столкновение противоположных мнений, в результате которого достигается истина. Научный диалектический взгляд на действительность возник не сразу, его подготовило длительное развитие человеческого познания. Вначале диалектика существовала в виде наивного, основанного на внешнем наблюдении представлении о том, что все в мире постоянно изменяется, происходит круговорот веществ в природе, вещи возникают, исчезают, превращаются в свою противоположность (Античная философия)
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Фридрих Энгельс……………………......................................................5
1.1. Биография………………………………………………………..…................5
1.2. Ф. Энгельс о законах диалектики…………………………………………..6
Глава 2.Основные законы диалектики…………………………………………12
2.1. Закон перехода количественных изменений в качественные…………...12
2.2.Закон единства и борьбы противоположностей…………………………..13
2.3. Закон отрицания отрицания……………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРИЗЕДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Философия»
Тема: « Ф. Энгельс о законах диалектики»
Выполнил: студент I курса направления «Юриспруденция»
Поток 202
Алибекова П.А.
______________________________
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Фридрих Энгельс……………………...............
1.1. Биография………………………………………………………
1.2. Ф. Энгельс о законах диалектики…………………………………………..6
Глава 2.Основные законы диалектики…………………………………………12
2.1. Закон перехода количественных изменений в качественные…………...12
2.2.Закон единства и
борьбы противоположностей……………
2.3. Закон отрицания отрицания……………………………………………….13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………..………………………….1
Введение
Диалектика - наука
о наиболее общих законах
Следующий этап в развитии философии связан с именами немецких философоф-идеалистов. Гегель первый представил мир как процесс всеобщего поступательного движения, развития от низших ступеней к высшим, движущей силой и источником которого являются противоречия, составляющего жизненную силу всего существующего. Он сформулировал основные законы этого развития, создал систему категорий диалектики. Однако диалектика была развита Гегелем на ложной, идеалистической основе. Идеализм обусловил известную консервативность гегелевской диалектики, искусственные натяжки при попытках подвести реальные процессы под схему развития понятий. Подлинно научную, материалистическую диалектику создали Маркс и Энгельс, используя наиболее ценное в диалектики Гегеля и опираясь на достижения науки своего времени. Для марксистской диалектики характерна объективность рассмотрения явлений, понимание их таковыми, какие они есть сами по себе. Как показывает весь опыт познания и практической деятельности людей, в мире существует теснейшая связь всех явлений, всех сторон каждого явления.
Основные законы диалектики:
1. закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий внутренние импульсы, причину развития и являющийся сутью диалектики;
2. закон перехода
3. закон отрицания отрицания, согласно которому развитие носит поступательный характер, идет от простого к сложному, от низшего к высшему;
Законы диалектики
- это законы развития не только
материального мира, но и человеческого
познания. Для того чтобы человек
мог познавать явления
Целью написания
данного реферата является
Глава1. Фридрих Энгельс.
1.1. Биография.
Фридрих Энгельс
(1820-95) — мыслитель и общественно-
В ноябре 1849
года Фридрих Энгельс переехал
в Лондон, в ноябре 1850 — в Манчестер,
где работал в торговой
Основные труды
Фридриха Энгельса: «Положение рабочего
класса в Англии» (1845); «Святое
семейство» (1845), «Немецкая идеология»
(1845-46), обе совместно с Карлом
Марксом; «Крестьянская война
в Германии» (1850); «Революция
и контрреволюция в Германии»
(1851-52); «Анти-Дюринг» (1878); «Происхождение
семьи, частной собственности
и государства» (1884); «Людвиг Фейербах
и конец классической немецкой
философии» (1886); «Диалектика природы»
(1873-82, опубликована 1925); «Крестьянский
вопрос во Франции и Германии»
1.2. Ф. Энгельс о законах диалектики.
Диалектика, которую
Энгельс применил к
В «Науке логики» Гегель говорил о «диалектике» как об «одной из тех древних наук, которые получили неверную оценку в современной метафизике и как в древней, так и современной популярной философии». Гегель был убежден в том, что до сих пор диалектика трактовалась как противопоставление двух понятий (дуализмы, антиномии, противоположности); он обращался к обсуждению Кантом «трансцендентальной диалектики» в его «Критике чистого разума» — здесь Кант выдвинул точку зрения, согласно которой человеческий разум по сути своей диалектичен, и каждому метафизическому аргументу может быть противопоставлен столь же убедительный контраргумент. Средство преодоления этого противопоставления Гегель видел в «отрицании, отрицания», которое он считал «наиболее объективным моментом Жизни и Духа, делающим субъекта свободной личностью».
Согласно Энгельсу,
материальный мир представляет
собой взаимосвязанное целое,
управляемое определенными
Энгельс говорит
о том, что под «диалектикой»
он подразумевает законы
Согласно Энгельсу, эти законы имеют одинаковую силу как в науке, так и в человеческой истории. И эта-то универсальность законов диалектики и является, с одной стороны, источником силы, а с другой — слабости диалектического материализма. Принцип или закон перехода количества в качество выведен из высказывания Гегеля о том, что «качество имплицитно содержит в себе количество и, наоборот, количество содержит имплицитно качество. В процессе измерения, таким образом, оба они переходят друг в друга: каждое из них становится тем, чем было в снятом виде...».
Принцип перехода
количества в качество
Принцип единства противоположностей
Энгельс понимал в том смысле,
что гармония и порядок являются
результатом синтеза двух противоположных
сил. Принцип борьбы противоположностей
имеет древнюю традицию в философии
природы. Огонь и вода рассматривались
еще Аристотелем в качестве одной
из важнейших пар
Действие этого
закона Энгельс видел и
в процессе вращения Земли
вокруг Солнца, являющегося результатом
действия противоположных —
Закон единства и борьбы противоположностей используется диалектическими материалистами в качестве объяснения внутренней энергии, присущей природе. Другими словами, в ответ на вопрос об источнике движения материи диалектический материализм говорит о том, что материя обладает свойством самодвижения, являющимся результатом взаимодействия противоположностей, заключенных в ней; такого рода взаимодействие рассматривается как противоречие. Таким образом, у диалектических материалистов нет необходимости в постулировании некоего «перводвигателя», который бы давал толчок движению планет, молекул и других материальных объектов. Концепция самодвижения в результате внутренних противоречий присутствует также и у Гегеля, который писал в своей «Науке логики»: «Противоречие является источником всякого движения и жизни в целом».
Закон отрицания отрицания тесно связан со вторым законом, поскольку предполагается, что синтез осуществляется путем отрицания. Согласно Гегелю, отрицание — это позитивное понятие. Постоянная борьба между старым и новым приводит к высшему синтезу. В самом общем смысле принцип отрицания является просто формальным выражением убеждения в том, что в природе нет ничего застывшего, постоянного. Все изменяется, каждая сущность в конечном итоге отрицается другой. Энгельс считал принцип отрицания отрицания одним из важнейших для диалектического и исторического материализма, он писал, что это «весьма общий и именно потому весьма широко действующий и важный закон развития природы, истории и мышления; закон, который, как мы видели, проявляется в животном и растительном царствах, в геологии, математике, истории, философии...»4. Он приводит целый ряд примеров действия этого закона: это и отрицание капитализма (который был отрицанием феодализма) социализмом, и отрицание таких растений, как орхидеи, путем их искусственного возделывания, и отрицание личинки бабочки рождением самой бабочки, которая затем откладывает большее число личинок, и отрицание ячменного зерна ростом самого растения, которое затем приносит большее число зерен, и процессы дифференцирования и интегрирования и ряд других математических операций.
Очевидно, что
в понятие «отрицание»