Феномен человека в современной философской антропологии. Человек как проблема современной философской антропологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:23, реферат

Описание работы

Проблемы выявления природы, сущности человека, рассмотрения мира в человеческом видении являются одними из главных проблем философской антропологии. Как писал М.Шелер, основной ее задачей является «точно показать, как из основной структуры человеческого бытия вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие, идеи праведного и неправедного, государство, руководство, изобразительные функции искусства, миф, религия, наука, историчность и общественность»

Файлы: 1 файл

Феномен человека в современной философской антропологии.docx

— 17.20 Кб (Скачать файл)

Феномен человека в современной  философской антропологии

Человек как проблема современной  философской антропологии.

Проблемы выявления природы, сущности человека, рассмотрения мира в человеческом видении являются одними из главных проблем философской  антропологии. Как писал М.Шелер, основной ее задачей является «точно показать, как из основной структуры человеческого бытия вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие, идеи праведного и неправедного, государство, руководство, изобразительные функции искусства, миф, религия, наука, историчность и общественность»

Представители философской  антропологии из наиболее известных  определений человека (человек - это  политическое животное, Аристотель; разумное животное, Р.Декарт; общественное существо, К.Маркс; иррациональное существо, З.Фрейд и т.д.) положили в основу своей теории идею Ф.Ницше о человеке как становящемся, незавершенном существе. В процессе развития этого положения они выдвинули ряд интересных идей о природе, сущности человека, которые получили признание в настоящее время. К ним относятся, прежде всего, такие идеи: о биологической ущербности человека (человек вовсе не есть высшее по развитости земное существо, в его биологической природе есть недостатки); об открытости человека к постоянному развитию (человек способен восполнять недостатки своей биологической природы созданием социокультурной среды); о незавершенности развития человека (человек находится в процессе своего дальнейшего становления и развития). Правда эти идеи привели их к выводу о том, что природа, сущность человека вообще неопределима, так как человек не обладает твердо фиксированными, сущностными характеристиками (см. 2, с.359). Классики философской антропологии пытались также выявить “базисную структуру” человека, то есть его основополагающие качества, к которым можно свести всю сущность человека. К ним они, в первую очередь, относили такие качества человека, как духовность, открытость, незавершенность, деятельность, эксцентричность и т.д.

В настоящее время в  философской антропологии общепризнанной стала идея, что биологическая  эволюция человека завершена, его развитие осуществляется, в основном, в социокультурном  и духовном направлениях. Определение природы человека строится на признании взаимосвязи и взаимообусловленности в нем биологического и социального, телесного и духовного. Исходя из этого, можно признать ценными идеи философской антропологии о том, что человек - родственен со всей живой природой, что его тело является важнейшей характеристикой природы человека, что биологическое влияет на его социальные характеристики; однако нельзя их признать соответствующими последним достижениям науки о человеке. Современная наука требует исходить при определении природы, сущности человека из следующих посылок: во-первых, признать, что устойчивая природа человека как данность существует, во-вторых, она характеризуется как изменчивостью, так и постоянством, в-третьих, она представляет собой единство биологического и социального, физиологического и духовного. Биологические качества человека относятся, прежде всего, к составляющим элементам природы человека, которая выражает его особенности как живого существа. Сущность же человека заключается, прежде всего, в его социальных, духовных качествах, которые и делают человека человеком. Вообще, определение природы, сущности человека невозможно осуществить только посредством бесконечного перечисления его свойств и качеств. Природа и сущность человека определяются его особым способом существования в мире, включенностью в два мира: в природный (человек - часть природы, но уже не совсем природное существо, он утерял многие свои природные черты), в социальный (человек - часть общества, культуры, он осознает свое существование и хочет понять смысл своей жизни).

Сегодня человек понимается как тотальная целостность, в  которой биологическое и социальное, телесное и духовное, типичное и  неповторимое и т.д., взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это позволяет преодолеть различные односторонние попытки определения природы человека. Так, одни философы пытаются найти ответ на вопрос “Что такое человек?” посредством анализа историко-философских учений о человеке, их обобщения и дальнейшего развития. Другие трактуют человека как феномен, как уникальное существо, тайну которого понять до конца невозможно. Третьи пытаются понять человека посредством анализа функций человека, изучения продуктов его деятельности, творчества. Четвертые применяют бытийный, онтологический подход к человеку, пытаясь понять его сущность, изучая его формы существования в мире и т.д.

В современном мире существуют и возникают различные системные  теории человека. Каждая из них характеризует  человек, определяет его сущность и  природу по- разному.

Таким образом, современная  философская антропология понимает природу, сущность человека следующим  образом:

человек – это высшая ступень  развитости живых организмов на Земле, это субъект общественной, исторической деятельности и культуры. Человек  имеет сложную, диалектическую природу, с одной стороны, он - часть природы (произошел в результате развития живой природы, связан с ней, имеет  комплекс биологических качеств), с  другой - он часть общества (он продукт  всех общественных отношений, реализует  себя в обществе). Это космобиопсихосоциальное существо;

личность – это человек  как субъект общественных отношений  и социальной деятельности. В понятии  «личность» имеется в виду целостная  совокупность, система социально-значимых потребностей, качеств и способностей человека, которые характеризуют  его как члена того или иного  общества, класса, социальной группы. Если в понятии "человек" имеется  в виду вся сложная его природа (и биологическая и социальная и т.д.), то в понятии «личность» мы имеем в виду только его социальное качество, которое формируется под  воздействием совокупности всех общественных отношений и воспитания. Это социальное качество является ведущим элементом  в структуре качеств человека, т.е. она определяется следующими основными  закономерностями: определяющая роль социального по отношению к биологическому, психологическому и социально-психологическому; активное, обратное воздействие биологического, психологического и социально-психологического на социальное; взаимосвязь и взаимозависимость всех структурных компонентов природы человека;

индивид – это отдельно взятый представитель человеческого  рода, представитель какого-либо социально  целого (например, класса, нации, группы). Различия людей как индивидов  это различия между социальными  группами, к которым они принадлежат  и которые обусловили формирование у представителей этих групп типичных, одинаковых черт;

индивидуальность – это  человек как субъект общественных отношений, как человек, имеющий  неповторимые социальные качества, способности  и потребности, в котором закреплены особые, присущие только ему психофизиологические и социально-значимые характеристики.


Информация о работе Феномен человека в современной философской антропологии. Человек как проблема современной философской антропологии