Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 15:42, реферат
Общее понятие и характерные черты русской философии.
Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др.
Феномен русской философии. Русская философия 19-20 века
1. Общее понятие и характерные черты русской философии.
Русская философия - феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии являются:
-сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
-специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой);
-целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
-большая роль проблем морали и нравственности;
конкретность;
-широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основы предмета русской философии составляли:
-проблема человека;
-космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
-проблемы морали и нравственности;
-проблемы выбора исторического пути развития России - между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
-проблема власти;
-проблема государства;
-проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);
-проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
-период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
-философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);
-философия XVIII в.;
-философия XIX в.;
-русская и советская философия XХ в.
2. Ранняя русская философия (период ее зарождения и раннего христианства).
Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).
Основными темами ранней русской философии были:
-моральные и нравственные ценности;
-объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;
-государство;
-право;
-природа.
Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:
-Иларион (основное произведение - «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);
-Владимир Мономах (основное произведение - «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);
-Климент Смолятич (основное произведение - «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии - проблемы разума, познания);
-Филипп Пустынник (основное произведение - «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
3. Русская философия XII - XVII вв.
Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и философии приходится на XIII - XVII вв.
Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:
-сохранение русской духовности;
-христианство;
-борьба за освобождение;
-устройство государства;
-познание.
Среди видных философов данного периода:
-Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;
-Философий (XVI в.) - также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва - Третий Рим») по линии Рим - Константинополь - Москва;
-Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;
-Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;
-Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» - сторонников сохранения прежних церковных устоев);
-Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон - за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Авакум - за сохранение старых обрядов;
-Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.
4. Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).
Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии:
-философию эпохи петровских реформ;
-материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.
К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.
Основной направленностью их философии была социально-политическая:
вопросы устройства монархии;
императорской власти, ее божественности и нерушимости;
прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);
войны и мира. Также философы данного направления занимались и иными вопросами - познания, нравственных ценностей и др.
Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.
М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии.
Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («копрускул», то есть атомов) - материальных монад.
Отношение М.В. Ломоносова к Богу - деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.
В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.
На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749-1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо - борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.
5. Основные направления русской философии XIX в.
Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:
-декабристское;
-монархическое;
-западническое и славянофильское;
-революционно-демократическое;
-атеистическое;
-теологическое;
-философию космизма.
Более подробно данные направления рассматриваются в вопросе 29.
6. Основные направления русской философии ХХ в.
Русская (и советская) философия ХХ в. представлена, главным образом:
-философией марксизма-ленинизма;
-философией космизма;
-естественно-научной философией;
-философией «русского зарубежья».
Информация о работе Феномен русской философии. Русская философия 19-20 века