Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 14:58, контрольная работа
Феноменология – направление в философии ХХ века, определявшее свою задачу как бес предпосылочное описание опыта познающего сознания и выделения в нём сущностных идеальных черт[2, с. 98].
Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад к самим вещам!», который противопоставляется распространённым в то время призывам «Назад к Канту!», «Назад к Гегелю!», и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем и философии, подобных гегелевской, а так же от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля – опыту к познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как
« трансцендентальное я», и чистое «смыслообразование» (интенциональность).
Введение………………………………………………………………………..…3
1. Феноменология………………………………………………………………...5
1.1 Предмет феноменологии……………………………………………....5
1.2 Проблема сознания. Различие психических и физических феноменов…………………………………………………………………………7
2. Интенциональность, значение, предмет…………………………..………....11
3. Время и истина………………………………………………………………..15
4. Интерсубъективность и историчность………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….20
Библиографический список……………………………………………………..22
Основной принцип
Изучив данную работу, я сделала выводы о том, что:
- Феноменология объединяет традиционно противопоставляемые «истины в себе» и абсолютный временной поток сознания, рефлексию и время, время и бытие. Поток сознания и идеальный предмет - два рода непсихологических связей сознания, два полюса феноменологической сферы.
- Феноменология, нейтральна по отношению к логике и психологии наука. Отвлекаясь от «метафизического» вопроса о существовании внешнего мира, она служит и логике, проясняя сущность, логического, и психологии, выявляя сущностное основание психологических фактов.
- Время рассматривается в феноменологии не как объективное время (существование которого не отрицается, так же как и существование объективного пространства), но как временность, темпоральность самого сознания, и прежде всего его первичных модусов — восприятия, памяти, фантазии, человеческого бытия, человеческой реальности, субъективности. При этом в феноменологии следует различать две тенденции в понимании времени: а) время как синтез внутренних фаз переживания, как синтетическое единство потока значений — «интенциональная линия», пронизывающая и объединяющая поток феноменов (Гуссерль), определяющая точка которой — настоящее; б) время как чистая экстатичность, «Бременящаяся из будущего». Темпоральность раскрывает сознание как одновременно активное и пассивное, как сочетание переднего плана восприятия — предметов, их форм, цветов и т.д. и заднего плана, или фона.
Библиографический список
1. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПБ.: Наука, 2001;
2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. В 2 частях. /Под общ. ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989.
3. Гуссерль Э. Картезианские медитации. М., 2001;
4. Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии.: М., 1988
5. Феноменологическая концепция сознания: проблемы и альтернативы. М., 1998. Философия: Учебник./Под ред. В.Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В.П. Филатова.– М., 2005.
6. Гуссерль Э. Феноменология
(Статья в Британской
7. Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия. //Вопросы философии – 2001. – № 6.
8. www.Deport.Ru