Филасофия числа Пифагора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:37, контрольная работа

Описание работы

С берегов Средиземноморья – «колыбели европейской цивилизации», с тех давних времен, названных через много веков «весною человечества», дошло до нас имя Пифагора – математика, философа, мистика. Не известно доподлинного портрета Пифагора, не сохранилось ни одной строки из его сочинений; его биография стала легендой, полной невероятных преувеличений, а самого Пифагора назвали «на одну десятую гением, а на девять десятых выдумкой». По преданию, вид его был так величественен, что ученика часто казалось, будто это сам бог Аполлон говорит с ними.

Содержание работы

Введение
1. О Пифагоре
2. Научная деятельность Пифагора
3. Философия числа Пифагора

Файлы: 1 файл

Философия числа пифагора.docx

— 26.40 Кб (Скачать файл)

Философия числа Пифагора

 

План 

Введение

  1. О Пифагоре
  2. Научная деятельность Пифагора
  3. Философия числа Пифагора

 

 

 

Введение

 

С берегов Средиземноморья  – «колыбели европейской цивилизации», с тех давних времен, названных  через много веков «весною  человечества», дошло до нас имя  Пифагора – математика, философа, мистика. Не известно доподлинного портрета Пифагора, не сохранилось ни одной строки из его сочинений; его биография  стала легендой, полной невероятных  преувеличений, а самого Пифагора назвали  «на одну десятую гением, а на девять десятых выдумкой». По преданию, вид его был так величественен, что ученика часто казалось, будто  это сам бог Аполлон говорит  с ними.

Пифагор – едва ли не самый  популярный ученый не только в античности, но и в наши дни. Дело, в том что «то ли по счастливому стечению обстоятельств, то ли благодаря гениальной интуиции пифагорейцам удалось сформулировать два тезиса, общезначимость которых подтвердило все последующее развитие науки:

во-первых, что основополагающие принципы, на которых держится мироздание, можно выразить на языке математики;

во-вторых, что объединяющим началом всех вещей служат числовые отношения, которые выражают гармонию и порядок природы».

Пифагор был не только ученым, основателем первой научной школы. Он был и властителем дум, проповедником собственной «пифагорейской» этики, философом, которого по силе духа и силе воздействия можно сравнить разве, что с его великими современниками: Конфуцием, Буддой и, возможно Заратуштрой. Но в отличии от последних Пифагор создал самую яркую и самую современную «религию»: Пифагор воспитал в человечестве веру в могущество разума, убежденность в познаваемости природы, уверенность в том, что ключом к тайнам мироздания является математика.

В Кротоне Пифагор учредил  нечто вроде религиозно-этического братства или тайного монашеского  ордена, члены которого обязывались  вести так называемый пифагорейский образ жизни. Это был одновременно и религиозный союз, и политический клуб, и научное общество. 

В данном реферате будет  описана философия числа Пифагора,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Жизнь и бытие Пифагора

 

Пифагор родился на острове  Самос, одном из самых цветущих островов Ионии, в семье богатого ювелира. Ещё до рождения он был посвящен своими родителями свету Аполлона. Он был очень красив и с детства отличался разумом и справедливостью. С юных лет Пифагор стремился проникнуть в тайны Вечной Природы, постичь смысл Бытия. Знания, полученные им в храмах Греции, не давали ответов на все волнующие его вопросы, и он отправился в поисках мудрости в Египет. В течение 22 лет он проходил обучение в храмах Мемфиса и получил посвящение высшей степени. Здесь же он глубоко изучил математику, “науку чисел или всемирных принципов”, из которой впоследствии сделал центр своей системы. Из Мемфиса, по приказу вторгшегося в Египет Камбиза, Пифагор вместе с египетскими жрецами попадает в Вавилон, где проводит еще 12 лет. Здесь он имеет возможность изучить многие религии и культы, проникнуть в мистерии древней магии наследников Зороастра.

Приблизительно в 530 году Пифагор, наконец, возвратился в Грецию и вскоре переселился в Южную Италию, в г. Кротон. В Кротоне он основал пифагорейский союз, который был одновременно философской школой, политической партией и религиозным братством.

В возрасте 60 лет Пифагор  женился на своей ученице Феано, девушке удивительной красоты, покорившей сердце мудрого философа своей чистой и пламенной любовью, безграничной преданностью и верой. Феано дала Пифагору двух сыновей и дочь, все они были верными последователями своего Великого отца. Один из сыновей Пифагора стал впоследствии учителем Эмпидокла и посвятил его в тайны пифагорейского учения. Дочери своей Дано Пифагор доверил хранение своих рукописей. После смерти отца и распада союза Дано жила в величайшей бедности, ей предлагали большие суммы за манускрипты, но верная воле отца, она отказалась отдать их в посторонние руки.

30 лет прожил Пифагор  в Кротоне. За это время ему  удалось осуществить то, что оставалось  мечтою многих посвященных: он  создал поверх политической власти  мудрую власть высшего знания, подобную древнеегипетскому жречеству.  Совет Трехсот, созданный и возглавляемый Пифагором, был регулятором политической жизни Кротона и распространял свое влияние на другие города Греции в течение четверти века. Но ничто так на раздражает посредственность, не вызывает зависть и ненависть, как владычество великого ума. Мятеж против правления аристократической партии, вспыхнувший в Сибарисе, явился началом гонения на пифагорейский союз. Многие из учеников погибли под обломками пылающего здания школы, другие погибли голодной смертью в храмах. О времени и месте смерти самого Пифагора достоверных сведений не сохранилось. Воспоминания о Великом Учителе и его учении было сохранено теми немногими, которым удалось бежать в Грецию. Мы находим его в “Золотых Стихах” Лизия, в комментариях Гераклита, в отрывках Филолая и Архита, а также в “Тимее” Платона. Прекрасная стройная система, данная миру Пифагором никогда не была забыта. Она стала основой метафизики Платона, возродилась в Александрийской школе, в трудах многих позднейших античных философов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Научная деятельность Пифагора

 

В научной деятельности были соединены философия с жизненной практикой, указывающей человеку достойный путь к судьбе, ожидающей его после смерти. Школа жила общинами со строгой дисциплиной нравов, от учеников требовалось целомудрие и воздержание. Однако, аскетизм не был идеалом пифагорейцев; брак являлся для них священным понятием. В школу, наряду с юношами, принимались и девушки. Обучение было многоступенчатым и далеко не каждому давалось сокровенное знание. Лишь те, кто успешно прошёл все испытания, допускался во внутренний двор дома Учителя. Здесь Пифагор наставлял своих ближайших учеников. Отсюда и берут свое начало названия эзотерическое (т.е., то что внутри) и экзотерическое (т.е., то что вне) учение. Строгий образ жизни пифагорейцев, их созерцательная философия, благожелательность к человеку и стремление делать добро, оказать помощь, привлекали к ним многих людей. Союз вскоре стал центром политической и духовной жизни всего Кротона.

Школа Пифагора дала Греции целую плеяду талантливых философов, физиков и математиков. С их именем связаны в математике систематическое  введение доказательств в геометрию, рассмотрение ее как абстрактной  науки, создание учения о подобии, доказательство теоремы, носящей имя Пифагора, построение некоторых правильных многоугольников и многогранников, а также учение о четных и нечетных, простых и составных, о фигурных и совершенных числах, арифметических, геометрических и гармонических пропорциях и средних. В акустике пифагорейцам принадлежит открытие зависимости законов звуковой гармонии от числового соотношения длин струн, издающих звуки. Вполне определенно пифагорейцы признавали землю шаром и учили о вращении земли, так же как и других светил вокруг центрального огня, “алтаря вселенной, невидимого вследствие того, что между ним и землей находится темное небесное тело. Позднее у Эфканта мы находим учение о вращении земли вокруг оси, а у Аристарха Самосского (280 г. до Р.Х.) вполне определенную гелиоцентрическую систему.

Пифагор абсолютизировал  и мистифицировал числа. Числа были  подняты на уровень реальной сущности всех вещей и выступали первоосновой мира. Картина мира изображалась Пифагором с помощью математики, а знаменитая “мистика чисел” стала вершиной его творчества.

Одни числа, согласно Пифагору, соответствуют небу, другие земным вещам - справедливости, любви, супружеству. Первые четыре  числа, семерка, десятка - “священные числа”, лежащие в основе всего, что есть в мире. Пифагорейцы делили числа на четные и нечетные и четно-нечетное число - единицу, признанную ими основой всех чисел.

Краткое описание воззрения  Пифагора о сути бытия:

- Все есть числа. 

- Начало всего - единица. Священная монада (единица) - это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. 

- Из единицы исходит  “неопределенная двоица”. Двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе. 

- Из неопределенной двоицы исходят все остальные числа:  
- из чисел исходят точки;  из точек  - линии из линий -плоские  фигуры, из  плоских фигур - объемные фигуры, из объемных фигур рождаются тела,  в  которых четыре основы - перемещаясь и превращаясь чувственно воспринимаемые целиком, они  производят мир - разумный, шаровидный, в середине  которого земля,  земля также шаровидна и населена со всех сторон.

Космология.

- Движение небесных тел подчиняется известным математическим соотношениям, образуя “гармонию сфер”.  
        - Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон. 

- Четверка - образ четырех элементов природы. 

- Десятка есть “священная декада”, основа счета и всей мистики чисел, она есть образ вселенной, состоящей из десяти небесных сфер с десятью светилами. 

Познание.

- Познать мир согласно Пифагору значит познать управляющие им числа. 

- Самым высоким родом знания Пифагор считал чистое размышление (sophia). 

- Допускал магические и мистические способы познания.

Общество.

- Пифагор был ярым противником демократии, по его мнению, демос  должен  неукоснительно подчиняться аристократии. 

- Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами  упорядочивания общества. * Повсеместное “распространение религии” является основной обязанностью  каждого  члена пифагорейского союза.

Исходя из этого приходим к выводу, что Пифагор считал число основой всех начал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Философия числа Пифагора

Пифагор впервые ввел в  употребление термин “философ”, когда  на вопрос, кем он является, ответил: я не мудрец (sophos), я любитель мудрости (philosophos), то есть философ. Основным в учении Пифагора является учение о числе, как сущности всего мира. Многообразие физических явлений подчинятся закону, являющемуся единством, космосом (употребление этого названия приписывается Пифагору), т.е. порядком, и основа этого порядка - число. Не арифметическое число, но число как метафизическая реальность, связь, закон мира, по отношению к которому арифметическое число есть лишь форма познания. Основой чисел является единица, воплощение единства и гармонии Вселенной. Бог, как нераздельная сущность имеет своим числом единицу. С момента проявления Бог двойственен (материя и дух, мужское и женское начало). Весь проявленный мир символизируется числом три: ибо как человек состоит из тела, души и духа, так и Вселенная делится на три сферы: мир естественный, мир человеческий и мир божественный. Подобно тому, как мировая троичность сосредоточена в единстве Бога, так и человеческая сосредоточена в сознании и воле, образуя т.о. тетраду.

В каждом числе Пифагор  определял тот или иной принцип, закон, ту или иную активную силу. Противоположность  между нечетными (высшими) и четными (низшими, порожденными из высших путем  удвоения) числами проявляется в  природе в виде ряда других противоположностей: свет и тьма, безграничное и ограниченное, доброе и злое, движущееся и покоящееся, мужское и женское и т.д. Естественный мир реально построен из чисел: тело ограничено плоскостями, плоскость - линиями, линия - точками. Точка - последний элемент Вселенной - тождественна единице. Т.о. возникает соответствие между пространственным миром и числами: линия - “2”, плоскость - “3”, тело - “4”. К числу сводится и мир духа: любовь и дружба отождествляются с восьмеркой, справедливость - с кратными числами. Особую важность Пифагор придавал числам “7” и “10”. Состоящая из трех и четырех, семь означает соединения человека с божеством. Число десять, образованное из первых четырех чисел, заключающее в себе число семь, есть совершенное число, единица высшего порядка, ибо выражает собой все начала Божества, сначала развивавшегося, а затем слившегося в новом единстве.

Учение Пифагора продолжает учение Орфея о бессмертии души, о перевоплощениях, о средствах  спасения и очищения души, приводя  его в стройную научно-обоснованную систему. Задачу земной жизни человека Пифагор определяет, как внесение во внутренний мир порядка, “числа”, гармонии. Божественную гармонию олицетворяла и семья Пифагора.

 

Источники

1. БСЭ, гл. редактор Б.А.Введенский, второе издание, т. 33.  
2. Энциклопедический словарь русского библиографического института “Гранат”, том 32.  
3. Э.Шюре. Пер. с франц. Е.Писаревой. “Великие Посвященные”.


Информация о работе Филасофия числа Пифагора