Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:37, реферат
Фри́дрих Э́нгельс немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор трудов Карла Маркса.
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.
Фри́дрих Э́нгельс немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор трудов Карла Маркса.
Фридрих Энгельс родился в вестфальском городе Бармен (ныне район Вупперталя) 28 ноября 1820 г. в семье преуспевающего текстильного фабриканта. Его отец, Фридрих Энгельс (1796—1860), был сторонником пиетизма.
В Бармене Энгельс посещал городскую школу (до 14 лет) и гимназию Эльберфельда (с 1834). В сентябре 1837 он по настоянию отца преждевременно оставил гимназию, чтобы работать продавцом в принадлежащей отцу торговой фирме в Бармене. Он продолжил обучение на торгового работника с августа 1838 по апрель 1841 г. в Бремене. Там он наряду с обучением подрабатывал бременским корреспондентом «Штутгартской утренней газеты» — («Stuttgarter Morgenblatt») и «Аугсбургской Общей Газеты» («Augsburger Allgemeine Zeitung»). Молодой Энгельс написал свою первую статью в марте 1839, в возрасте 18 лет.
Карл Генрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx; 5 мая 1818, Трир — 14 марта 1883, Лондон) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы[1]. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм». Автор таких работ, как «Манифест коммунистической партии» (впервые опубликован в 1848 году), «Капитал» (впервые опубликована в 1867 году). Некоторые его работы написаны в соавторстве с единомышленником Фридрихом Энгельсом.
В 1844 году Энгельс начал писать первые статьи для Немецко-Французского Ежегодника. Немецко-Французский Ежегодник издавался Карлом Марксом и Арнольдом Руге в Париже, вследствие чего началась обширная переписка. По дороге обратно в Германию в конце августа 1844 года Энгельс заехал в Париж и во второй раз встретился с Марксом. На этот раз встреча была гораздо теплей. Они пробыли вместе десять дней и поняли, что их взгляды полностью совпадают. Они решили с этих пор тесно сотрудничать.
По возвращении в Германию в 1845 году Энгельс пишет большую работу «Положение рабочего класса в Англии» . К этому времени у Энгельса возникли проблемы личного характера во взаимоотношениях с отцом. Сюда же присовокупились проблемы с полицией (за Энгельсом было установлено наблюдение). У Маркса в это время тоже возникли проблемы с французским законом. Всё это склонило двух друзей переселиться в свободнейшую в те времена в Европе страну — в Бельгию, в Брюссель.
В июле 1845 года Энгельс приглашает
Карла Маркса в Англию. В Англии они встретились
со многими чартистами и деятелями «Союза справедливых». В январе 1846 года оба возвратились
в Брюссель, где они основывали «Коммунистический корреспондентский
комитет» — виртуальный орган для почтовой
связи социалистов из всех стран Европы.
Также вплоть до лета 1846 года они занимались
разработкой своих диалектическо-
С августа 1846 года Энгельс начинает также писать статьи для французской газеты «La Réforme», а начиная с середины 1847 также для коммунистической «Немецко-брюссельской газеты».
В начале 1847 года «Союз справедливых» предложил Марксу и Энгельсу вступить в свои ряды. Они приняли приглашение и способствовали в дальнейшем переименованию организации в «Союз коммунистов». Также по поручению первого конгресса «Союза справедливых» Энгельсом был разработан текст «Проект Коммунистического символа веры», который позднее стал основой для «Манифеста коммунистической партии» (февраль 1848 года).
Если Фейербах создал философию
человека природного, с его чувствами,
его способностью размышлять, то К. Маркс делает предметом
своих размышлений человека социального,
исторического, живущего в конкретно-
историческом обществе. Такой взгляд на
человека был вызван новыми развивающимися
тенденциями эпохи, в которую жили Маркс
и Энгельс. Это было время резкого общественного
перелома, когда веками существовавшее
аграрное общество «умирало», а на его
смену приходило общество промышленного
производства с массовым развитием заводов
и фабрик, ростом городов, образованием
мирового рынка и мировых связей. Приоритет
экономической жизни над другими сторонами
жизни общества стал очевидным. Поэтому
философы посвящают свою философию не
человеку вообще, а человеку, включенному
в эту общественную жизнь с главной ее
экономической составляющей. Таким образом,
если Гегель находит сущность человека
в деятельности сознания, Фейербах «снижает»
эту истину, утверждая о природной сущности
человека, то Маркс и Энгельс считают,
что сущность человека формируется в реальном
жизненном процессе, а именно - в его главной
области - в материальном производстве.
Эти мыслители развивают совершенно новое
положение философии, которое никогда
еще не звучало во всей истории философии:
не сознание определяет бытие, а бытие
определяет сознание. Таков главным материалистический
принцип новой философии. И он является
исходным пунктом марксова материалистического
понимания истории человеческого общества.
Остановимся на этой теме подробнее.
Человек определяется материальными условиями
производства. Производство предполагает
общение индивидов между собой. Объективные
материальные условия производства порождают
объективно существующие общественные
структуры, обусловленные этими условиями.
Это, например, исторически возникающее
разделение труда в обществе: умственного
и физического, промышленного и земледельческого.
Производственные отношения составляют
базис общества, в то время как идеология,
вся духовная среда общественной жизни,
государственный строй - его надстройку.
Изменения в базисе порождают изменения
в надстройке. В человеческой истории
философы выделяют несколько ведущих
типов организации общества - общественно-экономических
формаций. Отношения в производстве и
по поводу производства выражаются в исторически
сменяющих друг друга формах: первобытно-общинная,
рабовладельческая, феодальная и современная
им капиталистическая общественно-экономическая
формация.
Капиталистическое общество - по Марксу
- породило самое трагическое положение
рабочего класса - основной его производительной
силы. Трагизм положения состоит в том,
что в условиях материального производственного
процесса трудовая деятельность рабочего
приводит не к обогащению и развитию его
человеческой сущности, а, наоборот - к
потере ее или к «отчуждению», по словам
Маркса, во-первых, вследствие того, что
произведенный продукт труда не принадлежит
его производителю - рабочему. Это наиболее
очевидное положение, которое выражает
суть капиталистической эксплуатации
человека человеком. Но есть и более глубокая
и трагическая основа такого явления:
отчуждение рабочего в самом акте производства,
самой производственной деятельности.
Происходит отчуждение труда от рабочего,
то есть отчуждение человеческой сущности,
поскольку материальная производственная
деятельность, в понимании Маркса и Энгельса,
есть основа существования и развития
человека. Отчуждение труда выражается
в нескольких обстоятельствах:
1. Труд рабочего - принудительный труд,
а не сущностное удовлетворение потребности
в труде, что присуще природе человека.
2. Сам труд ему не принадлежит, а это значит,
что рабочий утрачивает свою человеческую
сущность и, вместе с тем - сущность, присущую
всему человеческому роду.
3. Отчуждение труда приводит к отчуждению
между людьми. Наиболее острой формой
этого явления представляется антагонизм
двух классов - рабочих и буржуазии.
Так философы раскрывают главный порок
капиталистического общества, когда рабочий
утрачивает свою подлинную сущность, превращаясь
в средство для функционирования капиталистической
системы.
Однако в базисе самого капиталистического
общества, согласно марксистскому утверждению,
уже существуют предпосылки к коренному
изменению производственных отношений,
а значит и всего общества в целом. В ходе
развития крупного материального производства,
по мере роста рабочего класса и как следствие
- развивающегося процесса обобществления
труда, частная собственность, постепенно
укрупняясь, «изживает» саму себя. Такой
исторически неизбежной тенденции должна
«помочь» пролетарская революция, как
насильственное вооруженное действие.
Революция должна устранить частнособственнические
отношения и установить общественную
собственность, которая отвечает общественному
характеру труда. Так будет преодолено
отчуждение труда, и значит - отчуждение
человека от человека. Подневольный труд
превратится в свободный. В нем получит
реализацию подлинная человеческая сущность,
наступит конец человеческой предыстории
и начнется подлинная человеческая история
вместе с построением коммунистического
общества как обобществившегося человечества,
покончившего с частной собственностью.
Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895) продолжили
критику абстрактного разума, начатую
Л. Фейербахом, но более радикально.
Если Фейербах создал философию человека
природного, с его чувствами, его способностью
размышлять, то К. Маркс делает предметом
своих размышлений человека социального,
исторического, живущего в конкретно-
историческом обществе. Такой взгляд на
человека был вызван новыми развивающимися
тенденциями эпохи, в которую жили Маркс
и Энгельс. Это было время резкого общественного
перелома, когда веками существовавшее
аграрное общество «умирало», а на его
смену приходило общество промышленного
производства с массовым развитием заводов
и фабрик, ростом городов, образованием
мирового рынка и мировых связей. Приоритет
экономической жизни над другими сторонами
жизни общества стал очевидным. Поэтому
философы посвящают свою философию не
человеку вообще, а человеку, включенному
в эту общественную жизнь с главной ее
экономической составляющей. Таким образом,
если Гегель находит сущность человека
в деятельности сознания, Фейербах «снижает»
эту истину, утверждая о природной сущности
человека, то Маркс и Энгельс считают,
что сущность человека формируется в реальном
жизненном процессе, а именно - в его главной
области - в материальном производстве.
Эти мыслители развивают совершенно новое
положение философии, которое никогда
еще не звучало во всей истории философии:
не сознание определяет бытие, а бытие
определяет сознание. Таков главным материалистический
принцип новой философии. И он является
исходным пунктом марксова материалистического
понимания истории человеческого общества.
Остановимся на этой теме подробнее.
Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия:
средства производства;
отчуждение;
прибавочная стоимость;
эксплуатация человека человеком.
Средства производства – уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая «рабочая сила».
В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар – средства производства – сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.
Стоимость производственного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.
Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:
будет ликвидирована частная собственность на средства производства;
будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;
частная собственность на средства производства будет замена общественной (государственной);
производственный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.
Общее понятие марксистской философии.
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.
В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.
Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.