Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:44, доклад
С идеями конфуцианства боролся философ Мо-цзы (Мо Ди) (479-400 гг. до н. э.), по имени которого и названо это направление в философско-правовой парадигме Древнего Китая.
Мо-цзы выдвинул довольно необычную и прогрессивную для того времени версию видения генезиса государства. Ему принадлежит одна из первых в истории мировой философско-правовой мысли концепций договорного возникновения государства. В соответствии с такой концепцией Мо-цзы защищает идею естественного равенства людей. Он доказывает, что все люди равны перед Божественным Небом, которое не различает малых и больших, знатных и простых; все люди — слуги Неба. Естественно-правовая концепция в ее современном понимании Мо-цзы и его последователями глубоко не разрабатывалась, а развивалась по Конфуций. Лунь-юй, Указ. соч.
С идеями конфуцианства боролся философ Мо-цзы (Мо Ди) (479-400 гг. до н. э.), по имени которого и названо это направление в философско-правовой парадигме Древнего Китая.
Мо-цзы выдвинул довольно необычную и прогрессивную для того времени версию видения генезиса государства. Ему принадлежит одна из первых в истории мировой философско-правовой мысли концепций договорного возникновения государства. В соответствии с такой концепцией Мо-цзы защищает идею естественного равенства людей. Он доказывает, что все люди равны перед Божественным Небом, которое не различает малых и больших, знатных и простых; все люди — слуги Неба. Естественно-правовая концепция в ее современном понимании Мо-цзы и его последователями глубоко не разрабатывалась, а развивалась по Конфуций. Лунь-юй, Указ. соч.
пути разработки прикладных аспектов. В частности, на базе признания равенства моисты осуждали замещение государственных должностей по принципу происхождения и родства. Моизм считает, что источником мудрости являются не врожденные добродетели и не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. Поэтому на государственные должности следует выдвигать наиболее мудрых с этой точки зрения людей независимо от их происхождения. Способности человека к государственному управлению должны определяться по его деловым качествам -желанию служить простому народу, усердию в делах и т. п.
Основными причинами неурядиц и беспорядков в государстве моизм считает несоблюдение правителями заветов и традиций старины, алчность, войны к как следствие этого, нищета простого народа.
В противовес конфуцианской системе этико-правовой регуляции общественной жизни Мо-цзы выдвинул «десять принципов»: почитание мудрости; почитание единства; всеобщая любовь и взаимная выгода; ненападение; неприятие музыки; бережливость; бережливость при захоронениях; неприятие судьбы; признание воли неба; духовидение. Главным из них считается «принцип всеобщей любви и взаимной выгоды».
В учении моизма утверждается, что конфуцианское человеколюбие представляет собой корыстную любовь, основанную на привязанности по крови и приоритете родственных связей. Но такая любовь еще не является настоящей любовью. Истинное человеколюбие подразумевает равносправедливые отношения ко всем людям без различий по родственному или сословному признакам. В учении Мо-цзы прослеживаются призывы к тому, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил незнающего, чтобы люди делили друг с другом имущество и т. п.
Идеальной государственной властью Мо-цзы считал государство с мудрым правителем во главе и четко отлаженной исполнительной службой. Мудрый правитель обязательно должен иметь усердных прямодушных слуг, которые не боятся говорить правду в лицо. Но главным условием существования государства Мо-цзы считал упомянутые «десять принципов».
Основой управления государством в моизме считается принцип почитания мудрости. Мо-цзы приводит в пример правителей древности, которые назначали на должность способных, не создавали группировок из родственников, не питали особой благосклонности к знатным, не испытывали пристрастия к внешней красоте. Принцип всеобщей любви и взаимной выгоды применительно к государству в моизме означает следующее.
Во-первых, он проявляется в признании и уважении суверенитета другого государства, а также в категорическом осуждении войн. Во-вторых, внутри государства этот принцип проявляется в том, что государственные чиновники из любви к государю проявляют усердие по службе, не раздумывая, повинуются ему, а государь платит им ответной любовью — назначает высокое жалование, награждает рангами знатности и земельными наделами, дает в подчинение людей.
Политико-правовые идеалы Мо-цзы весьма противоречивы. Уповая на этические принципы взаимоотношений в государстве, он все же склоняется к этатизму и деспотии. Залог и основу прочнсти государственной власти Мо-цзы видит в единообразном исполнении чиновниками воли государя. Для установления же полного единства государства предлагается насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совершаемым поступкам.
Таким образом, моизм, изначально оговорив и обозначив договорную концепцию происхождения государства, в итоге фактически отбросил идеи общественного договора и естественного равенства, восхваляя деспотически-бюрократическую форму государственного устройства.
Главным положением
этико-политического учения моистов
была идея «всеобщей любви и взаимной
выгоды», которая предполагала гуманное
отношение ко всем людям, независимо от
их социального положения и родственных
связей. «Тому, кто любит других, люди отвечают
взаимной любовью; тому, кто приносит пользу
другим, люди платят тем же», — говорил
Мо Ди. В этом он видел проявление социальной
справедливости, которая должна обеспечить
«простолюдинам» безбедное существование.
Мо Ди резко выступал против паразитического
образа жизни родовой аристократии и системы
наследования должностей и рангов знатности,
предлагая назначать на государственные
должности людей независимо от их социального
положения, учитывая лишь один критерий
— их способности и высокие моральные
качества. Он был также противником конфуцианских
ритуалов (ли), видя в них расточительство
богатств страны и средство одурманивания
народа. Он осуждал грабительские войны
как источник страданий и гибели простых
людей.
Условием справедливого правления Мо
Ди считал претворение в жизнь «воли Неба»,
которое выступало в его взглядах олицетворением
и критерием подлинного человеколюбия
и социальной справедливости. Носителем
этой воли на земле мог быть только гуманный
правитель. Вместе с тем Мо Ди был решительным
противником конфуцианской веры в предопределенную
свыше судьбу (мин). Этой судьбе он противопоставлял
учение о человеке как единственном творце
своего благополучия: «Кто полагается
лишь на свой труд, тот живет. Кто не опирается
на свой труд, тот не живет».
В то же время философ верил в существование
добрых и злых духов как проявление «воли
Неба», награждающего с их помощью справедливость
и карающего зло.
Древнейшие памятники культуры Древней Индии относятся к III—II тысячелетиям до н. э. В бассейне реки Инд существовала индская цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппа. Археологические находки позволяют утверждать, что это была достаточно высоко развитая культура. На высоком уровне находились бронзовая металлургия и ремесла. Сохранились остатки больших каменных зданий. В то время была известна письменность, однако и по сей день ученым так и не удалось расшифровать эти послания из далекого прошлого.
Как полагают некоторые исследователи (Токарев С. А.), население относилось к доарийскому или дравидическому народам. Сохранились печати, на которых представлены изображения животных — быка, слона, тигра, носорога. Существовал культ растений. Найдены фигурки людей, скорее всего это божества.
Видимо, храмов в тот период
не было. Правда, сохранились остатки
бассейнов во всех простых домах
— весьма маленьких размеров. А
в здании, которое, похоже, являлось
общественным, был построен большой
бассейн. Ученые полагают, что тогда
уже существовал обряд