Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:16, реферат
Философская система Соловьева строится по исторической схеме как история развития мирового духа как тео-космоисторический процесс. Он отказывается от секуляризма, которым проникнута европейская философия Нового времени, и стремится обрести цельное знание, предполагающее единство теории и жизненно-практического действия. Его цель – «ввести вечное содержание христианства в новую соответствующую ему, т.е. разумную безусловную форму». Соловьев критикует отвлеченное мышление, в частности идеализм Гегеля, с позиций спиритуалистического реализма, требующего различать мышление, мыслящего субъекта и мыслимое содержание моменты, совпадающие у Гегеля в понятии абсолютной идеи.
Часть 1: «Философ Соловьев В.С.»………………………………… 3
Часть 2: «Анализ статьи»……………………………………………. 5
Статья Г.В. Осипов, Ж.Т. Тощенко « Современный мир и
религия»………………………………………………………….5
Словарь статьи…………………………………………………...9
План статьи……………………………………………………..10
Вывод……………………………………………………………11
Критика статьи………………………………………………….12
Оглавление:
Часть 1: «Философ Соловьев В.С.»………………………………… 3
Часть 2: «Анализ статьи»………………………………………
религия»…………………………………………………………
Часть 1: Философ –Соловьев В.С.
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич родился 16 (28) января 1853 в Москве. Русский философ, поэт, публицист, литературный критик. Сын историка С.М.Соловьева. По окончании в 1873 историко-филологического факультета Московского университета в течение года учился в Московской духовной академии. В 1874 защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов» и был избран доцентом Московского университета по кафедре философии. В течение года (1875-76) занимается в библиотеках Лондона, где изучает гл.о. мистическую и гностическую литературу Беме, Парацельса, Сведенборга, каббалу, увлекается оккультизмом и спиритизмом. По возвращении в Россию вновь читает лекции в Московском университете, но в 1877 из-за раздоров в профессорской среде покидает кафедру и поступает в Петербург на службу в Ученый комитет Министерства народного просвещения, читая в то же время лекции в Петербургском университете и на Высших женских курсах. В 1877 публикует работу «Философские начала цельного знания», а в 1878 выступает с циклом лекций «Чтения о Богочеловечестве». В 1880-е гг. в центре его внимания общественно-политическая и церковно-религиозная жизнь.
Соловьев В.С. умер 31 июля (13 августа) 1900 в подмосковном имении своих друзей- князей Трубецких.
Философская система Соловьева строится по исторической схеме как история развития мирового духа как тео-космоисторический процесс. Он отказывается от секуляризма, которым проникнута европейская философия Нового времени, и стремится обрести цельное знание, предполагающее единство теории и жизненно-практического действия. Его цель – «ввести вечное содержание христианства в новую соответствующую ему, т.е. разумную безусловную форму». Соловьев критикует отвлеченное мышление, в частности идеализм Гегеля, с позиций спиритуалистического реализма, требующего различать мышление, мыслящего субъекта и мыслимое содержание моменты, совпадающие у Гегеля в понятии абсолютной идеи. Подлинно сущее, по Соловьеву, - не понятие и не эмпирическая данность, а реальное духовное существо, субъект воли сущее. Реальностью обладают только духи и души, носители силы и воли, эмпирический же мир Соловьева считается лишь явлением. Первое и верховное сущее – Бог определяется Соловьевым в духе неоплатонизма и кабы как положительное ничто, которое есть прямая противоположность Гегелеву отрицательному ничто –чистому бытию, полученному путем абстрагирования от всех положительных определений. Определив сущее как являющееся, а бытие как явление, Соловьев тем самым интерпретирует связь Бога и мира как связь сущности и явления, устанавливая между трансцендентной основой мира и самим миром отношение необходимости, настигаемое рациональным путем с помощью т.н. органической логики. Однако мистический реализм Соловьева вступает в противоречие с его рационалистическим методом: если сущее – трансцендентное духовное существо, то мы можем узнать о нем лишь из откровения: рациональному познанию оно недоступно. Соловьев между тем убежден, что непостижимое для разума сущее может быть предметом мистического созерцания – интеллектуальной интуиции, отождествляемой им с состоянием вдохновения.
Часть 2: «Анализ статьи»
Статья Г.В. Осипов, Ж.Т. Тощенко « Современный мир и религия». – Вопросы философии 2007, №6. С.3-16
И увидел я, что преимущество мудрости
над глупостью такое же, как преимущество
света перед тьмой.
Экклесиаст.2,13
Религия во всех ее формах и проявлениях – величайшее явление в истории человечества. Она сопровождала человека на всех этапах его существования, начиная с тех пор, когда он мыслил себя в неразрывной связи с природой, и до нынешнего времени. Вопрос о ее роли продолжает, хотя и по-иному, волновать большинство живущих на планете. И это оправданно, так как многие достижения культуры вышли из недр религии или были опосредованы ею. Именно религиозными учениями обобщены мудрость и жизненный опыт людей по проблемам нравственности, и на этой основе сформулированы главные постулаты морали, без которой невозможны существование народов, организация их общественной и повседневной жизни. Все религии возникли и были, по выражению П.А.Сорокина, прежде всего, «моральными социальными движениями» (1). Иначе говоря, все мировые религии (христианство, ислам, буддизм) и все национальные религии (иудаизм, индуизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм и др.) сильные своей духовностью, своим созидательным началом.
Неоспоримо и то, что многие знаменательные события древнего мира, средневековья и нового времени невозможно представить без участия и/или влияния религии. Их назначение и роль были пронесены через тысячелетия, ибо по своей гуманистической составляющей они были нацелены на достижение гармонии во взаимоотношениях между людьми, между человеком и обществом при ее согласовании с некоторыми «высшими силами», которые, как бы ни назывались – Христос, Будда, Моисей и пр. , руководствовались одними и теми же принципами при организации жизни людей. К этой идее примыкают и ряд теологических концепций в христианстве, в исламе, в буддизме, которые считают важным признание единого бога, у которого лишь разные посланники на Земле. Именно на этой базе остается популярным экуменическое движение, ратовавшее за объединение христианских конфессий.
Однако происходящие изменения в мире, в жизни народов и стран требовали от всех религий и конфессий соответствующей реакции, поиска ответа на вызовы времени, в том числе и на извечный вопрос – как строить свои взаимоотношения с обществом и государством. Поэтому не удивительно, что религии интенсивно ищут свое место в мире в условиях стремительно изменяющихся обстоятельств. Не чурается, а наоборот , предпринимает серьезные усилия Русская православная церковь с целью не только самой определиться с позицией в современной социально – экономической ситуации, но т помочь обществу правильно сориентироваться в тех сложных перипетиях бытия, с которыми столкнулись все без исключения страны и народы. Идея, которая была вынесена на обсуждение Х Всемирного русского народного собора 4-6 апреля 2006г., звучит весьма оригинально – о соответствии концепции прав человека нормам морали и нравственности. Рассматривая сложившуюся в российском обществе коллизию, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в своей речи сказал, что существование прав и свобод человека, став реальностью общественной жизни, не прошло «серьезную рецепцию с точки зрения исторического опыта и духовной традиции наших государств», ибо «отсутствовала какая-либо система нравственного воспитания личности». В том, что такой вопрос поставлен, велика заслуга православной церкви (2).
Эта тревога за будущее человечества вызвана тем, что далеко не все так лучезарно и беспроблемно происходило и происходит на историческом пути взаимодействия общества и различных религий. В этой связи нам бы хотелось обратить внимание не на те зигзаги, которых полным полно в истории как всех народов, так и религий, а лишь на те стороны – и очень важные – ее жизни, которые могут и приводят к ряду проблемных ситуаций, что не редко ведет к отчуждению.
Перед обществом и наукой в настоящее время остро поставлен вопрос: что происходит в современном мире вообще, какую роль в его функционировании играет религия (или религии), какое место они занимают в решении злободневных проблем общества и государства, идет ли секуляризация или клерикализация, есть ли реальная опасность прихода к власти таких политических сил, как этнократия и теократия?
Помимо сиюминутных, ангажированных и политизированных объяснений имеются серьезные попытки осмыслить взаимосвязь религий и современных общественных, в первую очередь, политических процессов. Эти современные политико – конфессиональные идеи представлены в двух основных вариантах: 1) в богословских теориях и 2) в научных, околонаучных и квазинаучных попытках объяснения сущности взаимоотношений религии и общества, которые в самых разнообразных комбинациях представлены религиозными и политическими деятелями.
В настоящее время практически всеми признается возрастание религиозного фактора в общественной жизни, хотя многолетняя традиция говорит о том, что мирские и особенно политические заботы могут пагубно повлиять на судьбы как народов, так и самой религии, породить неурядицы, трудности, конфликты.
Говоря о ведущих основных тенденциях в развитии современного мира, стоит обратить внимание, прежде всего, на происходящий в мире религиозный ренессанс. Особенно это характерно для стран, возникших после распада СССР и восточноевропейского блока – Совета экономической взаимопомощи и Варшавского договора. В этих странах произошел процесс пробуждения интереса к религиям – в основном христианству и исламу. Большинство людей стало при социалистических опросах объявлять себя сторонниками религии. Так, в России, по данным ИСПИ РАН, 80% населения назвали себя сторонниками православия, около 8% -ислама, несколько процентов – буддизма, что коррелирует с национальным составом России.
Одновременно происходит
Правда, эти процессы происходили
не без издержек. С одной стороны,
значительно выросло число
Стала чрезвычайно актуальной
проблема взаимоотношений
В настоящее время есть
Словарь статьи:
План статьи:
Вывод:
Статья Г.В. Осипова и Ж.Т. Тощенко, дает анализ состояния социально-религиозной сферы в современном мире. Авторы указывают на новые проблемы и новые идеи, которые появились в этой сфере. Прекрасно показано, что религия, как современный социальный институт раздираема разногласиями, с одной стороны в мире ярко прослеживается отход от идей секулярного ( обмирщенного) общественного устройства, «происходит процесс рехристианизации и реисламизации», с другой мировые религиозные традиции оказываются перед проблемой поверхностной религиозности и индивидуализации верований, толкающее верующего человека не в церковь, а в секту. Авторами поднят вопрос о том, что в современном обществе, религия все больше и больше принимает формы политической организации и стремиться к созданию по средствам клерикализма теократических государств.
Эти процессы рождают в религиозной сфере новую терминологию, которая на самом деле оказывается закамуфлированной формой интенсивной экспансии религий во властную и государственные сферы.
В конечном счете авторы статьи указывают, что религиозные организации самого разнообразного толка ( начиная от традиционных и заканчивая новыми радикальными сектантскими группировками) создают условия для формирования главенствующих общественных систем опирающихся на религиозно-политические концепты.