Философ Соловьев. Анализ статьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:16, реферат

Описание работы

Философская система Соловьева строится по исторической схеме как история развития мирового духа как тео-космоисторический процесс. Он отказывается от секуляризма, которым проникнута европейская философия Нового времени, и стремится обрести цельное знание, предполагающее единство теории и жизненно-практического действия. Его цель – «ввести вечное содержание христианства в новую соответствующую ему, т.е. разумную безусловную форму». Соловьев критикует отвлеченное мышление, в частности идеализм Гегеля, с позиций спиритуалистического реализма, требующего различать мышление, мыслящего субъекта и мыслимое содержание моменты, совпадающие у Гегеля в понятии абсолютной идеи.

Содержание работы

Часть 1: «Философ Соловьев В.С.»………………………………… 3
Часть 2: «Анализ статьи»……………………………………………. 5
Статья Г.В. Осипов, Ж.Т. Тощенко « Современный мир и
религия»………………………………………………………….5
Словарь статьи…………………………………………………...9
План статьи……………………………………………………..10
Вывод……………………………………………………………11
Критика статьи………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление:

 

Часть 1: «Философ Соловьев В.С.»………………………………… 3

Часть 2: «Анализ статьи»……………………………………………. 5

  1. Статья Г.В. Осипов, Ж.Т. Тощенко « Современный мир и

     религия»………………………………………………………….5

  1. Словарь статьи…………………………………………………...9
  2. План статьи……………………………………………………..10
  3. Вывод……………………………………………………………11
  4. Критика статьи………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 1: Философ –Соловьев В.С.

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич  родился 16 (28) января 1853 в Москве. Русский  философ, поэт, публицист, литературный критик. Сын историка С.М.Соловьева. По окончании в 1873 историко-филологического факультета Московского университета в течение года учился в Московской духовной академии. В 1874 защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов» и был избран доцентом Московского университета по кафедре философии. В течение года (1875-76) занимается в библиотеках Лондона, где изучает гл.о. мистическую и гностическую литературу Беме, Парацельса, Сведенборга, каббалу, увлекается оккультизмом и спиритизмом. По возвращении в Россию вновь читает лекции в Московском университете, но в 1877 из-за раздоров в профессорской среде покидает кафедру и поступает в Петербург на службу в Ученый комитет Министерства народного просвещения, читая в то же время лекции в Петербургском университете и на Высших женских курсах. В 1877 публикует работу «Философские начала цельного знания», а в 1878 выступает с циклом лекций «Чтения о Богочеловечестве». В 1880-е гг. в центре его внимания общественно-политическая и церковно-религиозная жизнь.

Соловьев В.С. умер 31 июля (13 августа) 1900 в подмосковном имении своих друзей- князей Трубецких.

Философская система  Соловьева строится по исторической схеме как история развития мирового духа как тео-космоисторический  процесс. Он отказывается от секуляризма, которым проникнута европейская философия Нового времени, и стремится обрести цельное знание, предполагающее единство теории и жизненно-практического действия. Его цель – «ввести вечное содержание христианства в новую соответствующую ему, т.е. разумную безусловную форму». Соловьев критикует отвлеченное мышление, в частности идеализм Гегеля, с позиций спиритуалистического реализма, требующего различать мышление, мыслящего субъекта и мыслимое содержание моменты, совпадающие у Гегеля в понятии абсолютной идеи. Подлинно сущее, по Соловьеву, - не понятие и не эмпирическая данность, а реальное духовное существо, субъект воли сущее. Реальностью обладают только духи и души, носители силы и воли, эмпирический же мир Соловьева считается лишь явлением. Первое и верховное сущее – Бог определяется Соловьевым в духе неоплатонизма и кабы как положительное ничто, которое есть прямая противоположность Гегелеву отрицательному ничто –чистому бытию, полученному путем абстрагирования от всех положительных определений. Определив сущее как являющееся, а бытие как явление, Соловьев тем самым интерпретирует связь Бога и мира как связь сущности и явления, устанавливая между трансцендентной основой мира и самим миром отношение необходимости, настигаемое рациональным путем с  помощью т.н. органической логики. Однако мистический реализм Соловьева вступает в противоречие с его рационалистическим методом: если сущее – трансцендентное духовное существо, то мы можем узнать о нем лишь из откровения: рациональному познанию оно недоступно. Соловьев между тем убежден, что непостижимое для разума сущее может быть предметом мистического созерцания – интеллектуальной интуиции, отождествляемой им с состоянием вдохновения.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2: «Анализ статьи»

Статья Г.В. Осипов, Ж.Т. Тощенко « Современный мир и религия». – Вопросы философии 2007, №6. С.3-16

И увидел я, что преимущество мудрости

над глупостью такое же, как преимущество

 света перед тьмой.

Экклесиаст.2,13 

        Религия во всех ее формах и проявлениях – величайшее явление в истории человечества. Она сопровождала человека на всех этапах его существования, начиная с тех пор, когда он мыслил себя в неразрывной связи с природой, и до нынешнего времени. Вопрос о ее роли продолжает, хотя и по-иному, волновать большинство живущих на планете. И это оправданно, так как многие достижения культуры вышли из недр религии или были опосредованы ею. Именно религиозными учениями обобщены мудрость и жизненный опыт людей по проблемам нравственности, и на этой основе сформулированы главные постулаты морали, без которой невозможны существование народов, организация их общественной и повседневной жизни. Все религии возникли и были, по выражению П.А.Сорокина, прежде всего, «моральными социальными движениями» (1). Иначе говоря, все мировые религии (христианство, ислам, буддизм) и все национальные религии (иудаизм, индуизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм и др.) сильные своей духовностью, своим созидательным началом.

        Неоспоримо и то, что многие знаменательные события древнего мира, средневековья и нового времени невозможно представить без участия и/или влияния религии. Их назначение и роль были пронесены через тысячелетия, ибо по своей гуманистической составляющей они были нацелены на достижение гармонии во взаимоотношениях между людьми, между человеком и обществом при ее согласовании с некоторыми «высшими силами», которые, как бы ни назывались – Христос, Будда, Моисей и пр. , руководствовались одними и теми же принципами при организации жизни людей. К этой идее примыкают и ряд теологических концепций в христианстве, в исламе, в буддизме, которые считают важным признание единого бога, у которого лишь разные посланники на Земле. Именно на этой базе остается популярным экуменическое движение, ратовавшее за объединение христианских конфессий.

Однако происходящие изменения в мире, в жизни народов  и стран требовали от всех религий и конфессий соответствующей реакции,   поиска ответа на вызовы времени, в том числе и на извечный вопрос – как строить свои взаимоотношения с обществом и государством. Поэтому не удивительно, что религии интенсивно ищут свое место в мире в условиях стремительно изменяющихся обстоятельств. Не чурается, а наоборот , предпринимает серьезные усилия Русская православная церковь с целью не только самой определиться с позицией в современной социально – экономической ситуации, но т помочь обществу правильно сориентироваться в тех сложных перипетиях бытия, с которыми столкнулись все без исключения страны и народы. Идея, которая была вынесена на обсуждение Х Всемирного русского народного собора 4-6 апреля 2006г., звучит весьма оригинально – о соответствии концепции прав человека нормам морали и нравственности. Рассматривая сложившуюся в российском обществе коллизию, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в своей речи сказал, что существование прав и свобод человека, став реальностью общественной жизни, не прошло «серьезную рецепцию с точки зрения исторического опыта и духовной традиции наших государств», ибо «отсутствовала какая-либо система нравственного воспитания личности». В том, что такой вопрос поставлен, велика заслуга православной церкви (2).

        Эта тревога за будущее человечества вызвана тем, что далеко не все так лучезарно и беспроблемно происходило и происходит на историческом пути взаимодействия общества и различных религий. В этой связи нам бы хотелось обратить внимание не на те зигзаги, которых полным полно в истории как всех народов, так и религий, а лишь на те стороны – и очень важные – ее жизни, которые могут и приводят к ряду проблемных ситуаций, что не редко ведет к отчуждению.

Перед обществом и  наукой в настоящее время остро  поставлен вопрос: что происходит в современном мире вообще, какую  роль в его функционировании играет религия (или религии), какое место  они занимают в решении злободневных проблем общества и государства, идет ли секуляризация или клерикализация, есть ли реальная опасность прихода к власти таких политических сил, как этнократия и теократия?

        Помимо сиюминутных, ангажированных и политизированных объяснений имеются серьезные попытки осмыслить взаимосвязь религий и современных общественных, в первую очередь, политических процессов. Эти современные политико – конфессиональные идеи представлены в двух основных вариантах: 1) в богословских теориях и 2) в научных, околонаучных и квазинаучных попытках объяснения сущности взаимоотношений религии и общества, которые в самых разнообразных комбинациях представлены религиозными и политическими деятелями.

         В настоящее время практически всеми признается возрастание религиозного фактора в общественной жизни, хотя многолетняя традиция говорит о том, что мирские и особенно политические заботы могут пагубно повлиять на судьбы как народов, так и самой религии, породить неурядицы, трудности, конфликты.

        Говоря о ведущих основных тенденциях в развитии современного мира, стоит обратить внимание, прежде всего, на происходящий в мире религиозный ренессанс. Особенно это характерно для стран, возникших после распада СССР и восточноевропейского блока – Совета экономической взаимопомощи и Варшавского договора. В этих странах произошел процесс пробуждения интереса к религиям – в основном христианству и исламу. Большинство людей стало при социалистических опросах объявлять себя сторонниками религии. Так, в России, по данным ИСПИ РАН, 80% населения назвали себя сторонниками православия, около 8% -ислама, несколько процентов – буддизма, что коррелирует с национальным составом России.

          Одновременно происходит процесс  рехристианизации и реисламизации,  которые по своей сути означали возрастание роли религий, их канонов и догматов в жизни общества, в решении многих экономических, социальных, политических и духовных проблем. В соответствии с этими тенденциями значительно возросло число церквей, мечетей. Пагод и других культовых помещений. Значительно увеличилось число религиозных организаций и учреждений.

        Правда, эти процессы происходили  не без издержек. С одной стороны,  значительно выросло число сектантских  движений, которые порой принимали  причудливые формы вплоть до  изуверских, граничащих с нарушением элементарных прав и свобод человека. С другой стороны, увеличившаяся религиозность была во многом поверхностной, показной, ибо многие – до 70% - продолжали годами не посещать церковь, не выполнять никакие религиозные предписания.

        Стала чрезвычайно актуальной  проблема взаимоотношений между  религиями, ибо, как отметил  один из авторов этой статьи, будущее России зависит от  «стабилизации традиционных межконфессиональных  отношений» (3). Особо следует остановиться на общественном, политическом лице религий, об их изменившемся статусе в современном мире и в каждой конкретной стране.

         В настоящее время есть несколько  типов теоретизирования и попыток  объяснения сущности происходящего  в мире религии и связанных  с ней общественных проблем.                                     

Словарь статьи:

  1. Теологические концепции – смысловой результат богословских размышлений
  2. Квазинаучные околонаучные, маскирующиеся под научные.
  3. Клерикализм – в социально-историческом плане представляет как социально-политическое течение, широко использующее религию усиления на все сферы жизни общества.
  4. Теократия – форма правления, к которой стремятся религиозно ориентированные деятели, с целью захвата власти и построения государства на религиозной основе.
  5. Традиционализм – ориентация религиозных деятелей на «золотой век» своей традиции.
  6. Фундаментализм – призыв вернуться к истокам веры.
  7. Радикализм идеологическая доктрина и основанная на ней политическая практика
  8. Экстремизм и терроризм – явления существующее вне правового поля, упаивающее на откровенное насилие, опирающееся на современные технологии пропаганды войны, и манипулирования информационными и финансовыми потоками. Разница: экстремизм четко обозначает своих противников и борется только четко с ними, то терроризм бьет « по всему полю» не щадя никого ни правых, ни виноватых, ни согласных, ни согласных.

 

 

 

 

 

 

 

План статьи:

  1. Актуальность, цели и задачи статьи
  2. Проблемы вызывающие наибольшую обеспокоенность в современном мире
  3. Новые понятия или новая трактовка старых понятий в терминологии современных религий
  4. Разнообразие современных религий: от апологетических до политических
  5. Вывод: в современном мире процесс политизации религии стоит очень остро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Статья Г.В. Осипова  и Ж.Т. Тощенко, дает анализ состояния социально-религиозной сферы в современном мире. Авторы указывают на новые проблемы и новые идеи, которые появились в этой сфере. Прекрасно показано, что религия, как современный социальный институт раздираема разногласиями, с одной стороны в мире ярко прослеживается отход от идей секулярного ( обмирщенного) общественного устройства, «происходит процесс рехристианизации и реисламизации», с другой мировые религиозные традиции оказываются перед проблемой поверхностной религиозности и индивидуализации верований, толкающее верующего человека не в церковь, а в секту. Авторами поднят вопрос о том, что в современном обществе, религия все больше и больше принимает формы политической организации и стремиться к созданию по средствам клерикализма теократических государств.

Эти процессы рождают  в религиозной сфере новую  терминологию, которая на самом деле оказывается закамуфлированной  формой интенсивной экспансии религий  во властную и государственные сферы.

В конечном счете авторы статьи указывают, что религиозные организации самого разнообразного толка ( начиная от традиционных и заканчивая новыми радикальными сектантскими группировками) создают условия для формирования главенствующих общественных систем опирающихся на религиозно-политические концепты.

 

 

 

 

 


Информация о работе Философ Соловьев. Анализ статьи