Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 17:48, реферат
«Душа никогда не увидит красоты, если сама раньше не станет прекрасной, и каждый человек, желающий увидеть прекрасное, должен начать с того, чтобы самому сделаться прекрасным». Плотин
Возможность соприкосновения человеческой судьбы с Красотой – одна из самых сокровенных тайн бытия, которая волновала представителей разных культур.
Человек издавна пытался соизмерять индивидуальную и социальную жизнь с течением всеобъемлющей гармонии. Для него становилась важной не столько жизнь сама по себе, сколько ее наполненность красотой и, главное, глубокое переживание эстетического притяжения мира.
В истории культуры восприятие красоты всегда вызывало противоречивые, нередко полярные суждения. Известно, что один и тот же человек в разные периоды своей жизни может иметь противоположные аксиологические приоритеты. Такая метаморфоза произошла с Л.Н. Толстым. «То, что прежде казалось мне хорошо, показалось дурно, и то, что прежде казалось дурно, показалось хорошо… Добро и злое переменилось местами».[2,5]
Более того, красотой не только восхищались, возлагая на нее надежды по спасению мира, но и подвергали осуждению, старались разоблачить. Серьезные обвинения в адрес прекрасного выдвигал Л.Н. Толстой. Он был убежден, что «понятие красота не только не совпадает с добром, но скорее противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий. Чем больше мы отдаемся красоте, тем больше мы удаляемся от добра». Что же срывается за этой двойственностью, противоречивостью в восприятии гармонии?
Известно, что гармония конкретного явления включает широкую гамму как внутренних, так и внешних особенностей, качеств, которые далеко не всегда совпадают. Поэтому способность к эстетическому восприятию означает оценку предмета в единстве формы и содержания, сущности и явления, особенного и всеобщего, частного и универсального. Так рождается поэтическое видение мира.
Вот почему процесс восприятия красоты предусматривает неразрывное единство чувственного и рационального, интуитивного и логического отражения действительности. Эти уровни постижения гармонии, грани эстетического восприятия взаимообусловлены, хотя и обладают относительной самостоятельностью. Если чувственному опыту отводится важное место в научном познании, то для эстетического восприятия значение принципа наглядности, непосредственно погружение в мир форм, цветовых гамм, звуков, открывающих неисчерпаемые оттенки внешнего бытия, несоизмеримо возрастает. Тем более, что о чувственном отражении все больше утверждается мнение как о сложном поисковом механизме, когда ощущения и восприятия являются необходимым фундаментом для развития эстетических представлений об окружающем мире. Как заметил американский философ Н. Гудмен, чистый факт и незаинтересованный глаз – просто мифы. Глаз отбирает, отталкивает, организует, ассоциирует, классифицирует, анализирует и конструирует. Он не столько отражает, сколько собирает и разрабатывает. Не случайно уже Леонардо да Винчи считал, что потерять глаза, значит «потерять красоту мира… Глаз, посредством которого красота Вселенной отражается созерцающими, настолько превосходен, что тот, кто допустит его потерю, лишит себя представления обо всех творениях природы… Кто потеряет глаза, тот оставит душу в мрачной тюрьме, где теряется всякая надежда снова увидеть солнце, свет всего мира». [1,4]
Особая роль чувственного аспекта в эстетическом восприятии в отличие от научного познания диктуется тем, что эстетический объект всегда интересен своими оттенками, многообразными проявлениями. И даже обладая развитыми формами познания, человек связан с внешним миром через ощущения, так как предметы и явления находятся в непрерывном процессе взаимодействия, возникновения, развития, исчезновения.
Например, один и тот же пейзаж никогда не бывает неизменным, застывшим. Его создают и беспрерывно меняют игра света, движение ветра, облаков, снега, дождя, птиц. «Если бы красота в действительности была неподвижна и неизменна, «бессмертна», как того требуют эстетики, она бы надоела, опротивела бы нам. Живой человек не любит неподвижного в жизни; потому никогда не наглядится он на живую красоту…». [2,3] Источником красоты мира является сама жизнь как вечное обновление, как река, в которую никому не дано войти дважды и которая в своем течении каждое мгновение всегда другая.
Поэтому, когда в науке абстрагируется общее, существенное, универсальное, полнота бытия исчезает, уникальное многообразие под воздействием унификации разрушается и эстетическое переживание угасает, лишаясь богатства конкретной почвы. И, значит, эстетические объекты обладают важнейшей особенностью, которая не фиксируется рациональным познанием – это их неисчерпаемая многоликость, порождающая эмоциональную насыщенность, что особенно ярко проявляется в художественном творчестве. Красота выражает соотношение всего многообразия сторон конкретного явления. Уже поэтому наука никогда не сможет вытеснить искусство, как предсказывал Гегель, ибо человек не согласится на угашение многообразной эмоциональной жизни, ограничение утонченных душевных переживаний, благодаря которым только и модно ощутить неисчерпаемую глубину и притягательную силу Мироздания.
Следовательно, эстетическое восприятие – непосредственное, целостное, объединяющее чувственный и рациональный, интуитивный и логический моменты, постижения мира. В его структуру входят и синтез ощущений, и оценка действительности с точки зрения Вселенской гармонии. Не случайно в любом подлинном произведении искусства воплощается не зеркальное отражение действительности, но жизнь, осмысленная и прочувствованная с позиции глубины микрокосма. Взаимодействие содержательного и рационального, интуитивного и дискурсивного постижения мира позволяет охватить единство многообразного
Рождение красоты зависит от самого, казалось бы, незначительного изменения. В связи с этим можно вспомнить одну мысль живописца К. Брюллова об искусстве, которую очень ценил Л. Толстой, поправляя этюд ученика, Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, и мертвый этюд ожил. Ученик, взглянув на изменившуюся работу, сказал: «Вот чуть-чуть тронули этюд и совсем стал другой». Брюллов ответил: «Искусство только там и начинается, где начинается чуть-чуть».[4,5] В этих словах выражена не только характерная черта художественного творчества, но и важнейшая особенность эстетического мировидения, обуславливающего необходимость как непосредственного созерцания, так и рационального обобщения. Именно такой синтез открывает для человека беспредельную глубину Мироздания, позволяет почувствовать очарование гармонии единичного, эстетическое притяжение Единого.
Развитая чувствительность, основанная на гармонии чувственного и рационального познания, позволяет наслаждаться неисчерпаемыми оттенками бытия, позволяет заметить тончайшие гаммы осенней листвы, нити паутинок в серебристой росе, витиеватые узоры черных ветвей на фоне голубого зимнего неба, свет человеческой души и многие другие проявления Вселенского совершенства.
Доминирование чувственного восприятия вводит человека в мир внешней красоты – мир текучий, зыбкий, хрупкий, сиюминутный. Преобладание рационального подхода, абстрагирование от зримой гармонии позволяет проникнуть за оболочку внешнего, открывает значимость закономерного, универсального, неизменного.
Таким образом, в чувственном и рациональном постижении прекрасного фиксируются два основных уровня эстетического восприятия. Если взять крайние точки этого диапазона, то на одном полюсе (чувственном) находятся простейшие эмоции цвета, формы, звукосочетаний. На другом (рациональном) – смысловая основа прекрасного, формирующая чувство мировой гармонии как показателя того, насколько далеко ушло человечество от животного царства, насколько далеко ушел в своем развитии каждый человек.[2]
Красота человеческой жизни занимает особенно много места в составе эстетических восприятий человека. Но необходимо понять, что поиск гармонии, основанный на недоверии к совершенству Целого, культе борьбы, научных знаний, технике, стремлении к тотальному равенству, нивелировке личности, жесткой регламентации всех сторон социального бытия, линейном мышлении, забвении глубины микрокосма – неизбежно превращается в трагедию или фарс.
Таким образом, исследование основных сфер духовной деятельности (мифологии, религии, искусства, философии и т.д.) и различных подходов, связанных с воплощением идеала, показывает, что все они возникли как реакция на устремленность социума к более прочным, незыблемым гармоническим структурам. И в этом смысле потребность в красоте не просто временная сиюминутная прихоть человеческой фантазии, но глобальный, жизненно важный ориентир. «Следует упомянуть о том интересном факте, - отмечал З. Фрейд, - что жизненное счастье ищется преимущественно в наслаждении прекрасным, где бы оно не предстало перед нашим чувственным или рассудочным взором – в области ли человеческих форм и жестов, в области ли творений природы или даже научного творчества». [4]
Ф.М. Достоевский в одной из статей об искусстве высказал идею о том, что потребность в красоте и творчестве, воплощающем ее, есть такая же потребность, как есть и пить, и без нее человек не захотел бы жить на свете. Это означает, что для человека важна не столько жизнь сама по себе сколько ее качественное содержание, эстетическая наполненность, гармоническое притяжение. Ведь время существования личности измеряется не количеством прожитых лет, но внутренней событийностью, интенсивностью, яркостью, глубиной переживаний, их смысловой направленностью, порождающих творческое отношение к бытию. Н.А. Бердяев в работе «Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого» сформулировал главный принцип индивидуального и Вселенского существования: «Красота есть конечная цель мировой человеческой жизни».[4] Изучение общественных систем прошлого и настоящего подтверждает, что в центре внимания любой подлинной культуры всегда стояли задачи:
1.
гармоничного обустройства
2.
поддержание гармонии между
3.
совершенствования самого
Вот почему без преувеличения можно сказать, что устремленность к Красоте есть универсальная потребность, пронизывающая все грани человеческой жизни. Для мифологии красота есть ограниченное Безграничное; для религии – невыразимое, Абсолютное; для искусства – неотразимое явленное, трепетное, глубина сиюминутного; для философии – постигнутое интеллектуально развертывание Беспредельного; для науки – реализованное на основе овладения силами природы; для морали – должное; для политики – актуализированная свобода. Именно в процессе поиска устойчивой гармонии сформировались все явления культуры, хотя время от времени происходили различные модификации в рамках тех или иных форм общественного сознания по отношению к Красоте.[5]
Эта фундаментальная потребность могла осознаваться, а могла проявляться спонтанно, бессознательно; могла реализовываться успешно, достаточно полно, а могла воплощаться трагично. Но глубинный позыв к поиску абсолютной гармонии неизменно заявлял о себе в любой культуре и являлся главным движущим стимулом человеческого поведения.
Любуясь красотой жизни и приобщаясь через искусство к ее вечным ценностям, мы приближаемся к гармонии; через развитие эмоций, духа и интеллекта мы вступаем в мир высших достижений мировой культуры.
Прекрасное не следует рассматривать как феномен, который изначально открыт индивидуальному сознанию, прозрачен, представлен в актуализированном, неизменном виде, вне эстетической практики.
Красота имеет субъективно-объективную природу, чтобы постичь ее необходимы различные проявления духовности человека: развитие художественного творчества во всех областях искусства, вдохновение, ведущее к открытию научной или философской истины, процессы плодотворного воздействия на социальную жизнь, так как только человек с развитым менталитетом, широким кругозором, определенным духовным опытом способен к постижению истиной красоты каждой частички мира.
Красота – это «надстроенная ценность»: всякое добро во всех его видах, если оно чувственно воплощено, имеет сверх своей добротности еще и ценность красоты. Из всех ценностей красота наиболее привлекательна. Любовь к тому, что красиво, свободно рождается в душе человека, а вместе с тем возникает любовь и к тем ценностям, воплощение которых создало красоту. Так без всякого насилия над волею человека под влиянием красоты может совершаться постепенное освобождение его от тех или иных других эгоистических недостатков: красота героизма, красота самоотверженной любви, красота мудрости и т.п. увлекает человека и воспитывает в нем самом эти высокие черты характера.
Углубление внутреннего мира личности, совершенствование духовного мировосприятия на основе Красоты заключает неисчерпаемый потенциал в развитии человеческого рода, каждого индивида.
Развивая чувство красоты в реальной жизни, человек пытается преодолевать сопротивление сил природы, «рассогласовывание» собственного существования, открыть внутреннее содержание жизни. Люди уже не просто существуют, они научаются «праздновать» бытие, парить над неумолимой необходимостью.
1. Вахренева П.Е. Философия красоты К.Леоньтева. // Социально-гумманитарные знания// 2005. №5, С.258-269
2. Григорьева Т.П. Философия красоты. //Вопросы философии// 2007. №1, С.61-74
3. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.: Прогресс – Традиция, 1998. – 416с.
4. Мартынов В.Ф. Философия красоты. Мн.: ТетраСистемс 1999. 336с.
5. Розин В., Шапинская Р. Природа любви. Москва 1993.