Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:30, реферат
Образ замечательного сына казахского народа Абая Кунанбаева до сих пор привлекает к себе внимание многих выдающихся писателей,художников и поэтов. С его именем связано почти полувековое развитие казахской литературы, в его творчестве воплощены идеи и мысли второй половины девятнадцатого века – кануна великих революционных событий.С именем Абая связано прогрессивно-демократическое направление казахской общественной мысли и литературы того периода. Абая – классик казахской литературы, композитор, выдающийся общественный деятель, горячий поборника дружбы русского и казахского народов.Внес огромный вклад в развитии многих наук,в том чиле и в философию.
1.Введение.
2.Роль Абая Кунанбаева в философии,литературе,культуре казахского народа.
3. Абай-философ Нового времени.
4.Заключение.
5.Список используемой литературы.
Медицинский университет Астана
Кафедра философии и социологии
СРС
На тему: Философия Абая Кунанбаева.
Содержание:
1.Введение.
2.Роль Абая Кунанбаева в философии,литературе,культуре казахского народа.
3. Абай-философ Нового времени.
4.Заключение.
5.Список используемой
Введение.
Казахская философия определяется
конкретно-исторической судьбой казахского
народа, его менталитетом, характером
мировоззренческих проблем в
разные периоды его исторического
развития. Началом казахской философии
можно обозначить философию казахского
просвещения 19 века. Данная философия
формировалась под воздействием
Востока и русской
Абай Кунанбаев - выдающийся казахский просветитель и демократ, поэт и мыслитель, основоположник казахской письменной литературы. Родился в 1845 г.в Чингисских горах Семипалатинской области в богатой семье старшины рода тобыкты – Кунанбая. Акыны и сказатели воспитали в нем искрению любовь к родному народу, его истории и богатому культурному наследию, от матери он унаследовал доброе сердце , в котором с каждым днем росло возмущения против насилия и зла, чинимого баями.
Абай рано начал свою творческую деятельность. По данным Ауэзова, уже в неполных 12 лет он стал сочинять стихи,рассказы и распространять их среди народа от имени своих друзей. Начиная с 1886 г., Абай стал распространять и печатать свои произведения под собственным именем. Им написано достаточное количество содержательных произведений, затрагивающих самые жгучие проблемы казахской общественной мысли. Первый сборник его стихов был опубликован лишь после его смерти в 1909 г. в Петербурге.
Но вместо с тем творчество Абая остается оригинальным, самобытным, он глубоко национальный поэт и философ. Предметом его поэтических описаний и философских рассуждений была жизнь казахского народа. Мы видим в нем художника, глубоко, правдиво и ярко рисующего быт, нравы и характер казахов.Признавая объективную реальность мира, А. К. писал, что люди не выводят из себя познания, а знают о вещах, лишь увидев их глазами и познав умом. «Видя глазами, слушая ушами, держа руками, пробуя на язык, нюхая носом, человек познает мир. Эти ощущения укрепляются в сознании человека в виде положительных и отрицательных понятий». Человеческий разум А. К. считал «мерилом оценки» истины.Он утверждал, что непрерывно развивая науку, человек может стать всемогущим. Он ратовал за развитие земледелия и ремесленного производства.Приветствуя новшества в быту, А. К. показал реакционность патриархально-феодальных этических норм. «Сплетню, обман, коварство, леность, расточительство» он считал пятью врагами человечества и возвеличивал такие качества людей, как «упорство, труд, глубокое размышление, умеренность, доброту» .По его мнению, человеческое счастье — «это лишь неразлучные разум и труд». Указывая на различия в положении бедных и богатых, А. К. утверждал, что каждый человек должен иметь свое призвание, должен приносить пользу народу. От поэзии он требовал правдивого изображени жизни.Рассматривая литературу как важнейшее средство просвещения и воспитания народа, он призывал поэтов писать стихи, в которых сочетаются «мастерство и правда» .
Человек должен в этой космической «песчинке – на земле» найти свое место, найти себя и быть самим собой.
Он пишет:
«В душу вглядись глубже, сам собою побудь:
Я для тебя загадка, я и мой путь!
Знай, потомок, дорогу я тебе открывал.
Против тысяч сражался, не обессудь!»
Из этого следует: «Познай сам себя» - это одно из древнейших философских направлений всех народов. Познай себя – и ты обретешь Истину! Данный постулат исходит, прежде всего, из религиозной философии. И здесь можно провести параллели между Абаем и двумя религиозными мыслителями России – П.А. Флоренским и Н. Бердяевым. Так как наука не открывает всю истину, Абай пытается найти ее средоточие и полноту. В «Слове» стих 38, он не просто ставит вопрос о пути познания Истины, но очерчивая познавательные горизонты, вводит в его контекст «мир», «самих себя», и «Аллаха». Он недвусмысленно говорит о существовании двух уровней истины: истина от «земли», и человек идет к ней через разум, истоки же «чистой истины» лежат в другом – они во Всевышнем. «Даже тайна создания недоступна мудрейшим из людей, не говоря уже о природе Аллаха. Аллах бесконечен, человеческий разум пределен. Разве может предельное измерить бесконечное».
Легко сказать: вот Бог! Но путь
К нему лежит не через слово.
Душой и сердцем чистым будь –
Не надо истине иного.
Но Бога не постичь умом,
Зря мой язык о нем толкует.
Сомненья нет! Господь во всем,
Что в зримом мире существует.
Проблема истины является стержневой и для всего творчества П.А. Флоренского, религиозного философа Всеединства. Поиск Истины был началом и конечной целью его интеллектуальных и духовных устремлений «Без истины жить нельзя… Я задыхаюсь за неимением Истины». Его мысль созвучна Абаю в том, что науке недоступна цельность мироздания, через нее не постигается абсолютная истина, она лишь дает относительные знания.Для Н. Бердяева, также как и для Абая, внутреннее есть основа человека, и именно оно должно определить поведение «внешнего человека». Н. Бердяев ставит человека не только выше любой вещи в мире, но и выше самого мира. Человек для него не как индивид, а как личность. «Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью». Абай, как и Н. Бердяев наряду с человеком выделяет Аллаха (Бога), который есть «альфа и омега» этого мира, есть Истина. Он пишет: «Правда именуется еще истиной, а истина – это Аллах». Для Н. Бердяева – истина и конечное назначение человека – это его возвращение к Богу (Аллаху).Таким образом, у обоих философов конечное назначение человека и смысл жизни – Аллах (Бог).
Можно констатировать: великие смотрят на суть духовности, а не на догмы определенной религии. А духовность – одно целое, неделимое свойство выражающее суть человека независимо от нации и религии. Поэтому по своей духовной наполненности Абай не может принадлежать к какой-то определенной религии. Его духовность- это выражение Вселенского мироздания Души.И чтобы постигнуть ее, нам еще очень много надо работать над собой.
Возможно множество параллелей
между казахской и русской
философией. И это понятно, так
как и Россия и Казахстан являются
представителями евразийской
Абай считал, что первое достоинство философа – мудрость, которая и завтра будет озарять, греть своими лучами людей.Центральным вопросом в философии Абая были нравственно – этические проблемы. Основное свое философское произведение «Книга слов» он написал в форме афоризмов . Также великое произведение-«Основные положения философии будущего».
Как сын своего народа, Абай взял лучшее
от многовековой культуры казахского
народа и обогатил эти сокровища
благотворным влиянием русской культуры.
Философская направленность поэта,
прежде всего, проявляется в его
поэтическом творчестве. Он поэт-сатирик,
обличитель. Его стихи носят
Заключение.
Великий сын казахского народа Абай Кунанбаев оставил в наследие прекрасные творения. В них воплощена вся его жизнь, его мечты о светлом будущем. Его пламенные стихи никогда не утратят своей силы и свежести. Абай вечно с народом. Особую роль Абай сыграл в духовном единении двух народов – казахского и русского. Он много размышляет о сущности жизни и взаимопроникновении культур. Его мысли- это те кирпичики-основания на которых заложена современная философия свободного Казахстана. Сегодня национальная философия становится необходимой частью общественного сознания евразийских обществ.Абай Кунанбаев-это выдающийся гуманист-просветитель.Это доказывается его утверждениями в своих великих произведениях.И каждый человек,прочитав их,должен многому поучиться.