Философия античности: идеи бытия мира и его познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:52, реферат

Описание работы

Как и вся античная культура, философия прошла свой цикл развития от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. В истории античной философии просматриваются 4 периода. Первый определяется как натурфилософский. В рамках этого периода шло зарождение и формирование философии (VI в. до н. э.). Второй период вошел в историю как классический. Это время зрелости и расцвета греческой философии (V–IV вв. до н. э.). Третий период связан с кризисом древнегреческого общества. На смену онтологическим и гносеологическим проблемам приходят этические проблемы. Это время эпохи эллинизма и латинской философии Рима (III–I вв.). С одной стороны, Рим выступил правопреемником греческой философской мысли, а с другой стороны, заложил основы принципиально иной философии — философии христианства. Четвертый период связывают с угасанием философии в эпоху Римской империи (I–V вв.).

Файлы: 1 файл

II ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ.docx

— 27.16 Кб (Скачать файл)

Создав атомистическую картину  мира, Демокрит как бы снял крайние позиции Гераклита и Парменида. Он продемонстрировал изменчивость мира вещей и неизменность мира элементов, из которых состоят вещи. Демокрит своеобразно подошел к проблеме конечного и бесконечного, к проблеме соотношения объективной и трансцендентной реальности.

Мир вещей, как сам мир (космос), есть следствие комбинаторики  движущихся атомов. Одни миры гибнут, другие возникают, и наш мир один из многих. Атомисты отождествляли причинность  и необходимость, исключая возможность  случайности. Для них случайность  объективна, т. е. случайно то, причину чего мы не знаем.

Исключая случайность, атомисты вышли на путь философского фатализма  учения о том, что одно единичное  явление с необходимостью вызывает к жизни другое единичное явление, хотя в действительности имеет место  обусловленность только на уровне общего.

Высказав ряд оригинальных идей по проблемам космогонии, гносеологии, Демокрит значительное внимание уделил проблеме культуры и человека. Содержание нравственных замечаний Демокрита свидетельствует, что в античном обществе созревает кризисная ситуация.

55

Косвенным свидетельством этой ситуации явилось появление софистов «платных учителей мыслить, говорить и  делать». Их интересовала не истина, а  эристика (искусство побеждать в  споре, тяжбе). Поэтому слово «софист» обретает нарицательное значение. Под  ним имелся в виду человек, способный  черное выдать за белое, и наоборот, в зависимости от поставленной перед ним задачи.

И все же это направление  внесло определенный вклад в развитие логики, риторики. Софисты продемонстрировали текучесть понятий как образов, замещающих обозначаемую действительность; внесли определенный вклад в разработку относительной истины, поставив вопрос о необходимости доказательности  выдвигаемых положений.

Основные выводы софистов заключаются в следующем: 1) главное  свойство материи не ее объективность, а ее изменчивость; 2) ничто не существует само по себе, а существует лишь в  отношении к другому и через другое; 3) все существующее имеет свою противоположность.

Эти выводы обеспечили мысль  об относительности истины и ее критерии полезности. И тем не менее знаменитый тезис Протагора «Человек — мера всех вещей» вряд ли уместно рассматривать как форму крайнего релятивизма (какой мне кажется вещь, такой она и есть для меня).

Этот тезис затрагивает  проблему ключевых ценностей и интересов  человека в его отношениях к миру. Для одного — человек самоценность, а для другого всего лишь средство достижения сомнительных целей. Кроме того, через этот тезис Протагора прорисовывается противостояние меры человеческого и меры общественного.

В целом же софисты, как  мастера риторики и эристики, подготовили  вывод о том, что окружающий нас  мир в силу своей неопределенности и изменчивости непознаваем, а стало  быть, и необъясним.


Информация о работе Философия античности: идеи бытия мира и его познания