Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего
профессионального образования
«Ижевская
государственная сельскохозяйственная
академия»
Кафедра
философии
Контрольная
работа по философии
Философия арабского
Востока в Средние века. Авиценна. Аверроэс.
Аль–Газали.
Ижевск
2013
Оглавление
Введение
История средневековой арабской
философии
Известные мыслители и ученые
средневековой философии Ближнего Востока
Заключение
Список литературы
Введение
С конца античности вплоть до
Возрождения, от Августина Блаженного
(4 в. после Р.Х.) до Аверроэса (12 в.) и Ибн
Хальдуна (14-15 вв.) арабская философия неизменно
оказывала значительное влияние на западноевропейскую
мысль. В ее основе лежит поиск рационального
синтеза греческой античности (мысль Платона
и в особенности Аристотеля) и мусульманской
или христианской религий. Арабская философия,
создававшаяся медиками, юристами, математиками,
эрудитами, вносит значительный вклад
в мировую гуманистическую культуру.
В данной контрольной работе
я постараюсь раскрыть средневековую
арабскую философию, что положило начало
истории образования арабской философии
и вклад в ее развитие известных философов,
таких как Авиценна, Аверроэс, Аль-Газали.
История средневековой арабской
философии.
В первой половине VII в. в Аравии появилось
и быстро распространялось новое религиозное
учение - ислам. Новая религия была использована
верхушкой кочевых и оседлых арабских
племен для создания государства.
Во второй половине VII в. под знаменем
ислама развертываются грандиозные завоевательные
войны. Образуется огромный Арабский халифат,
охватывающий к концу первой трети VIII
в. Аравию, Иран, Армению, Северо-Западную
Индию, Сирию, Египет, Палестину, все северное
побережье Африки и Пиренейский полуостров.
В VIII-IX вв. на Востоке процветала мощная
и своеобразная арабская культура. В огромном
многонациональном Арабском халифате
ремесло, торговля, мореходство, техника
земледелия были значительно более развиты,
чем в странах тогдашней Европы. Средневековая
арабская наука значительно превосходила
западноевропейскую.
Вначале IX в. при халифе Аль-Мамуне Багдад
становится крупным научным центром, со
школами и библиотеками, книжными лавками,
научными обществами.
В Х в. создается второй центр арабской
культуры - на Пиренейском полуострове,
в частности в Кордове. Происходит разветвление
арабской культуры на две ветви - восточную
и западную.
В XII в. начинает преобладать западная.
Развитие культуры на Востоке было приостановлено
монгольским нашествием.
Предпосылкой для формирования арабской
философии был так называемый "калам"
- обсуждение догматов Корана. Один из
арабских авторов определяет калам как
"учение, в котором рассуждают о сущности
Бога, его атрибутах и об условиях возможных
вещей по закону ислама, чтобы отвергнуть
метафизику философов". Здесь речь идет
о враждебности по отношению к языческой
мудрости, античной философии. Приверженцев
калама называли мутакалимами.
Социальная борьба в формировавшемся
арабском классовом обществе привела
уже во второй половине VII в. к появлению
шиизма, который в дальнейшем стал вторым
после суннизма (оформившегося к Х в.) по
своей влиятельности и распространенности
направлением в исламе. Признавая Коран,
шиизм отвергал "священное предание",
кодифицированное в сунне. Особенность
шиизма по сравнению с суннизмом состоит
в несколько меньшей жесткости догматов.
Считая Коран божественным откровением,
сообщенным Аллахом Мухаммеду, шииты подвергали
его иносказательному толкованию, которое
открывало различные возможности перед
человеческой субъективностью хотя бы
в чисто богословской форме.
Часть мутакалимов допускала более свободное
толкование религиозных догматов, известный
скептицизм в отношении некоторых догм.
Ортодоксы называли их мутазилитами ("отделившимися"
от традиционной веры).
Мутазилиты отрицали множественность
атрибутов Бога, утверждая его абсолютное
единство.
Мутазилиты говорили, что единственная
функция Бога, творца - наделение материи,
уже обладающей всеми необходимыми атрибутами,
еще одним атрибутом - существованием.
Мутазилиты считали, что все наблюдаемые
в материальном мире явления носят причинно-обусловленный
характер и имеют свое основание в природе
вещей..
В отличие от принятой мутакалимами идеи
рока, судьбы в жизни человека, мутазилиты
утверждали неограниченность свободы
воли человека.
Против мутазилитов выступал халиф Аль-Ашари.
Аль-Ашари и его последователи (ашариты)
стремились возвратиться и укрепить ортодоксальную
веру. Возражая мутазилитам, они утверждали,
что Аллах не только создал мир, но и постоянно
воздействует на все явления. Поэтому
явления основаны на воле Бога, в том числе
от Его воли зависит и жизнь человека.
Никакой неограниченной свободы воли
нет.
Суфизм зародился в конце VIII в. и усилился
в последующие века, отразив разочарование
широких слоев населения эксплуататорскими
порядками. Суфиты проповедовали аскетизм,
созерцательное самоуглубление, отказ
от активной жизни, призывали отказываться
от знаний.
Постепенно наряду с теологией развивалась
собственно арабо-аристотелевская философия.
Для арабской философии характерно отношение
к религии, как к практическому искусству,
призванному регулировать межчеловеческие
отношения. Религия вне постижения истины;
область истины - компетенция науки.
Арабская философия преимущественно
интересовалась логикой, естествознанием,
математикой, медициной. В этом видно существенное
отличие арабской философии от современной
европейской. Последняя, в отличие от арабской,
была тесно связана с религией, а не с естественными
науками.
Но арабо-аристотелевская философия
во многих случаях не сочеталась с содержанием
Корана. Прямо противопоставлять философские
концепции Корану в то время было невозможно.
Поэтому многие арабские аристотелианцы
стремились, насколько это было возможно,
примирить философские учения с доктринами
религии. Они допускали, что религия обладает
истиной, но считали, что она облекает
истину в образы, так как народу истина
доступна только под покровом чувственных
образов.
Религия предназначена для народа. Задача
же философии - совлечь с истины образную
оболочку и посредством разума возвыситься
до познания истины в ее совершенной чистоте.
Философия при этом должна ограничиваться
исключительно кругом мудрецов; для народа
она была бы ядом. Считалось, что если какие-то
философские утверждения противоречат
Корану, то это означает, что они истинны
только с точки зрения разума и философии,
а сточки зрения религии и веры они, конечно,
ложны. В такой форме философы старались
защитить философию от положений религии.
Известные мыслители
и ученые средневековой философии Ближнего
Востока
Крупнейшим мыслителем арабского Востока
был Ибн-Сина (980 - 1037г г., в Европе его называли
Авиценной). Абу Али аль Хуссейн
Ибн Абдаллах Ибн Сина родился в с.
Афшана возле Бухары, жил в Средней Азии
и Иране, занимал должности врача и визиря
при различных правителях.
Значительное место в философских взглядах
Ибн-Сины занимает учение о душе. Как и
Аристотель, он различает растительную,
животную и человеческую (разумную) души.
Человеческой (разумной душе) подчинены
другие, низшие души.
Ибн-Сина считает, что разумная душа бессмертна.
После смерти тела душа ведет самостоятельную
жизнь. Аналогом такой жизни является
сон, когда мыслительная сила приобретает
самостоятельную жизнь, независимую от
внешних чувств. Ибн-Сина был противником
идеи о переселении душ.
Ибн-Сина говорит о двух способах познания.
Кроме обычного познания существует еще
особое, интуитивное познание, в котором
душа может состоять в непосредственном
общении с мировым разумом. В целом Ибн-Сина
убежден в познаваемости мира, и в этом
он не полемизирует с теми, кто говорил,
что мир преисполнен чудесами, творимыми
Аллахом, совершенно недоступными человеческому
пониманию.
Яркой фигурой в арабской философии был
Ибн-Рушд (1126 - 1198 г.г.). Он подвел итог всей
предшествующей арабской философии и
оказал сильное влияние на христианскую
схоластику. В Европе он был известен под
именем Аверроэс.
Ибн-Рушд жил в Андалузии и Марокко, занимал
должности судьи и придворного врача.
Ибн-Рушд был автором многочисленных сочинений
по философии, естественным наукам, медицине,
юриспруденции и филологии.
Ибн-Рушд утверждает, что если религия
истинна, то исследование, опирающееся
на доказательство (т.е. философия), не
ведет к противоречию с тем, что утверждает
религия. Но если какое-то суждение религии
противоречит доказательному знанию (философии),
то возникает необходимость в аллегорическом
толковании "священного" текста.
Материя - объективное вечное начало.
Ибн-Рушд считает, что формы не вносятся
и не создаются, а внутренне присущи несотворенной
материи и лишь переходят в ней из потенциального
в актуальное состояние.
Ибн-Рушд убежден в объективности причинных
связей, он говорит о мире как едином, целостном.
Если бы какая-то часть явлений "была
бы полностью независимой от других, то
есть если бы одни из них не служили причиной
других, тогда мир не мог бы быть единым
связным целым". Ибн-Рушд выступает
против тезиса богословов о том, что каждое
явление своим существованием обязано
исключительно творческой деятельности
Бога.
Мыслитель отвергает возможность непосредственного
общения с Богом, отвергает мистический
путь познания. Только научное познание
ведет к цели. И здесь необходим постоянный,
неустанный умственный труд, глубокое
познание доступно только глубоким умам.
Вот почему философия есть благороднейшее
занятие, какому только может посвятить
себя человек.
Следующим представителем арабской
философии был Аль-Газали.
Аль-Газали - теолог, законовед, суфий,
философ, был одним из самых известных
мыслителей мусульманского средневековья.
Им написано большое количество трудов
по биобиблиографии, законоведению, философии
и логике, догматической теологии, полемике,
практике суфизма, теории суфизма.
В основном сочинения Аль-Газали "Воскрешение
наук о вере" развивается идея не возможности
рационального познания Бога. Познание
его возможно лишь путем экстатического
переживания, внутреннего опыта индивида.
Аль-Газали критиковал философию за то,
что на ней, по его мнению, в немалой степени
лежит клеймо неверия и безбожия. Газали
критиковал также Сократа, Платона и Аристотеля
за их склонность к атеизму.
Учение Газали было стремлением восстановить
элементы мистики в философии и вывести
ее из-под влияния научного знания.
Заключение
Арабская философия достаточно разнородна
и создавалась не только на арабском, но
и на персидском языке. Формирование средневековой
арабской философии было связано, по меньшей
мере, с двумя предпосылками.
Во-первых, сам ислам способствовал формированию
философии и науки. Дело в том, что Магомет,
неся людям свое учение, полагался не только
на силу, но и на разум; он противопоставлял
свое учение как «знание» невежеству.
А потому познание мира в арабском мире
вполне могло стать важным занятием, соответствующим
тому, как мусульманин осмысляет свое
место в мире.
Во-вторых, арабская философия возникла
в результате контактов с Европой. В IX
веке происходит широкое знакомство арабов
с естественнонаучным и философским наследием
античности. В центре их внимания оказывается
философия Аристотеля с ее преобладающим
интересом и вопросам естествознания
и логики. «Неоплатоновский» аристотелизм
и лег в основу учений, развивавшихся в
русле ведущего направления в средневековой
арабской философии – восточного перипатетизма.
Никакого противоречия здесь не было.
Ислам по многим характеристикам напоминает
христианство: это религия, предписывающая
веру в единого бога и отрицающая существование
других божеств. По этой причине контакт
между европейской философией и философией
арабской был вполне возможен.
Отличительной чертой арабской философии
является то, что она в меньшей степени,
чем философия европейская, интересовалась
абстрактными вопросами. Мышление арабов
всегда было более конкретно, тогда как
европейцы склонны к абстрактным рассуждениям.
Но также, нельзя сказать, что арабский
мир или Восток вообще никогда не стремился
к познанию мира посредством построения
теорий.
Список литературы
История философии / ред. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. – Ростов н/Д. : Феникс, 2001. – 576 с.
1. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. - М.: Наука, 1966 - 279 с.
Горбачев В.Г. История
философии. - Брянск: "Курсив", 2000 -
336 с.