Философия Аристотеля и её исторические судьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 13:50, реферат

Описание работы

Аристотель наряду со своим учителем Платоном является величайшим древнегреческим философом. В ряде случаев он выступает как противник Платона, но по сути он продолжает дело своего учителя. Аристотель детальнее Платона входит в тонкости различного рода ситуаций.

Файлы: 1 файл

2 Философия Аристотеля и ее исторические судьбы.doc

— 31.50 Кб (Скачать файл)

Философия Аристотеля и её исторические судьбы.

 

Аристотель наряду со своим учителем Платоном является величайшим древнегреческим философом. В ряде случаев он выступает как противник Платона, но по сути он продолжает дело своего учителя. Аристотель детальнее Платона входит в тонкости различного рода ситуаций.

 

Аристотель был недоволен тем, что платоновские идеи как будто несопричастны единичным вещам, на их основе никак не объяснить что происходит с вещами. Отдельный предмет есть в своём роде единичное бытие. Самобытное единичное бытие Аристотель называет субстанцией. Это такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии, оно существует в самом себе. Мир есть совокупность субстанций.

По Аристотелю, единичное бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы). Материя – это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью всегда оказывается форма (шаровидность по отношению к медному шару.). Форма выражается понятием. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди ещё ничего не сделано. Когда материя оформлена, то нет материи без формы, равно как формы без материи. Эйдос – форма – это и сущность отдельного единичного предмета, и то, что охватывается этим понятием. Все это весьма напоминает теоретический способ мышления.

Всякая вещь имеет 4 причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие (начало движения) и цель («то, ради чего»). Но и действующую причину, и целевую причину определяет эйдос, форма. Эйдос определяет переход от материи-вещности к действительности, это основное динамическое и смысловое содержание вещи. Здесь мы имеем дело, пожалуй, с главным содержательным аспектом аристотелизма, центральный принцип которого – становление и проявление сущности первостепенное внимание к динамике процессов, движению, изменению и к тому, что с этим связано в частности к проблеме времени.

У Аристотеля существует иерархия вещей, от неорганических объектов до растений, живых организмов и человека (эйдосом человека является душа). Наибольший интерес представляют крайние звенья этой иерархии. Началом цепи является первая материя как чистая возможность, т.е. не оформленная определенным образом. В конечном же звене Аристотелю приходится иметь дело не с материей, а с эйдосом, ибо именно эйдос, в отличие от массивной материи, есть динамическая причинно-целевая программа. Речь идет об эйдосе, который является эйдосом всех эйдосов. Это перводвигатель и вместе с тем первоум.  Ум-перводвигатель – это принцип всего, Космоса в целом, это все материальное в пределе своего становления. Ум-Перводвигатель Аристотель называет богом. Это, естественно, не персонифицированный христианский бог. Хотя бог не поддаётся определению как «неподвижный двигатель». Наоборот, астрономические соображения привели к выводу, что имеется 47 или 55 неподвижных двигателей. В их отношении к богу не вносится неясности.

 

В трудах Аристотеля значительного совершенства достигла логика и вообще категориальный, т.е. понятийный, анализ. Многие современные исследователи считают, что самое главное в логике сделано именно Аристотелем.

Аристотель весьма подробно рассматривает ряд категорий, каждая из которых выступает у него в трояком виде: 1) как род бытия, 2) как форма мысли, 3) как высказывание. Категории, которыми особенно умело оперирует Аристотель, суть следующие: сущность, свойство, отношение, количество и качество, движение (действие), пространство и время. По поводу каждой из эти категорий Аристотель формулирует множество ценных идей, которые и поныне привлекают внимание исследователей.

Но Аристотель оперирует не только отдельными категориями, он анализирует высказывания, взаимоотношения между которыми определяются тремя знаменитыми законами формальной логики.

Первый закон логики – закон тождества (А есть А), т.е. понятие должно употребляться в одном и том же значении. Второй закон логики – закон исключенного противоречия (А не есть не-А). Третий закон логики – закон исключенного третьего (А или не-А истинно, «третьего не дано»).

На основе законов логики Аристотель строит учение о силлогизме. Смысл силлогизма состоит в том, что в нем два крайних термина S и P соединяются посредством третьего М, общего обеим посылкам. В итоге получается определение, называемое выводом.

Аристотель весьма четко раскрывает содержание знаменитого сократовского диалогического метода. Диалог содержит: 1) постановку вопроса, 2) стратегию задавания вопросов и получения ответов на них, 3) правильное построение умозаключения. Однако сама по себе логика не дает знания эйдосов, общих принципов. Отыскание первых начал дело не логики, а философии, т.е. осуществляемого в рамках умопостижения эйдосов. Философское творчество по Аристотелю нельзя втиснуть в рамки логики.

 

В своём учении об обществе Аристотель более конкретен и дальновиде. Чем Платон, он считает, что смысл жизни не в удовольствиях, а в совершеннейших цели и счастье, в осуществлении добродетелей. Вопреки Платону благо должно быть достижимым, а не потусторонним идеалом. Цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретаемые качества, среди них наиважнейшие – мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармоничным сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Они выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: «ничего слишком….». Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество – середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость  -середина между расточительством и скупостью. Этику в целом Аристотель определяет как практическую философию.

Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные и неправильные. К правильным относит Монархию, Аристократию и Политию, а к неправильным Тиранию, Олигархию и Демократию. Принцип аристократии – добродетель, принцип олигархии – богатство, принцип демократии – свобода и нищета, в том числе и духовная.

Аристотель фактически подвел итог развитию классической древнегреческой философии. Он создал весьма дифференцированную систему знаний, освоение которой продолжается и поныне.


Информация о работе Философия Аристотеля и её исторические судьбы