Философия Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:40, реферат

Описание работы

Аристотелевское определение оказало определяющее влияние на все последующее развитие западноевропейской философии: позднеантичный неоплатонизм (элементы восточной магии и мифологии), средневековой аристотелизм, вплоть до поздней схоластики 16-17 вв. созданный Аристотелем понятийный аппарат до сих пор пронизывает философский лексикон.
Философ открыл, в полной мере осознал и выразил на языке понятий, собственно философскую сферу исследований - "первую философию".

Содержание работы

Введение ………………………………………………………… 3
Жизнь Аристотеля ……………………………………………... 5
Сочинения Аристотеля ………………………………………... 8
Философия Аристотеля ……………………………………… 11
Заключение ……………………………………………………. 20
Список используемой литературы ………………………….. 21

Файлы: 1 файл

философия аристотеля.docx

— 47.99 Кб (Скачать файл)

 

  То, что существует, основание реального существования, есть, поэтому не абстрактная сущность, а индивидуальная субстанция, например это конкретное дерево или этот конкретный человек. Такая субстанция является главным предметом рассмотрения в трактате Метафизика. Индивидуум, или первичная субстанция, представляет собой единое целое, состоящее из материи и формы, причем каждая из них вносит свой собственный вклад в эту индивидуальную целостность. Материя действует в качестве субстрата, дающего вещи место в текучей природе. Форма определяет и актуализирует материю, делая ее объектом определенного рода. В абстрактном постижении разумом форма оказывается определением, или сущностью, субстанции и может быть сделана предикатом первичной субстанции. Все остальные категории, такие, как место, время, действие, количество, качество и отношение, принадлежат первичной субстанции как ее акциденции. Они не могут существовать сами по себе, но лишь в поддерживающей их субстанции.

  Слово «бытие» имеет много значений. Есть бытие, которым обладают вещи в качестве предстоящих уму объектов. Есть бытие, которым вещи обладают в силу своего существования в природе, но это бытие, в свою очередь, имеет свои разновидности, и важнее всего здесь потенциальное бытие в противопоставлении актуальному бытию. Прежде чем вещь обретает актуальное существование, она существует как потенциальность в ее, вещи, разнообразных причинах. Эта «сила» (греч. «дюнамис»), или способность существовать, не есть ничто, это – неполное или незавершенное состояние, потенция. Даже когда причины приводят к появлению в мире некой материальной сущности, она пребывает все еще в незавершенном, или несовершенном состоянии, в потенции. Однако определяющая эту сущность формальная причина заставляет ее стремиться к полному завершению и осуществлению. Любая природа стремится к совершенствованию и ищет совершенства. Любая, за исключением высшей природы неподвижного движителя, Бога.

  Перводвигатель космоса должен быть всецело актуализированным и лишенным всякой потенции, иначе оказалось бы, что его актуализировало что-то ему предшествовавшее. Поскольку изменение является актуализацией потенции, перводвигатель должен быть неизменным, вечным и лишенным материи, которая есть своего рода потенция. Поэтому такое нематериальное бытие должно быть умом, созерцающим собственное совершенство и не зависящим от посторонних предметов, которые бы делались объектами его размышления. Не стремясь ни к какой цели вне самого себя, оно поддерживает вечную деятельность внутри себя и потому способно служить высшей целью, к которой стремятся все несовершенные существа. Это полностью деятельное и совершенное бытие – вершина и ключевой момент аристотелевской метафизики. Несовершенные предметы мира обладают реальным существованием лишь в той мере, в какой они, каждый в соответствии со своей ограниченностью, причастны этому совершенству.

  Практическая философия. Теоретическая философия и наука стремятся к истине ради нее самой. Практическая философия стремится к истине с тем, чтобы дать направление человеческой деятельности. Последняя может быть трех видов:

1) Транзитивная деятельность, выходящая за пределы деятеля  и обращенная на некий внешний  объект, который она преобразует или совершенствует;

2) Имманентная деятельность  человеческого индивидуума, с  помощью которой он стремится  усовершенствовать самого себя;

3) Имманентная деятельность, в которой человеческие индивидуумы  сотрудничают друг с другом, чтобы  самосовершенствоваться в рамках  человеческого сообщества. Каждому  из этих видов деятельности  Аристотель посвятил специальные трактаты.

  Мышление Аристотеля направлялось острым ощущением реальности, существующей независимо от людских мнений и желаний, и глубокой верой в способность человеческого ума, должным образом примененного, познать эту реальность такой, какая она есть. Вместе эти два убеждения породили в нем беспримерную готовность следовать эмпирическим фактам, куда бы они ни вели, и незаурядное умение проникать в лежащую за ними сущностную структуру. Аристотелем было возведено величественное здание теоретического и практического учения, которое пережило яростные нападки приверженцев иных взглядов и периоды полного забвения и равнодушия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Трудно переоценить вклад Аристотеля в развитие философской мысли. Значение аристотелевской философии, как для его современников, так и для последующих эпох во многом обусловлено ее расхождением с философией Платона. Хотя Аристотель вынес из своей учебы у Платона в основе своей идеалистическое воззрение на реальность (концепция Перводвигателя) и объяснил самобытность вещи при помощи духовного понятия формы, он стоял вне фундаментально дуалистического направления в греческой философии, которое может быть прослежено от орфического религиозного возрождения в начале шестого века, через Парменид, Сократа и Платона вплоть до среднего платонизма и неоплатонизма. Аристотелевская мысль при всей его убеждениях в прозрения идеализма, вернула философию на новый, более научный уровень эмпирического наблюдения, начало которому положили ионийские, или милетская, философы Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Ввиду того, что позднейшие изводы платонизма были господствующей философией классического мира, научное индуктивное, измерение аристотелевского учения в античности ценилось и воспринималось куда меньше, чем в тринадцатом веке, когда Запад заново откроет для себя аристотелевский корпус. Как свидетельствует творчество Альберта Великого, святого Фомы Аквинского и – в известной степени – Роберта Гроссетеста и Роджера Бэкона, с этого момента сильная эмпирическая струя в аристотелевской «Физике» в различных трактатах, посвященных исследованию природного порядка, приносит обильные плоды в философии и науки. Если античность философом «по преимуществу» считала Платона, то для средневековых философов и теологов с тринадцатого по семнадцатые века философом был именно Аристотель.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Давид Анахт. Толкование «Аналитики» Аристотеля. Ереван, 1967;

2. Джохадзе Д. В. Диалектика Аристотеля. М., 1971;

3. Воронина Л. А. Основные  эстетические категории Аристотеля. М., 1975;

4. Лосев А. Ф. История  античной эстетики. Аристотель и  поздняя классика. М., 1975;

5. Аристотель. Сочинения,  тт. 1–4. М., 1976–1984;

6. Аристотель. Риторика. –  В кн.: Античные риторики. М., 1978;

7. Аристотель и античная  литература. М., 1978;

8. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Аристотель. Жизнь и смысл. М., 1982;

9. Аристотель. История животных. М., 1996;

 


Информация о работе Философия Аристотеля