Философия Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:52, реферат

Описание работы

Что Аристотель называет началом, которым “должен владеть всякий, кто постигает какую-либо вещь”? При помощи какого метода строит свою философию Аристотель?
В чём прогресс и в чём регресс философии Аристотеля по сравнению с философией Платона?

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 32.29 Кб (Скачать файл)

Федеральное Государственное  Образовательное Бюджетное Учреждение Высшего Профессионального Образования

«Сибирский государственный  университет телекоммуникаций и  информатики»

(ФГОБУ ВПО «СибГУТИ»)

 

 

Кафедра философии и истории

 

 

 

 

Реферат по философии

 

Философия Аристотеля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент II курса, ИЭФ, группа Э-02

Рыжиков И.А.

 

Проверила:

Кушнаренко Я.В.

 

 

 

 

 

Новосибирск – 2011

  1. Что Аристотель называет началом, которым “должен владеть всякий, кто постигает какую-либо вещь”? При помощи какого метода строит свою философию Аристотель?

 

 

Аристотель формулирует  другой закон формальной логики. Этому мы можем убедиться благодаря таким высказываниям:

 

“Начало, которым должен владеть всякий, кто постигает  какую-либо вещь, такое начало не гипотеза; а то, что необходимо знать человеку, если он познает хоть что-нибудь, это  он должен иметь в своем распоряжении с самого начала. Таким образом, ясно, что начало, обладающее указанными свойствами, есть наиболее достоверное  из всех, а теперь укажем, что это  за начало. Невозможно, что бы одно и  то же вместе было и не было присуще  одному и тому же и в одном и  том же смысле”.

“Равным образом не может  быть ничего посредине между двумя  противоречащими суждениями, но об одном всякий определенный предикат необходимо либо утверждать, либо отрицать”.

 

Таким образом, Аристотель намеренно  и вполне сознательно хочет построить  свою философию при помощи методов  формальной логики.

 

  1. В чём состоит критика Аристотелем Платоновской теории идей? На чем основана эта критика?

 

Критика Аристотеля основана  на том, что Платон отрицает диалектику в смысле учения о бытии и вместо диалектики пользуется самой обыкновенной формальной логикой, с точки зрения которой, действительно, никакие противоположности несовместимы и, в частности, бытие всегда отлично от небытия и никогда не может быть с ним тождественным.

Аристотель в своей  постоянной критике идей имеет в  виду просто те или иные увлечения  изолированными идеями, где бы они  ни были. Платон здесь ни при чем  потому, что он сам критикует теорию изолированных идей и решительно во всех своих диалогах рассматривает  идеи либо как принцип упорядоченного космоса вместе с реально действующими в нем силами и движениями, либо в крайнем случае как порождающую модель космоса.

 

  1. Что общего между философией Платона и Аристотеля? Приведите примеры, доказывающие, что Аристотель – диалектик.

 

Мы уже видели выше, как  в аристотелевском уме тождественными оказываются его субъект и  его объект, его мышление и предмет  этого мышления. Также аристотелевский ум одновременно является и абсолютной неподвижностью и абсолютной причиной всякого движения и одновременно и нематериален, является “эйдосом эйдосов” и как эти эйдосы, или формы, являются субстанциональными в вещах и конструируют собою их вечную подвижность. Теперь же мы скажем, что Аристотель даже там, где усиленно проводит свою формально-логическую точку зрения, то и дело сбивается на диалектику и даже на субстанциональное представление того идеального, что, с его точки зрения, казалось бы, должно быть только материальным.

В “Метафизике” сразу же ставится вопрос о том, определено ли первое благо ото всего или  не отделено и является его порядком, или благо есть то и другое вместе. Аристотель предполагает возможным  чисто по платоновски говорить о благе как о чем-то самостоятельном и отдельном от вещей. Мысль Аристотеля вполне склоняется к благу, понимаемому изолированно, на манер Платона, хотя приводимые им примеры и обладают некоторой банальностью:

“Ведь и в порядке –  благо, а также это и вождь, и последний даже скорее: ведь не он существует благодаря порядку, но порядок – благодаря ему. И  все слажено известным образом, но не одинаково, и плавающие существа, и летающие, и растения; и дело обстоит не так, чтобы у одного не было никакого отношения к другому, но такое отношение есть. Ибо все  здесь слажен, направляясь на одну цель, но так, как это бывает в  доме, где людям свободным меньше всего полагается делать что случиться, а , напротив, их поступки – все или большинство – упорядочены, а в большинстве своем их действия – случайные: вот в виде какого начала у каждого выступает их природа”.

Здесь, таким образом, Аристотель вполне определенно идет на трансцендентное  благо, хотя, будучи представителем формально-логической метафизики, и не может формулировать его как единство противоположностей.

 

  1. В чём прогресс и в чём регресс философии Аристотеля по сравнению с философией Платона?

 

Общий прогресс онтологической эстетики заключается у Аристотеля в том, что он значительным образом  углубляет платоновскую позицию  объективного идеализма. Единое, которое  стоит у Платона во главе всей его философской эстетики, изложено, как мы видели, в “Государстве”  почти полубеллетристически, а в “Пармениде” в контексте совершенно не эстетических категорий и, кроме того, в полном отрыве от цельного философствования Платона. А больше об этом едином и прочитать у Платона негде. Космический ум у Платона трактован и как “место идей” и как “идея идей”. Но где же, где же именно находится у Платона это учение? Строго говоря, оно не находится у него нигде; а скрупулезная филология указывает, что оно находится у него везде.

Так же, каждая из платоновских категорий подвергалась у него систематическому анализу и превращалась в отдельную  и вполне специальную философско-эстетическую дисциплину.

Аристотель расстался  с диалектикой как с учением  о бытии и создал новый метод  философии, а именно формально-логический. Именно эта формальная логика и позволила  Аристотелю говорить отдельно об едином, отдельно об уме, отдельно о перводвигателе, отдельно о космосе. А то общее и цельное, в котором сливались у Платона все эти категории, Аристотель расчленял и описывал только в их непосредственной данности. По содержанию все эти категории, безусловно, оставались диалектическими не меньше, чем у Платона. Однако выдвинутые у Аристотеля законы противоречия и исключенного третьего вполне оправдывали всю эту описательность и расчлененность; и уже не нужно было, рассуждая об одной такой категории, тут же спешить с переходом ее в другую категорию. В смысле содержательной глубины философская эстетика от этого только выигрывала; и Аристотель явился здесь гораздо более зрелым объективным идеалистом, чем Платон. Однако всякому ясно, что в отношении философского метода это было шагом назад, так как ни с чем не сравнимую и вечно подвижную сущность диалектики пришлось заменить достаточно мертвенной, а кроме того, и достаточно банальной формальной логикой.

 

Итоги.

 

Во-первых, сам же Аристотель весьма отчетливо говорит о тождестве  в его космическом уме субъекта и объекта, деятельности и достижения, жизни и эйдоса, удовольствия и созерцания. Аристотелю удалось дать картину самодовлеющего ума, наполненного мышлением, вечной жизнью, вечной красотой, картину, которая именно благодаря формально-логическому методу получила свою самостоятельность и самодовление, свою возможность быть рассмотренной в самодовлеющем плане и свою свободу от всего материального.

Во-вторых, Аристотель отказывается от субстанциального характера самодовлеющего ума.

В-третьих, Аристотель, так же как и Платон, от космического ума переходит к космической душе для того, чтобы выдвинуть в уме на первый план кроме его созерцательной ценности также и его действительность вообще во всякой чувственной материи.

Сверхчувственные, вечные и  неподвижные сущности и нематериальные причины Аристотель связывает с  богом. Поэтому предметом философии  Аристотеля оказывается бог (в его  особом, философском понимании, о чем ниже).

Однако бог лишь "одно из начал". Поэтому философия Аристотеля все же шире теологии. Она изучает  вообще "начала и причины всего  сущего посколькy оно берется как сущее". Аристотель называет эти причины "высшими", а начала - "первыми".

Поэтому предмет философии у Аристотеля расширяется. Поскольку же это высшие причины и первые начала всего сущего как сущего, то в центре внимания Аристотеля оказывается сущее как таковое. На вопрос, "имеет ли первая философия общий характер или она подвергает рассмотрению какой-нибудь один род бытия и какую-нибудь одну сущность", Аристотель отвечает, что "первая философия" - эта "наука философа" - имеет своим предметом "сущее вообще", "сущее как таковое", "сущее просто", что она "исследует общую природу сущего как такового" и рассматривает некоторые соответственно ему принадлежащие свойства. О сущем же, подчеркивает Аристотель, говорится в нескольких значениях, поэтому получается, что предмет философии Аристотеля как некая поисковая область весьма обширен. Bcя философия Аристотеля - попытка разобраться в сущем, открыть его структуру, найти в нем главное, определить его по отношению к не-сущему, или к небытию.

 При рассмотрении философских  взглядов Платона и Аристотеля  видно, что они, расходятся  в определении того, что представляет  собой окружающая нас действительность. У Платона вещи чувственно  воспринимаемого мира рассматриваются  лишь как видимость, как искаженное  отражение истинно сущего, у Аристотеля  чувственно воспринимаемая вещь  рассматривается как реально  существующее единство формы  и материи. Оба стоят на позициях  объективного идеализма, так как придают особую, ведущую роль не материи (которая, по Аристотелю, пассивна), а идеальным субстанциям - идеям (у Платона) или форме (у Аристотеля). К тому же весьма важная роль приписывается мировому разуму - богу (Платон), высшей форме (Аристотель), что дает еще одно основание для характеристики этих теорий как объективно-идеалистических.

Таким образом, в заключение важно отметить, что Аристотель критично относился в платоновской теории идей и критический пафос своей  позиции он выразил, прежде всего, в  учении о чувственной субстанции. Аристотель полагал, что если идеи радикально отделены от мира вещей, как это было у Платона, то они не могут быть ни причинами их существования, ни основанием для их понимания. Аристотель возвращает форму в чувственный мир, как  имманентное начало последнего. Теория синтеза материи и формы стала, таким образом, альтернативой мира идей Платона. Однако, это не означает отрицания сверхчувственного мира. Это просто "понижение" статуса идей, утверждение, что идеи есть не более чем умопостигаемое обрамление чувственного.

 


Информация о работе Философия Аристотеля