Философия Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 17:49, доклад

Описание работы

АРИСТОТЕЛЬ Стагирит (384–322 до н.э.) – великий древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, основатель Перипатетической школы.
Родился в Стагире, греческом городе на восточном побережье п-ова Халкидика. Его отец Никомах был придворным врачом и личным другом македонского царя Аминты. В 334 Аристотель основывает собственную философскую школу – Ликей. Умер от болезни в изгнании, покинув Афины перед угрозой со стороны антимакедонски настроенной общественности. Согласно завещанию, был похоронен в родной Стагире.

Файлы: 1 файл

Философия Аристотеля.docx

— 23.94 Кб (Скачать файл)

                                   Философия Аристотеля

АРИСТОТЕЛЬ Стагирит (384–322 до н.э.) – великий древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, основатель Перипатетической школы.

Родился в Стагире, греческом городе на восточном побережье п-ова Халкидика. Его отец Никомах был придворным врачом и личным другом македонского царя Аминты. В 334 Аристотель основывает собственную философскую школу – Ликей. Умер от болезни в изгнании, покинув Афины перед угрозой со стороны антимакедонски настроенной общественности. Согласно завещанию, был похоронен в родной Стагире.

Работы Аристотеля охватывают практически все области  античного знания: 1. Логика. В средние  века логические работы Аристотеля были объединены под латинским наименованием  «Органон». 2. Работы из области теории физики; о частях животных — биология, входит в физику. 3. То, что после  физики — метафизика (общие вопросы  бытия). 4. Практическая философия —  этика, политика и т.д. 5. Эстетика.

Физика — наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.

Метафизика  — учение о первопринципах бытия или первая философия.

 Аристотель рассматривает  четыре причины, или основных  начала, которые отвечают на вопрос  о движении и изменении, происходящие  в мире. Эти четыре причины  следующие: 

Форма — «то, что». Это переход от возможности к действительности;  Сущность вещей.

Материя — «то, из чего». Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов: вода, земля, воздух, огонь и эфир (небесная субстанция).

Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог.

Цель — «то, ради чего» или энтелехия. Высшей целью является Благо.

Пример: когда строится дом, материей является кирпич; формой - сам дом; причиной движения - деятельность архитектора; цель - назначение дома.

1 Учение о первоначалах.

Метафизика» основное произведение Аристотеля. В этом труде  им было дано новое понятие сущности (у Платона и других философов  того времени это понятие иное) – единичное, обладающие самостоятельностью бытие. Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Высшие сущности Аристотель называл «чистыми формами», наивысшей сущностью он считает чистую, лишенную материи форму.

  В соответствии  с этим он выделяет  четыре первоначала: 

1) Формальные, в которых  форма проявляет себя; 

2) Материальные, то, из чего, состоят вещи;

3) Действующие или  производящие – рассматривающие  источник движения и превращения  возможности в действительность;

4) Целевая или  конечная причина.

Материя и форма (эйдос). Потенция и акт. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма - это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя - своего рода глина

Категории философии. Категории - это фундаментальные понятия философии. Аристотель подводит каждую вещь, о которой возможно сделать высказывание, под одну из десяти категорий — наивысших родов.

  Десятью категориями,  или наиболее общими  родами (классами) являются:

Субстанция Предикат может сказываться как предикат сущности, если соответствующее ему  характеристика вещи ни на чём, кроме  себя не основана. «Этот единичный человек» или «это единичное дерево» являются сущностями.

Количество («сколько») — пространственно-числовые характеристики вещи.

Качество («какое») —  предикат, который характеризует  все неколичественные свойства предмета. Эти свойства не совпадают с природой (сущностью) вещи.

Отношение  («то, по отношению к чему») — это способ, которым одна вещь может быть связана с другой.

Пространство (где) — положение вещи относительно ближайшего окружения.

Время (когда) — положение вещи относительно последовательности событий.

Состояние (ситуация) — положение частей предмета друг относительно друга.

Обладание — наличие  постоянно внешнего обстоятельства вещи (например, «одетый»).

Действие  ( «действовать») — произведение изменения в некотором другом предмете.

Претерпевание — принятие изменения от некоторого другого предмета.

Идея души. Аристотель считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый  от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма. Душа - энтелехия  тела. Энтелехия - целеустремленная энергия, движущая сила, превращающая возможность в действительность. 
 

УЧЕНИЕ 

Аристотель разделял философию на три части – теоретическую, практическую и творческую, а инструментом, с помощью которого ведется исследование, является логика (греч. “органон” – орудие, инструмент). Теоретическая философия имеет дело с истиной и целью ее является знание ради самого познания, потому она свободна и “бескорыстна”, в отличие от практической философии, нацеленной на совершение добродетельных поступков и оперирующей не с понятиями истина – ложь, а с понятиями добро – зло. Целью творческой философии является творчество (сюда Аристотель относил в первую очередь искусство словесное – риторику и поэтику).

Теоретическую философию составляют три дисциплины: физика, математика и первая философия (или теология). Данное деление соответствует делению сущностей, изучаемых каждой из этих наук: физика изучает телесные самостоятельные, но изменяющиеся сущности, математика изучает мыслимые, неподвижные, вечные, но несамостоятельно существующие сущности, первая же философия изучает мыслимые, неподвижные и самостоятельные сущности.

Логика  и методология. Логическое учение Аристотеля последовательно рассматривает отдельное имя (Категории), суждение как связь имен (Герменевтика), доказательство как особая связь суждений (Аналитики – научная силлогистика, Софистические опровержения – диалектическая силлогистика). В первом трактате корпуса Аристотель определяет десять основных категорий (предикатов), с помощью которых происходит описание и выяснение смысла предмета: сущность, количество, качество, место, время, отношение, состояние, обладание, действие, страдание. Аристотель вошел в историю как создатель научной силлогистической логики. Доказательство – силлогизм – есть специфический метод науки, в отличие от опыта и искусства, основанных преимущественно на наблюдении. Те первоначала, из которых исходит силлогизм, сами недоказуемы и могут быть даны только в непосредственном умосозерцании или из опыта путем индуктивного обобщения.

Знание  связано со знанием  первопричин вещи. Аристотелевское противопоставление “первое для нас” и “первое по природе” связано с противопоставлением вещей, более понятных и очевидных “нам” как познающим субъектам – а таковы вещи единичные, воспринимаемые чувствами, сложные по своему составу – и вещей, менее понятных для нас, но более близких к фундаментальным основам бытия, “первым по природе”. По Аристотелю, таково простое, общее, постигаемое разумом, а не чувствами. Таковы начала и причины.

Физика. К физической проблематике у Аристотеля относятся все естественнонаучные вопросы – от теории элементов и движения, структуры космоса, превращении элементов до биологии, зоологии и психологии (учение о душе, ее частях и функциях). Аристотель исходит из первичности качественных характеристик чувственно-данного сущего по отношению к его количественным описаниям, согласно его теории в основе природных закономерностей лежит фундаментальное взаимодействие двух пар противоположных качеств: горячего – холодного и сухого – влажного, которые образуют т.н. элементы: огонь, воздух, воду и землю, которые могут преобразовываться друг в друга благодаря силам взаимодействия. Четыре элемента образуют весь чувственный космос (подлунный мир). В космических сферах, которые находятся выше Луны (надлунный мир), материя иная, она образована пятым элементом – эфиром (лат. квинтэссенция), вечным и совершающим круговые движения телом.

Бесконечной величины не может существовать, потому космос конечен и вечен, его движение концептуально инициировано божественным перводвигателем, который движет все в мире нетелесным образом, но как благо и предмет любви, к которому устремлено все сознательно и бессознательно.

В своих физических трактатах предлагает универсальную схему  четырех причин, которая  играет важную роль как в физике, так и в метафизике: формальная причина (что это?), материальная причина (из чего состоит?), движущая причина (откуда произошло?), целевая причина (ради чего существует?). Природа есть причина всего существующего по природе, искусство – причина всех рукотворных вещей; основное отличие сущего по природе в том, что оно существует “для себя”, а цель сущего согласно искусству всегда установлена его создателем и, таким образом, является внешним по отношению к его сущности.

Первая  философия (метафизика). Теоретическая философия (или первая философия в отличие от второй – физики) изучает бытие как таковое, т.е. сущность, причем в связи с разделением сущего на природные и искусственные вещи, первую философию интересуют сущности природные, самоцельные и самоценные. Сущность интерпретируется двояко: как отдельное нечто и как мыслимая суть каждой вещи, последнее значение передается понятием “чтойности” (греч. “то, чем было бытие”). Иерархия сущностей (в первом смысле) выстраивается в зависимости от их способности быть носителями также и сущностного содержания во втором смысле. Чем меньше в сущности “материального” (возможного, динамического) и чем больше в ней “формального” (действительного, энергийного), тем более мы приближаемся к идеалу, к совпадению сущности и существования. В неологизме “энтелехия” выражено совпадение формального и телеологического причинного ряда: уже в самом факте деятельности дано осуществление задачи данной деятельности (например, глаз видит уже когда он смотрит, а строитель не сразу построил дом, когда он приступил к его строительству). Совпадение результата и процесса деятельности имеет место для чистого ума, мыслящего наилучший предмет мысли – себя самого. Этот божественный ум лишен материи и именно поэтому в нем нет ничего возможного – он чистая деятельность созерцания, чистая мысль и, таким образом, полнота бытия.

Этика и политика образуют единую практическую часть философского знания, предметом которой становится благо, осуществимое в поступках: этика рассматривает благо и благополучие отдельного человека, политика – благо гражданского сообщества (государства). Этическое учение изложено в трех текстах – Никомаховой этике, Евдемовой этике и Большой этике, из которых традиционно бóльшим авторитетом пользуется первая. Высшее человеческое благо определяется как счастье, однако сам Аристотель указывает, что разные люди по-разному его понимают: то ли счастье заключено в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни. Строя свою этику на понимании счастья как внутренней жизни (деятельности) души, стремящейся достичь наилучшего состояния как в отношении своего характера и нрава (“этические добродетели”), так и в отношении своих умственных способностей (“дианоэтические добродетели”), дает определение счастья как деятельности души в полноте добродетелей. Это в первую очередь добродетели души, но учитываются также и телесные блага. Они признаются желательными в той мере, в какой телесное не должно мешать и препятствовать духовному – так, если человек болен, он едва ли сможет упражняться в добродетели, если он беден, он не сможет проявить щедрость и т.д. Применительно к этическим добродетелям развивает учение о середине (напр., мужество есть середина между трусостью и безумной отвагой), но для дианоэтических добродетелей нет ничего противоположного, кроме глупости.

 Дианоэтические добродетели направлены к познанию истины (нус) или к установлению “правильного логоса”, или суждения, устанавливающего добродетельную середину в практических нравственных поступках для каждого отдельного случая. Вообще, Аристотель говорит, что для каждого добродетельная середина своя (как для каждого свое количество съедаемой пищи, необходимое для здоровья), и, например, мужественный поступок для бывалого воина и для неопытного юнца представляет собой не одно и то же поведение.

В Политике излагает теорию государства, исходя из понимания человека как “по природе  существа политического”, т.е. склонного к общению на разных уровнях от языкового и семейного до высшей формы общения – государственной, определяющей особенностью которого является подчиненность нормам закона.

 Аристотель спорит  с платоновской идеей упразднения  семьи как части упразднения  традиционного государства, настаивая  на необходимости следовать природе,  традиции и мнению большинства  в том, что касается общественных  институтов. Связь этики и политики  подчеркивается в идее о том,  что основной задачей государства  является воспитание добродетельного  человека и гражданина. Аристотель  представляет свое учение об  оптимальном государственном строе,  которое он связывает с правлением  лучших, и особенностью которого  являются различные обязанности  граждан в разное время жизни:  в молодости – военная служба, в зрелом возрасте – дела  государственного управления; земледелие, ремесла и вообще всякий физический  труд остается уделом рабов,  этнических варваров, не-греков, – рабство существует “от природы” и в смысле рождения, и в смысле особого устройства души, неразвитой умственно и не готовой руководствоваться в своей жизни разумом.

Информация о работе Философия Аристотеля