Философия Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 21:32, реферат

Описание работы

Аристотель является древнегреческим философом, который жил в классический период. Его учителем является Платон. Аристотель – воспитатель Александра Македонского. Философия Аристотеля сложна и полезна. Великий философ задавался не только вопросами мироустройства, но и самого человека. Много времени он посвятил искусству выступлений – риторике. С семнадцатилетнего возраста великий мыслитель трудился и учился в Академии Платона. Платон был его непосредственным учителем. Пробыв в Академии двадцать лет, он переехал в город Пеле, где его воспитанником и стал Александр Македонский. Далее он основал собственную школу, в которой работал до самой смерти. Школа эта называлась – Ликей.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 21.45 Кб (Скачать файл)

Аристотель является древнегреческим философом, который жил в классический период. Его учителем является Платон. Аристотель – воспитатель Александра Македонского. Философия Аристотеля сложна и полезна. Великий философ задавался не только вопросами мироустройства, но и самого человека. Много времени он посвятил искусству выступлений – риторике. С семнадцатилетнего возраста великий мыслитель трудился и учился в Академии Платона. Платон был его непосредственным учителем. Пробыв в Академии двадцать лет, он переехал в город Пеле, где его воспитанником и стал Александр Македонский. Далее он основал собственную школу, в которой работал до самой смерти. Школа эта называлась – Ликей.

Самые известные работы данного философа: "Риторика"; "Метафизика"; "Политика"; "Поэтика"; "Органон".

Философия Аристотеля

Он оставил немало работ, которые помогли данной науке не только развиться, но и перейти на более высокий уровень. Философия Аристотеля может быть разделена на три вида: теоретическую – она изучает проблемы бытия, его всевозможные сферы, причины разного рода явлений, происхождение сущего; практическую – изучает устройство государства, а также деятельность человека; поэтическую. Также выделяют и четвертый вид – логику. Философия Аристотеля имеет много общего с философией Платона. Часто первый критиковал своего учителя. Особенно это касалось вопросов бытия – Аристотель был против чистых идей, так как считал, что вещи напрямую зависят от того, в каком состоянии находится мир, а так же полагал, что в мире все уникально, а подобного не существует. Аристотель говорил, что не существует чистых идей, которые не связаны с окружающим миром, возможно лишь существование единичных, конкретно определенных вещей, конкретная вещь – индивидуум – она существует только в конкретном месте в конкретное время. Задаваясь вопросами о бытие, философ выводит его категории: сущность; отношение; количество; место; положение; время; действие; состояние; страдание; качество. Философия Аристотеля дает следующее определение бытию: сущность, которая обладает свойствами количества, действия, страдания и так далее. Все, кроме сущности, здесь является свойствами бытия – то есть тем, что способен воспринимать человек. Философия Аристотеля также касается проблем материи. Материей является потенция, которая ограничена формой. Размышляя о материи, философ приходит к выводу, что потенцией и формой обладает все сущее на земле, реальность является последовательностью перехода от материи к форме и наоборот, потенция является пассивным началом, а форма активным. Также он пришел к мысли, что Бог – это высшая форма всего сущего. Бог имеет бытие вне какой-либо сущности. Душа является носителем сознания. Она может быть растительной, животной, разумной. Растительная душа отвечает исключительно за питание, размножение, а также за рост. Благодаря животной душе мы можем чувствовать, а также желать. Разумная душа помогает все обобщать и делать выводы – только она выделяет человека из животного мира. Социальная философия Аристотеля утверждает, что человек является высокоорганизованным животным, которое обладает речью, а также мышлением, имеет склонность жить с подобными себе самому. Потребность в себе подобных сделала человека тем, кто он есть. Человек - существо крайне социальное. Его социальность не была бы такой сильной без языка. Известна также и политическая философия Аристотеля. Философ выделял шесть типов государств: тиранию; монархию; аристократию; крайнюю олигархию; охлократию; политию. Все типы государства он подразделял на «дурные», также на «хорошие». Стоит отметить, что самой лучшей формой государства он считал именно политию.

«Никома́хова э́тика» или «Этика Никомаха» (др.-греч. Ἠθικὰ Νικομάχεια) — одно из трёх этических сочинений Аристотеля[1].

Аристотель утверждает, что предметом его этики является счастье, которое он определяет как «деятельность души в полноте добродетели». Добродетель, таким образом, становится средством достижения счастья.

Учение о добродетелях

Аристотель делит все добродетели на нравственные, или этические, и мыслительные, или разумные, или дианоэтические[2]. Каждая из этических добродетелей представляет собой середину между крайностями; Аристотель называет такие этические добродетели: кротость, мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, практическая мудрость, справедливое негодование[3]. Относительно нравственной добродетели Аристотель утверждает, что она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность»[4]. Нравственные, или этические, добродетели (добродетели характера) рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Разумные добродетели (добродетели ума) развиваются в человеке благодаря обучению[5].

Аристотель  предпринял  попытку  всесторонней   разработки   науки   о

политике. Политика  как  наука  у  него  тесно  связана  с  этикой.  Научное

понимание политики предполагает, по  Аристотелю,  развитые  представления  о

нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).

Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те

же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает  как

начало политики, введение к ней.

Аристотель  различает  два   вида   справедливости:   уравнивающую   и

распределяющую.    Критерием    уравнивающей     справедливости     является

«арифметическое равенство»,  сферой  применения  этого  принципа  —  область

гражданско-правовых  сделок,  возмещения   ущерба,   наказания   и   т.   д.

Распределяющая   справедливость   исходит   из   принципа   «геометрического

равенства» и означает деление общих  благ  по  достоинству,  пропорционально

вкладу и взносу того или иного члена общения.  Здесь  возможно  как  равное,

так  и  неравное  наделение  соответствующими  благами  (властью,  почестью,

деньгами).

Основным итогом этических  исследований,  существенным  для  политики,

является положение о том,  что  политическая  справедливость  возможна  лишь

между свободными и равными людьми, принадлежащими  к  одному  сообществу,  и

имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).

Книга 1[править | править исходный текст]

Аристотель определяет государство как общение, организованное ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье — «общению, естественным путём возникшее для удовлетворения повседневных надобностей» (с. 377). Семья составляет неотъемлемую часть государства (с. 380, 401). Аристотель под семьёй понимает семью патриархальную, где есть домашние рабы, а глава семьи уподоблен монарху (с. 386). В отличие от позднейших теорий общественного договора, Аристотель считает государство естественным образованием, а человека он называет существом политическим (с. 379).

Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности» (с. 389), прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться» (с. 389). Домохозяйство (греч. Οικονομικά — экономика) включает в себя три науки: приобретения, пользования и управления (с. 398).

Книга 2[править | править исходный текст]

Аристотель критикует идеальное государство Платона, отстаивая необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. Основной аргумент заключается в следующем: «К тому, что составляет предмет владения большого числа людей, прилагается наименьшая забота» (с. 406). По мысли Аристотеля власть должна принадлежать тем, кто «носит тяжёлое вооружение» (с. 417).

Книга 3[править | править исходный текст]

Аристотель разбирает проблему гражданства. Гражданин — это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам, а в 7 книге и крестьянам (с. 604). По количеству граждан в государстве он различал три «правильные» (то есть нацеленные на реализацию общего блага) формы правления (с. 457):

Царская власть (монархия) — власть принадлежит одному правителю, которому власть передают по наследству, или к власти приходит избранник. Извращением царской власти является тирания.

Аристократия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду высшее благо государства. Извращением аристократии является олигархия (форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду выгоды состоятельных граждан).

Полития — форма правления, когда ради общей пользы правит большинство. Как правило, в политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются за собственный счёт. Эту форму правления Аристотель считает наилучшей, поскольку «масса менее подвержена порче» (с. 478). Извращением политии является демократия (власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоды неимущих, то есть нищих.). В следующей главе он назовёт политию смешением олигархии и демократии (с. 502).

Книга 4[править | править исходный текст]

Аристотель перечисляет 5 элементов, составляющих государство (с. 493):

Народ — крестьяне, производящие продукты питания;

Ремесленники — создают орудия труда;

Торговцы — занимаются обменом и распределением товаров;

Чиновники — рационально управляют государством;

Военные — защищают государство.

Помимо вышеперечисленной классификации население государства состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять средний класс, то есть «граждан обладающих собственностью средней, но достаточной» (с. 508). Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части:

Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней;

Должностной орган;

Судебный орган.

Книга 5[править | править исходный текст]

Аристотель разбирает причины конфликтов в государстве. Одной из причин нестабильности он называет «разноплемённость населения» (с. 532), личные противоречия в среде правящего класса (с. 533), а также демагогию, посредством которой один человек способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном (с. 537). Для укрепления стабильности Аристотель предлагает «возбуждать у граждан разные опасения» (с. 545), а также упрочить власть закона, разделить обязанности и заботиться о воспитании подрастающего поколения.

Книга 6[править | править исходный текст]

Аристотель анализирует различие между демократией и олигархией.

Книга 7[править | править исходный текст]

Аристотель проявляет эллинский патриотизм, заявляя, что только у эллинов мужество и ум находятся в гармонии. У европейцев есть мужество, но недостаёт ума, тогда как у азиатов есть ум, но недостаёт мужества (с. 601).

Высшим благом Аристотель называет счастье. Задачами государства являются:

Обеспечение пропитанием;

Обеспечение комфорта;

Защита;

Достаток;

Религиозный культ;

Справедливость.

Аристотель указывает, что гражданам необходим досуг и известная свобода от удовлетворения первичных потребностей для размышления и участия в делах государства.

Книга 8[править | править исходный текст]

Аристотель поднимает проблему «воспитания молодёжи», замечая, что там, «где этого нет, сам государственный строй терпит ущерб» (с. 628). Существует четыре основных обучающих предмета (c. 630):

Грамматика;

Гимнастика;

Музыка;

Рисование.


Информация о работе Философия Аристотеля