Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:45, доклад
Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский. средневековый теологический философия аквинский
Аврелий Августин (Блаженный) (354 -- 430) -- христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного -- "О граде Божьем" -- на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.
Философия Августина Блаженного
1. Наиболее авторитетными
представителями средневековой
теологической философии
Аврелий Августин (Блаженный) (354 -- 430) -- христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного -- "О граде Божьем" -- на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.
Иными известными произведениями Августина являются: "О прекрасном и пригодном", "Против академиков", "О порядке".
Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:
* ход истории, жизнь общества -- это борьба двух противоположных царств -- Земного (грешного) и Божественного;
* Земное царство воплощается
в государственных учреждениях,
* Божественное царство
представлено
* Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;
* в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;
* короли и императоры
должны выражать волю
* Церковь -- единственная сила, способная объединить мир;
* бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;
* высшее блаженство -- счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;
* после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.
2. Особое место в
философии Августина
* Бог существует;
* главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;
* все -- материя, душа, пространство и время -- является творениями Бога;
* Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;
* знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
3. Значение философии Августина Блаженного в том, что им:
* уделено большое
внимание проблеме истории (
* Церковь (часто подвластная
государству и преследуемая в
Римской империи) объявлена
* обоснована идея
господства Церкви над
* выдвинута идея социального
конформизма (смирение с
* воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);
* одновременно человеку
рекомендовалось умерщвлять
Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм)
1. Фома Аквинский (1225
-- 1274) -- доминиканский монах, крупный
теологический средневековый
Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.
2. Фома Аквинский считал
недостаточным онтологическое
Фома выдвигает пять
собственных доказательств
* движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим -- следовательно, есть первичный двигатель всего -- Бог;
* причина: все, что существует, имеет причину -- следовательно, есть первопричина всего -- Бог;
* случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого -- следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
* степени качеств:
все, что существует, имеет различные
степени качеств (лучше, хуже,
больше, меньше и т. д.) -- следовательно,
должно существовать высшее
* цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.
3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:
* разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение -- одна из ключевых идей католичества;
* подразумевает в
качестве сущности (эссенции) "чистую
идею" вещи либо явления,
* подразумевает в
качестве существования (
* считает, что любая
вещь, любое явление есть сущность,
которая обрела существование
по воле Бога (то есть "чистая
идея", которая приобрела
* доказывает, что бытие
и благо обратимы, то есть Бог,
давший сущности существование,
* сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим -- Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.
Исходя из данных посылок, согласно Фоме:
* все состоит из материи и формы (идеи);
* суть любой вещи -- единство формы и материи;
* форма (идея) является
определяющим началом, а
* форма (идея) есть
одновременно цель
* идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
4. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
* откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;
* вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
* вера и разум дают истинное знание;
* если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
* все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
* разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;
* не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
* философия и теология -- разные науки;
* философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
* все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
5. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:
* даны пять доказательств существования Бога;
* систематизирована схоластика;
* закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;
* доказаны (с точки
зрения католиков)
* выдвинута идея об
истинности знания, полученного
разумом только в случае
* вычленены сферы
бытия, которые могут быть
* разделены философия
и теология, причем философия
поставлена в подчиненное
* логически доказан
ряд положений теологии и
В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.
В настоящее время
получил распространение