Философия Августина Блаженного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:45, доклад

Описание работы

Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский. средневековый теологический философия аквинский
Аврелий Августин (Блаженный) (354 -- 430) -- христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного -- "О граде Божьем" -- на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.

Файлы: 1 файл

Эпоха бронзы.docx

— 19.15 Кб (Скачать файл)

Философия Августина  Блаженного

 

1. Наиболее авторитетными  представителями средневековой  теологической философии являлись  Августин Блаженный и Фома  Аквинский. средневековый теологический философия аквинский

Аврелий Августин (Блаженный) (354 -- 430) -- христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного -- "О граде Божьем" -- на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.

 

Иными известными произведениями Августина являются: "О прекрасном и пригодном", "Против академиков", "О порядке".

 

Можно выделить следующие  основные положения философии Августина  Блаженного:

 

* ход истории, жизнь  общества -- это борьба двух противоположных царств -- Земного (грешного) и Божественного;

 

* Земное царство воплощается  в государственных учреждениях,  власти, армии, бюрократии, законах,  императоре;

 

* Божественное царство  представлено священнослужителями -- особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;

 

* Земное царство погрязло  в грехах и язычестве и будет  рано или поздно побеждено  Божественным царством;

 

* в связи с тем,  что большинство людей грешны  и далеки от Бога, светская (государственная)  власть необходима и будет  существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

 

* короли и императоры  должны выражать волю христианской  Церкви и подчиняться ей, а  также непосредственно Папе Римскому;

 

* Церковь -- единственная сила, способная объединить мир;

 

* бедность, зависимость  от других (ростовщиков, землевладельцев  и т. д.), подчинение не угодны  Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и  терпеть, надеяться на лучшее;

 

* высшее блаженство -- счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;

 

* после смерти праведники  в награду от Бога получают  загробную жизнь.

 

2. Особое место в  философии Августина Блаженного  занимают размышления о Боге:

 

* Бог существует;

 

* главными доказательствами  существования Бога являются  его присутствие во всем, всемогущество  и совершенство;

 

* все -- материя, душа, пространство и время -- является творениями Бога;

 

* Бог не только  сотворил мир, но и продолжает  творить в настоящее время,  будет творить в будущем;

 

* знания (чувства, мысли,  ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

 

3. Значение философии  Августина Блаженного в том,  что им:

 

* уделено большое  внимание проблеме истории (редкость  для того времени);

 

* Церковь (часто подвластная  государству и преследуемая в  Римской империи) объявлена тоже  властью наряду с государственной  (а не элементом государства);

 

* обоснована идея  господства Церкви над государством, а Римского Папы -- над монархами -- главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;

 

* выдвинута идея социального  конформизма (смирение с бедностью  и чужой властью), что также  было крайне выгодно как Церкви, так и государству;

 

* воспевался человек,  его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);

 

* одновременно человеку  рекомендовалось умерщвлять плоть,  развивать и возвышать дух,  познавать Бога и полностью  подчиняться Богу.

 

Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм)

 

1. Фома Аквинский (1225 -- 1274) -- доминиканский монах, крупный  теологический средневековый философ,  систематизатор схоластики, автор  томизма -- одного из господствующих направлений католической Церкви.

 

Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии  к произведениям Аристотеля.

 

2. Фома Аквинский считал  недостаточным онтологическое доказательство  существования Бога (то есть "очевидное"  доказательство существование Бога, выводимое из существования его  творения -- окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

 

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования  Бога:

 

* движение: все, что  движется, движимо кем-то (чем-то) другим -- следовательно, есть первичный  двигатель всего -- Бог;

 

* причина: все, что  существует, имеет причину -- следовательно,  есть первопричина всего -- Бог;

 

* случайность и необходимость:  случайное зависит от необходимого -- следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

 

* степени качеств:  все, что существует, имеет различные  степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) -- следовательно,  должно существовать высшее совершенство -- Бог; -

 

* цель: все в окружающем  мире имеет какую-либо цель, направляется  к цели, имеет смысл - значит, существует  какое-то разумное начало, которое  направляет все к цели, придает  смысл всему, - Бог.

 

3. Также Фома Аквинский  исследует проблему бытия не  только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

 

* разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение -- одна из ключевых идей католичества;

 

* подразумевает в  качестве сущности (эссенции) "чистую  идею" вещи либо явления, совокупность  признаков, черт, назначения, которые  существуют в разуме Бога (Божественный  замысел);

 

* подразумевает в  качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

 

* считает, что любая  вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование  по воле Бога (то есть "чистая  идея", которая приобрела материальную  форму в силу акта Божественной  воли);

 

* доказывает, что бытие  и благо обратимы, то есть Бог,  давший сущности существование,  может данную сущность существования  и лишить, следовательно, окружающий  мир бренен и непостоянен;

 

* сущность и существование  едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим -- Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

 

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

 

* все состоит из  материи и формы (идеи);

 

* суть любой вещи -- единство формы и материи;

 

* форма (идея) является  определяющим началом, а материя  есть лишь вместилище различных  форм;

 

* форма (идея) есть  одновременно цель возникновения  вещи;

 

* идея (форма) любой  вещи троична: существует в  Божественном разуме, в самой  вещи, в восприятии (памяти) человека.

 

4. Исследуя проблему  познания, Фома Аквинский приходит  к следующим выводам:

 

* откровение и разум  (вера и знание) - не одно и  то же (как считал Августин  Блаженный), а различные понятия;

 

* вера и разум одновременно  участвуют в процессе познания;

 

* вера и разум дают  истинное знание;

 

* если человеческий  разум противоречит вере, то он  дает неистинное знание;

 

* все в мире делится  на то, что можно познать рационально  (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

 

* разумом можно познать  факт существования Бога, единство  Бога, бессмертие человеческой души  и др.;

 

* не поддаются рациональному  (разумному) познанию проблемы  сотворения мира, первородного греха,  троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

 

* философия и теология -- разные науки;

 

* философия может  объяснить только то, что познаваемо  разумом;

 

* все остальное (божественное  откровение) может познать только  теология.

 

5. Историческое значение  философии Фомы Аквинского (прежде  всего для католической Церкви) в том, что им были:

 

* даны пять доказательств  существования Бога;

 

* систематизирована  схоластика;

 

* закреплено разделение  эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

 

* доказаны (с точки  зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом,  существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство  идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);

 

* выдвинута идея об  истинности знания, полученного  разумом только в случае соответствия  разума вере;

 

* вычленены сферы  бытия, которые могут быть познаны  только через откровение;

 

* разделены философия  и теология, причем философия  поставлена в подчиненное положение  по отношению к теологии;

 

* логически доказан  ряд положений теологии и схоластики.

 

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено  официальной идеологией католицизма.

 

В настоящее время  получил распространение неотомизм -- философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.


Информация о работе Философия Августина Блаженного