Философия Августина Блаженного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:17, реферат

Описание работы

Со времен первых соборов западная ветвь христианства изменила, в отличие от восточной, свои догматы. И эти положения базировались на субъективном мнении Августина. Благодаря новым положениям, признанным догматами, западная ветвь христианства и отделилась от восточной, образовав католическую веру.

Содержание работы

Введение…………………………………..……………………………………......3
1 Биография Августина Блаженного……………………………………………..4
2 Учение Августина о Божьем Граде и Земном Граде………………………….7
3 Трактат «О Граде Божием»……………………………………………………...10
Заключение ………………………………………………………………………...12
Список использованных источников.......................................

Файлы: 1 файл

малыш.docx

— 67.73 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

«Могилевский государственный  университет продовольствия»

 

Кафедра машины и аппараты пищевых производств

 

 

 

 

«Философские взгляды Августина Блаженного»

 

Реферат

 

по дисциплине: «Философия»

 

Специальность 1-360901 «Машины  и аппараты пищевых производств»

Специализация 1-36090101«Оборудование  предприятий пищевых производств»

 

 

 

 

Проверил                                                                           Выполнил

Ст. преподаватель                                                            студент группы МАПП – 121

                      А. Д. Кузьмин                          Е. В. Бегляк

«____» ______________2013г.                                       «____» ____________2013г.

 

 

 

 

 


Могилев 2013 
СодержаниеИзммм.

Листт

№ докум.

Подп.

Датааааатапаппппа

Лист

2

МАПП  КР 000003МАПП

 

Разраб.

Бегляк

Пров.

Кузьмин

Т. Контр.

 

Н.контр.

Кузьмин

Утв.

 

Философские взгляды Августина Блаженного

 

Лит.

Листов

13

УО «МГУП», МАПП - 121


 

Введение…………………………………..……………………………………......3

1 Биография Августина Блаженного……………………………………………..4

2 Учение Августина о  Божьем Граде и Земном Граде………………………….7

3 Трактат «О Граде Божием»……………………………………………………...10

Заключение ………………………………………………………………………...12

Список использованных источников......................................................................13

 

Введение

 

Со времен первых соборов  западная ветвь христианства изменила, в отличие от восточной, свои догматы. И эти положения базировались на субъективном мнении Августина. Благодаря новым положениям, признанным догматами, западная ветвь христианства и отделилась от восточной, образовав католическую веру.

Богословские и философские  взгляды и позиции Августина  сформировали западную ветвь христианства - католичество. Именно католическая церковь  контролировала все сферы жизни  общества в последующий период истории - Средние века. И свои права она  обосновывала именно догматами, вытекающими  из воззрений Августина. Она опирается  на его суждения и представления, имеющие непререкаемый авторитет. Он также считается отцом римской  экклесиологии, т. е. науки о церкви. Следовательно, истоки католицизма  нужно искать в философии Августина.

Сейчас католицизм, хотя и не имеет прежних позиций, все  же остается мировой религией. Она  исповедуется в большинстве стран  Западной Европы, в Латинской Америке, США. Католицизм распространен и  в Украине, особенно в западных ее областях. Поэтому он является неотъемлемой частью духовного мира украинского  народа. Понимание его истоков  и истории важно для изучения истории и культуры Украины.

 

 

1 Биография Августина  Блаженного

 

Августин родился в 354 году в Тагасте (Алжир) в семье язычника и христианки. Учился он в Тагасте, Мадавре, а затем в Карфагене. По окончании риторской школы Августин становится преподавателем ораторского искусства в Карфагене. Вскоре Августин направляется в Рим, а затем в Медиолан. где получил место ритора в государственной школе Медиолана. Его речи начинают влиять на формирование общественного мнения. Он не только поддерживает интересы языческой партии, но и активно борется с христианством.

Однако он не был и приверженцем политеизма. Еще в Карфагене он познакомился с манихейством. Идеи манихейства сильно повлияли на Августина, и он пошел на разрыв с семьей. В течение девяти лет Августин находился среди манихеев, но убедился в несостоятельности их идей. Он знакомится с трудами Амвросия Медиоланского, чей авторитет возрос благодаря его успехам в борьбе с язычниками и еретиками, сочинениями неоплатоников, имевших среди римлян большое число последователей и книгами о жизни христианских подвижников. Все это повлияло на мировоззрение Августина и 24 апреля 387 года в Медиолане он принимает крещение. После этого он уходит со службы и покидает Медиолан. Августин возвращается в Африку и основывает христианскую общину. Вскоре он сближается с епископом Валерием Гиппонским, по благословению которого рукоположен в священники. После смерти Валерия Августин становится епископом.

Уже в первые годы своего епископства Августин ведет борьбу с еретическими учениями: пелагианством, донатизмом, частично с арианством. Более чем кто-либо из великих богословов, Августин отождествлял путь к спасению с жизнью церкви. По этой причине он и старался до конца жизни защищать единство Великой церкви, выступая против ересей. Самым страшным грехом Августин считал раскол. В это время Августин пишет ряд сочинений, трактующих трудные места в Библии, выступает в роли судьи, ведет проповеди. Жизнь и духовную эволюцию Августина можно разделить на периоды:

1. Основу и предпосылки  обращения в христианство были  заложены в первую очередь  его матерью, Моникой. Она не  была высокообразованной личностью,  но, в отличие от отца Августина  была христианкой. Именно ее  вера повлияла на мировоззрение  Августина и привела его к  христианству, хотя и не сразу.

2. Вслед за христианскими  воззрениями матери сильнейшее  влияние на него оказали произведения  Цицерона, которым он увлекся  во время учебы в Карфагене.

3. В 373 году он попал  в среду манихеев. Их учение  включало: 1) рационалистический подход; 2) резкую форму материализма; 3) радикальный  дуализм добра и зла, понимаемых  не просто как моральные, но  и онтологические, и космические  начала. Рационализм этой веры  состоял в том, что необходимость  веры исключается, объясняя всю  реальность только разумом. Кроме  того, у Мани как у восточного мыслителя превалируют фантазийные образы. Популярность этого учения объясняется его гибкостью - в нем нашлось место и для Христа.

4. В 383 году Августин  постепенно отходит от манихейства.  В некоторой степени это объясняется  его встречей с одним из  главных проповедников учения - Фавстом, не оправдавшим запросов Августина. Он увлекается философией академического скептицизма.

5. Переломным моментом  в жизни Августина становится  встреча с Амвросием, епископом  Медиоланским. Теперь Библия стала  доступной пониманию и «... новое прочтение неоплатоников открыло Августину нематериальную реальность и нереальность зла». Он, наконец, понял, что зло - это не субстанция, а лишь отсутствие добра.

6. Последний период жизни  Августина отмечен борьбой с  еретиками: «... вплоть до 404 года  продолжалась борьба с манихеями», В юности Августин увлекался  учением Мани, та как манихейский  дуализм позволял объяснить происхождение  и почти безграничную власть  зла. Спустя некоторое время  он отверг манихейство. По его  мнению, Всякое творение Божие  реально; оно есть часть бытия,  и, следовательно, оно есть  добро. Зло не есть субстанция, так как в нем нет ни малейшей  доли добра. Это — отчаянная  попытка спасти единство, всемогущество  и благость Божию, отмежевывая  Бога от существующего в мире.

Затем последовало обличение  донатистов. Во главе раскола стал Донат, епископ Нумидийский. Он и его последователи настаивали на том, чтобы не принимать вновь в свои общины тех, кто под давлением гонителей отрекся от веры или поклонился идолам, а также, считали неправомерным отправление таинства служителями церкви, так или иначе запятнавшими себя такими действиями. На совещании епископов в Карфагене в 411 году Августину удалось доказать, что святость церкви зависит не от чистоты священства, а от силы благодати, передаваемой в таинствах. Также и спасительное действие таинств не зависит от веры того, кто их принимает.

Самая жестокая полемика, повлекшая  за собой значительные последствия, разгорелась вокруг Пелагия и  его учеников. Основные противоречия разгорелись вокруг вопроса о  том, достаточно ли для спасения человека его благой воли и поступков. В  целом, следуя пелагианскому богословию, человек выступает творцом собственного спасения. Пелагий питал безграничную веру в возможности человеческого разума, а, главное, воли. Упражняясь в добродетели и аскезе, каждый христианин способен достичь совершенства, и, следовательно, святости. Это противоречило теории Августина о предопределении. Августин смог отстоять свое мнение о необходимости Божьей благодати. Его тезис победил на Карфагенском соборе 417 года, после чего папа Зосим осудил пелагианство. А окончательно пелагианство было осуждено в 579 г. на Соборе в Оранже. Основанием для приговора послужили аргументы, высказанные Августином в 413-430 гг. Как и в полемике с донатистами, Августин осуждал, прежде всего, аскетический образ жизни пелагиан и нравственный идеализм, предлагаемые Пелагием. Следовательно, победа Августина была, в первую очередь, победой обычной общины мирян над идеалом суровости и реформы, за которые боролся Пелагий.

Подводя итог, можно сказать, что Августин прославился не только как проповедник и писатель, но и как философ и богослов, создавший  философию истории. До самой смерти в проповедях, письмах и бесчисленных произведениях он защищал единство церкви и занимался углублением  христианской доктрины.

Он умер в Гиппоне в 430 году, в возрасте 76 лет [1].

 

2 Учение Августина о Божьем Граде и Земном Граде

 

Жизнь Августина пришлась на период после признания христианства доминирующей религией и раздела  Римской империи, на период, непосредственно  предшествовавший вторжению германских племен, которое разрушило Западную римскую империю. Время упадка этой мировой империи сопровождалось возникновением различных церковных  организаций. Именно они в конечном счете выполнили задачу сохранения культурного наследия в греко- и латиноязычном мире. Кроме того, в условиях ослабления императорской власти Церковь взяла на себя часть политической ответственности (вместе с Византией и государствами, образовавшимися в результате переселения народов). Таким образом христианские теологи стали также политическими идеологами.

Августин оказался одним  из первых великих теологов, которые  связали Античность и христианское время. Он синтезировал христианство и  неоплатонизм.

Поэтому у Августина мы находим уже упоминавшиеся новые христианские представления: «человек в центре», линейное развитие истории, персонифицированный Бог, создавший из ничего вселенную. Но у Августина эти представления выражены на языке античной философии[2].

С одной стороны, все центрировано вокруг человека, поскольку Бог создал все для человека и поскольку спасения ищет человек, созданный по образу Бога и являющийся венцом творения. С другой стороны, опровергнувший скептиков Августин утверждает, что наиболее достоверным знанием мы обладаем о внутреннем мире человека. Интроспекция дает более определенное познание, чем чувственный опыт. Внутренний мир человека обладает эпистемологическим приоритетом. Довод в пользу этого утверждения состоит в том, что субъект и объект «совпадают» благодаря интроспекции, тогда как чувственный опыт всегда неопределен из-за различия субъекта и объекта.

Для Августина внутренний мир является скорее полем битвы  различных чувств и побуждений воли, чем областью холодной деятельности рассудка. Внутреннее является сферой иррациональных импульсов, греха, вины и страстного желания к спасению. Но в отличие от стоиков Августин не верит, что мы сами в состоянии управлять своей внутренней жизнью. Мы нуждаемся в милости и «сверхчеловеческой» помощи. Августин действительно полагает, что мы обладаем свободой воли, но одновременно подчеркивает, что мы полностью являемся частью предопределенного Богом плана спасения.

Августин в основном разделяет  неоплатонистское понимание взаимоотношения души и тела. Иначе говоря, душа представляет божественное в человеке. Тело является источником греховного. Человек должен, по возможности, стать свободными от тела и сконцентрироваться на духе, на своем внутреннем мире, чтобы приблизиться к духовному источнику существования вселенной — Богу. Но как христианин Августин к сказанному добавляет и идею первородного греха. Душа непосредственно подвержена влиянию греха.

Августин считает, что  внутри каждого человека развертывается борьба Бога и Дьявола. Он обнаруживает ее и на историческом уровне в виде противостояния Божьего града (civitas Dei) и Града земного (civitas terrena). Подобно тому, как каждая индивидуальная жизнь является полем битвы спасения и греха, так и история — полем сражения благого и греховного «царства».

Учение Августина о  Божьем Граде и Земном Граде довольно слабо развито, чтобы быть политической теорией, поскольку он рассуждает преимущественно как теолог, а не как политик. Он проявляет сравнительно мало интереса к тому, как могли бы быть актуализированы политические идеи. Учитывая это, мы тем не менее можем сказать, что августиновские представления о борьбе между этими двумя «царствами» были, по-видимому, навеяны современной ему политической ситуацией. Христианство считалось причиной падения Римской империи, и Августин должен был защитить его от подобных обвинений. Еще одна интерпретация состоит в том, что, вероятно, Августин думал, хотя и никогда не выражал явно, что Церковь в определенном смысле представляет собой Божье «царство», тогда как Империя — «царство» земное[3].

Информация о работе Философия Августина Блаженного