Философия Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:31, реферат

Описание работы

Цитата, содержащая важную мысль автора - Ваши рассуждения по поводу данной мысли

Файлы: 1 файл

реценция Бердяев Философия.docx

— 19.11 Кб (Скачать файл)
Цитата, содержащая важную мысль  автора Ваши  рассуждения по поводу данной мысли
 
"Моя  философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода,  творческий акт, личность, общение  любви. Я утверждаю примат свободы  над бытием. Бытие вторично, оно  есть уже детерминация, необходимость,  есть уже объект".
Оценивая философию  Бердяева, надо непременно иметь это  в виду, надо все время помнить, что он стремится вырваться за пределы мира объектов, в котором  царит необходимость. Его философствование состоит из непрестанных попыток  трансцендирования. Принудительной силе логического суждения он предпочитает свободное усмотрение, и ход его мысли больше увлекает, чем убеждает. Его описания не имеют принудительной силы. Они субъективны и не претендуют на объективность
"мир  плосок и человек двухмерное  существо". Мышление Бердяева не только афористично. Оно, прежде всего, проблематично. Оно уводит мысль  за пределы рационально доказуемого. Но оно подводит к вопросам, которые задевают человека больше, чем научно доказуемое. Можно отвернуться от тайны человеческого бытия и жить, как бы ее и не было. Можно отказаться от усилия подняться над миром природы, над бессмысленным движением материальных частиц. Можно не спрашивать о смысле и ценности жизни и считать единственно правомочной задачей философа обобщение добытых наукой сведений.  И превратиться в «существо»…
"Когда  я пришел к своей окончательной  философии,  для меня приобрели  особенное значение идеи несотворенной  свободы и объективации".. "Несотворенная свобода есть предельное понятие, вернее, не понятие, а символ, так как о несотворенной свободе, ввиду ее совершенной иррациональности, нельзя составить понятия. ...Объективированный мир подлежит рациональному познанию в понятиях, но сама объективация  имеет иррациональный источник". Свобода для Бердяева не есть обоснование нравственной ответственности  человека и не урегулирование отношений  между людьми, а объяснение происхождения  бытия и, вместе с тем, происхождения  зла. В свободе Бердяев видит  добытийственное несотворенное начало, условие возможности творчества; бытие же есть для него лишь результат творения и творчества.
"Восстание  против власти 'общего', которое есть  порождение объективации, мне представляется  праведным, святым, глубоко христианским  восстанием. Христианство есть персонализм.  С этим связана главная духовная  борьба моей жизни. Я представитель  личности, восставшей против власти  объективированного общего. В этом  пафос моей жизни". "...Персоналистическая революция, которой по-настоящему еще не было в мире, означает свержение власти объективизации, разрушение природной необходимости, освобождение субъектов-личностей, прорыв к иному миру, к духовному миру". "...Моя окончательная философия есть философия личная, связанная с моим личным опытом". "...Я могу сказать, что у меня был опыт изначальной свободы, и, в связи с ней, и творческой новизны, и зла, был острый опыт о личности и ее конфликте с миром общего, миром объективации, опыт выхода из власти общего, был опыт человечности и сострадания, был опыт о человеке, который есть единственный предмет философии". В центре внимания Бердяева, как мы видим, все время не бытие, а сущее, не объект, а субъект, не творение, а творческая личность. Подлинная жизни или, - как он говорит, - "первожизнь", для него не в творении, а в Творце, не в статическом бытии сотворенного, а в динамическом становлении творческого акта. В конфликте личности со всем безличным, или притязающим быть сверхличным, в конфликте с миром и с обществом, он  решительно стал на сторону личности.

Философия Бердяева принципиально и последовательно  субъективна. Она вненаучна, как вненаучно искусство. Бердяев не создал школы. У него не осталось ни учеников, ни последователей. Но влияние его огромно, далеко не исчерпано и по-видимому будет еще расти.

«Пока в России человек более подчинен экономике, чем когда-либо» Тут мы встречаемся  с основным вопросом, вопросом об иерархии ценностей. Духовная культура есть более  высокая ценность, чем политика и  экономика, которые должны бы были быть послушными средствами. Великая задача в том, чтобы не допускать превращения  средства в цели
«Я  мучительно чувствовал чуждость всякой среды, всякой группировки, всякого  направления, всякой партии». Одиночество… Возможно ли простыми словами, примитивными из-за своей ограниченности предложениями  передать бездонную и болезненную  глубину, которую вмещает в себя это понятие? Здесь сокрыто множество  смыслов, которые мы расшифровываем, руководствуясь своим мировоззрением и самовосприятием. Мне встречались люди, склонные понимать одиночество как мучительное чувство невозможности бегства от самого себя. Для меня быть одиноким значит быть непонятым. 
«Пусть  я не знаю смысла жизни, но искание  смысла уже даёт смысл жизни, и  я посвящу свою жизнь этому исканию смыла». Смысл жизни всегда виделся мне как процесс перманентного  её осмысления. Зачастую люди совершают  абсолютно бессмысленные и бесполезные  действия, но дабы оправдать свои поступки, они «вдыхают» в них смысл. Вопрос о смысле жизни риторический, что кажется мне довольно позитивным, ведь если бы люди могли однозначно ответить на него, то вся наша жизнь  превратилась бы в бессмыслицу. Невозможно вывести общую для всего человечества формулу или выдумать правило, которое  подтолкнуло бы людей к правильной жизни, к осмысленному существованию.
Свобода может быть безжалостна. Великий  Инквизитор у Достоевского упрекает Христа в том, что, возложив на людей  бремя свободы. Он не жалеет их. Свобода  порождает страдание и трагизм  жизни.   Философ отождествляет  «жалость» и «сострадание», видя в них общий корень – проявление любви и заботы к более слабому  созданию. На мой взгляд, такое понимание  «жалости» имеет нечто общее  с теорией Ницше о «любви к дальнему». Философ полагает, в основе жалости лежит альтруизм, однако позвольте мне не согласиться с такой интерпретацией понятия «жалость» и высказать своё собственное мнение.

 Само  слово «жалость» неспроста имеет  общий корень с прилагательным «жалкий», которое носит пренебрежительную  и негативную окраску. Жалость и  презрение – притоки большой  реки, втекающие в широко простирающуюся реку признания ничтожности. Мне кажется, что жалость – не самое лучшее чувство, которое может испытывать человек по отношению ко мне. Выбирая собственный путь человек должен быть готов пройти сквозь страдание и трагизм, только так происходит становление личности. А если хочешь пожалеть- просто сделай что-нибудь доброе, только помни, что не всякое добро добром является, убедись, что оно не послужит злу.

Есть  два основоположных типа людей –  тип, находящийся в гармоническом  соотношении с мировой средой и тип, находящийся в дисгармоническом соотношении Увы, невозможно найти  понимания в мире, который видится  враждебным, чуждым и нереальным. Разве  окружающие заинтересованы познать  и оценить неповторимый, богатый  и безграничный, но одновременно хрупкий  и тонкий мир, который сокрыт под  толстой оболочкой тленной материи? Нет, они живут по установленным правилам своего реального мира.
  «Дух хочет вечности. Материя  же знает лишь временное. Настоящее достижение – есть достижение вечности»  «У меня никогда не было особенно страха смерти», ибо этот мир тленен».  Согласно философии  Николая Бердяева человеческое существо заполняют три субстанции: дух, душа, материя. Философ сообщает о себе, что он человек сильный духом, но душа его больна, ему присуща  «душевная сухость». Такая трактовка  понятия души не является новой, ещё Ибн Сина в своих трудах повествует о влажной и сухой душе. Дух ограничен оболочками души, которая, в свою очередь, является пленницей тела.  

 

Информация о работе Философия Бердяева