Цитата,
содержащая важную мысль
автора |
Ваши
рассуждения по поводу
данной мысли |
"Моя
философия есть философия духа.
Дух же для меня есть свобода,
творческий акт, личность, общение
любви. Я утверждаю примат свободы
над бытием. Бытие вторично, оно
есть уже детерминация, необходимость,
есть уже объект". |
Оценивая философию
Бердяева, надо непременно иметь это
в виду, надо все время помнить,
что он стремится вырваться за
пределы мира объектов, в котором
царит необходимость. Его философствование
состоит из непрестанных попыток
трансцендирования. Принудительной силе
логического суждения он предпочитает
свободное усмотрение, и ход его мысли
больше увлекает, чем убеждает. Его описания
не имеют принудительной силы. Они субъективны
и не претендуют на объективность |
"мир
плосок и человек двухмерное
существо". |
Мышление Бердяева
не только афористично. Оно, прежде всего,
проблематично. Оно уводит мысль
за пределы рационально доказуемого.
Но оно подводит к вопросам, которые задевают
человека больше, чем научно доказуемое.
Можно отвернуться от тайны человеческого
бытия и жить, как бы ее и не было. Можно
отказаться от усилия подняться над миром
природы, над бессмысленным движением
материальных частиц. Можно не спрашивать
о смысле и ценности жизни и считать единственно
правомочной задачей философа обобщение
добытых наукой сведений. И превратиться
в «существо»… |
"Когда
я пришел к своей окончательной
философии, для меня приобрели
особенное значение идеи несотворенной
свободы и объективации".. "Несотворенная
свобода есть предельное понятие, вернее,
не понятие, а символ, так как о несотворенной
свободе, ввиду ее совершенной иррациональности,
нельзя составить понятия. ...Объективированный
мир подлежит рациональному познанию
в понятиях, но сама объективация имеет
иррациональный источник". |
Свобода для Бердяева
не есть обоснование нравственной ответственности
человека и не урегулирование отношений
между людьми, а объяснение происхождения
бытия и, вместе с тем, происхождения
зла. В свободе Бердяев видит
добытийственное несотворенное начало,
условие возможности творчества; бытие
же есть для него лишь результат творения
и творчества. |
"Восстание
против власти 'общего', которое есть
порождение объективации, мне представляется
праведным, святым, глубоко христианским
восстанием. Христианство есть персонализм.
С этим связана главная духовная
борьба моей жизни. Я представитель
личности, восставшей против власти
объективированного общего. В этом
пафос моей жизни". "...Персоналистическая
революция, которой по-настоящему еще
не было в мире, означает свержение власти
объективизации, разрушение природной
необходимости, освобождение субъектов-личностей,
прорыв к иному миру, к духовному миру".
"...Моя окончательная философия есть
философия личная, связанная с моим личным
опытом". "...Я могу сказать, что у меня
был опыт изначальной свободы, и, в связи
с ней, и творческой новизны, и зла, был
острый опыт о личности и ее конфликте
с миром общего, миром объективации, опыт
выхода из власти общего, был опыт человечности
и сострадания, был опыт о человеке, который
есть единственный предмет философии". |
В центре внимания Бердяева,
как мы видим, все время не бытие,
а сущее, не объект, а субъект, не
творение, а творческая личность. Подлинная
жизни или, - как он говорит, - "первожизнь",
для него не в творении, а в Творце, не в
статическом бытии сотворенного, а в динамическом
становлении творческого акта. В конфликте
личности со всем безличным, или притязающим
быть сверхличным, в конфликте с миром
и с обществом, он решительно стал на
сторону личности.
Философия Бердяева
принципиально и последовательно
субъективна. Она вненаучна, как вненаучно
искусство. Бердяев не создал школы. У
него не осталось ни учеников, ни последователей.
Но влияние его огромно, далеко не исчерпано
и по-видимому будет еще расти. |
«Пока
в России человек более подчинен
экономике, чем когда-либо» |
Тут мы встречаемся
с основным вопросом, вопросом об иерархии
ценностей. Духовная культура есть более
высокая ценность, чем политика и
экономика, которые должны бы были быть
послушными средствами. Великая задача
в том, чтобы не допускать превращения
средства в цели |
«Я
мучительно чувствовал чуждость всякой
среды, всякой группировки, всякого
направления, всякой партии». |
Одиночество… Возможно
ли простыми словами, примитивными из-за
своей ограниченности предложениями
передать бездонную и болезненную
глубину, которую вмещает в себя
это понятие? Здесь сокрыто множество
смыслов, которые мы расшифровываем,
руководствуясь своим мировоззрением
и самовосприятием. Мне встречались
люди, склонные понимать одиночество как
мучительное чувство невозможности бегства
от самого себя. Для меня быть одиноким
значит быть непонятым. |
«Пусть
я не знаю смысла жизни, но искание
смысла уже даёт смысл жизни, и
я посвящу свою жизнь этому исканию
смыла». |
Смысл жизни всегда
виделся мне как процесс перманентного
её осмысления. Зачастую люди совершают
абсолютно бессмысленные и бесполезные
действия, но дабы оправдать свои поступки,
они «вдыхают» в них смысл.
Вопрос о смысле жизни риторический,
что кажется мне довольно позитивным,
ведь если бы люди могли однозначно
ответить на него, то вся наша жизнь
превратилась бы в бессмыслицу. Невозможно
вывести общую для всего человечества
формулу или выдумать правило, которое
подтолкнуло бы людей к правильной
жизни, к осмысленному существованию. |
Свобода
может быть безжалостна. Великий
Инквизитор у Достоевского упрекает
Христа в том, что, возложив на людей
бремя свободы. Он не жалеет их. Свобода
порождает страдание и трагизм
жизни. |
Философ отождествляет
«жалость» и «сострадание», видя
в них общий корень – проявление
любви и заботы к более слабому
созданию. На мой взгляд, такое понимание
«жалости» имеет нечто общее
с теорией Ницше о «любви к
дальнему». Философ полагает, в основе
жалости лежит альтруизм, однако позвольте
мне не согласиться с такой интерпретацией
понятия «жалость» и высказать своё собственное
мнение.
Само
слово «жалость» неспроста имеет
общий корень с прилагательным «жалкий»,
которое носит пренебрежительную
и негативную окраску. Жалость и
презрение – притоки большой
реки, втекающие в широко простирающуюся
реку признания ничтожности. Мне кажется,
что жалость – не самое лучшее чувство,
которое может испытывать человек по
отношению ко мне. Выбирая собственный
путь человек должен быть готов пройти
сквозь страдание и трагизм, только так
происходит становление личности. А если
хочешь пожалеть- просто сделай что-нибудь
доброе, только помни, что не всякое добро
добром является, убедись, что оно не послужит
злу. |
Есть
два основоположных типа людей –
тип, находящийся в гармоническом
соотношении с мировой средой
и тип, находящийся в дисгармоническом
соотношении |
Увы, невозможно найти
понимания в мире, который видится
враждебным, чуждым и нереальным. Разве
окружающие заинтересованы познать
и оценить неповторимый, богатый
и безграничный, но одновременно хрупкий
и тонкий мир, который сокрыт под
толстой оболочкой тленной материи?
Нет, они живут по установленным
правилам своего реального мира. |
«Дух хочет вечности. Материя
же знает лишь временное. Настоящее
достижение – есть достижение вечности»
«У меня никогда не было особенно страха
смерти», ибо этот мир тленен». |
Согласно философии
Николая Бердяева человеческое существо
заполняют три субстанции: дух, душа,
материя. Философ сообщает о себе,
что он человек сильный духом,
но душа его больна, ему присуща
«душевная сухость». Такая трактовка
понятия души не является новой, ещё
Ибн Сина в своих трудах повествует о влажной
и сухой душе. Дух ограничен оболочками
души, которая, в свою очередь, является
пленницей тела.
|
|