Философия Бэкона Френсиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:17, доклад

Описание работы

В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила»
Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания:
познание добра и зла,
2) познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 20.65 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  Оренбургской области 
государственное автономное образовательное учреждение 
среднего профессионального образования 
«БУГУРУСЛАНСКИЙ НЕФТЯНОЙ КОЛЛЕДЖ» 
Города Бугуруслана Оренбургской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по дисциплине философия

по теме: «Философия Бэкона Френсиса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: студентка 3 курса  специальности «ЭиБу»

Иванова Кристина Владиславовна

 

2013 год

 

Философия Бэкона

XVII век открывает новый период  в развитии философии именуемой  философией Нового времени. Если  в Средние века философия выступала  в союзе с богословием, а  в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным  образом опирается на науку.  Поэтому на первый план в  самой философии выходят гносеологические  проблемы и формируются два  важнейших направления, в противоборстве  которых проходит история философии  Нового времени - это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм  (опора на разум).

Родоначальником эмпиризма был  английский философ Френсис Бэкон. Он был талантливым ученым, выдающимся общественным и политическим деятелем, выходцем из знатного аристократического рода.  Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне. Френсис Бэкон  закончил Кембриджский университет. В 1584 году был избран в парламент. С 1617 года он становится лордом-хранителем печати при короле Якове I, наследуя эту должность от своего отца; затем лордом-канцлером. В1961 году Бэкон был привлечен к суду по обвинению во взяточничестве по ложному доносу, осужден и отстранен от всех должностей. Вскоре он был помилован королем, но на государственную службу не вернулся, полностью посвятив себя научной и литературной работе.

Научное познание: 
В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила»

Однако на науку делалось много  нападок. Проанализировав их, Бэкон  пришёл к выводу о том, что Бог  не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания:

познание добра и зла,

2) познание сотворенных Богом  вещей.

Познание добра и зла людям  запрещено. Его им дает Бог через  Библию. А познавать сотворенные  вещи человек, наоборот, должен с помощью  своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы  умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.

Бэкон умер, простудившись во время  одного из физических опытов. Уже тяжелобольной, в последнем письме к одному из своих друзей, лорду Эренделу, он с торжеством сообщает, что этот опыт удался. Ученый был уверен в том, что

 

ПОНЯТИЕ ОПЫТА В ФИЛОСОФИИ Ф.БЭКОНА 
“Опыт” – главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон. Опыты в науке бывают плодоносными и светоносными. Первые приносят новые знания полезные человеку, это низший вид опытов; а вторые - открывают истину, именно к ним должен стремиться ученый, хотя это трудный и долгий путь. 
Центральная часть философии Бэкона - учение о методе. Метод для Бэкона имеет глубокое практическое и социальное значение. Он - величайшая преобразующая сила, метод увеличивает власть человека над силами природы. Опыты, по Бэкону, должны ставиться по определенному методу. 
Таким методом в философии Бэкона выступает индукция. Бэкон учил, что индукция - это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод познания природы. Если в дедукции порядок движения мысли от общего к частному, то в индукции - от частного к общему.  
Предложенный Бэконом метод, предусматривает последовательное прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице. Таким образом, весь объем эмпирического индуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять таблиц. Среди них: 
 
1.Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления); 
2.Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах); 
3.Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете); 
4.Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типично для него); 
5. Таблица "сбора плодов" (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах). 

 

Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми  идолами, или призраками - искаженными  образами действительности, ложными  представлениями и понятиями. Он различал 4 вида идолов, с которыми человеку надо бороться: 
- Идолы (призраки) рода; 
- идолы (призраки) пещеры; 
- идолы (призраки) рынка; 
-  идолы (призраки) театра.  
Идолами рода Бекон считал ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Эта ограниченность чаще всего проявляется в наделении природных явлений человеческими характеристиками, примешивание к естественной природе своей собственной человеческой природы. Чтобы уменьшить вред, людям необходимо сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающего мира и тем самым проверять их правильность.  
^ Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира. У каждого человека есть своя пещера свой субъективный внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и процессах действительности. Неспособность человека выйти за пределы своей субъективности и есть причина данного вида заблуждений.  
К идолам рынка или площади Бекон относит ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, и это ведет к пустым спорам, что отвлекает людей от изучений явлений природы и правильного их понимания.  
В категорию идолов театра Бекон включает ложные представления о мире, некритические заимствованные людьми из различных философских систем. Каждая философская система, по Бэкону, это сыгранная перед людьми драма или комедия. Сколько было создано в истории философских систем, столько было поставлено и сыграно драм и комедий, изображающих вымышленные миры. Люди же эти постановки принимали ''за чистую монету", ссылались на них в рассуждениях, брали их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни.  
Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивида, и их преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания. Идолы рынка и театра приобретены умом. Они являются следствием господства над человеком прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними должна проходить через преобразование общественного сознания.  
Таким образом, философия Ф.Бэкона – это первый гимн научному знанию, формирование основ современных ценностных приоритетов, зарождение “нового европейского мышления”, которое остается господствующим и в наше время.

Афоризмы

Всякий, кто любит одиночество, либо — дикий зверь, либо — Господь  Бог.

Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу.

Люди, у которых весьма много  недостатков, прежде всего замечают их в других.

Ни одна страсть не околдовывает человека так, как любовь и зависть.

Друзья — это воры времени.

Знание —  сила. ( Наука – сила!)


Информация о работе Философия Бэкона Френсиса