Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:17, доклад
В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила»
Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания:
познание добра и зла,
2) познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.
Министерство образования
Оренбургской области
государственное автономное образовательное
учреждение
среднего профессионального образования
«БУГУРУСЛАНСКИЙ НЕФТЯНОЙ КОЛЛЕДЖ»
Города Бугуруслана Оренбургской области
Доклад по дисциплине философия
по теме: «Философия Бэкона Френсиса»
Подготовила: студентка 3 курса специальности «ЭиБу»
Иванова Кристина Владиславовна
2013 год
Философия Бэкона
XVII век открывает новый период
в развитии философии
Родоначальником эмпиризма был английский философ Френсис Бэкон. Он был талантливым ученым, выдающимся общественным и политическим деятелем, выходцем из знатного аристократического рода. Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне. Френсис Бэкон закончил Кембриджский университет. В 1584 году был избран в парламент. С 1617 года он становится лордом-хранителем печати при короле Якове I, наследуя эту должность от своего отца; затем лордом-канцлером. В1961 году Бэкон был привлечен к суду по обвинению во взяточничестве по ложному доносу, осужден и отстранен от всех должностей. Вскоре он был помилован королем, но на государственную службу не вернулся, полностью посвятив себя научной и литературной работе.
Научное познание:
В целом великое достоинство науки Бэкон
считал почти самоочевидным и выразил
это в своём знаменитом афоризме «Знание —
сила»
Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания:
познание добра и зла,
2) познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.
Бэкон умер, простудившись во время одного из физических опытов. Уже тяжелобольной, в последнем письме к одному из своих друзей, лорду Эренделу, он с торжеством сообщает, что этот опыт удался. Ученый был уверен в том, что
ПОНЯТИЕ ОПЫТА В ФИЛОСОФИИ Ф.БЭКОНА
“Опыт” – главная категория в философии
Бэкона, ибо с него начинается и к нему
приходит познание, именно в опыте проверяется
достоверность знания, именно он дает
пищу разуму. Без чувственного освоения
действительности разум мертв, ибо предмет
мысли всегда черпается из опыта. “Самое
лучшее из всех доказательства есть опыт”,
- пишет Бэкон. Опыты в науке бывают плодоносными и светонос
Центральная часть философии Бэкона -
учение о методе. Метод для Бэкона имеет
глубокое практическое и социальное значение.
Он - величайшая преобразующая сила, метод
увеличивает власть человека над силами
природы. Опыты, по Бэкону, должны ставиться
по определенному методу.
Таким методом в философии Бэкона выступает индукция. Бэкон учил,
что индукция - это необходимая для наук,
опирающаяся на показания органов чувств,
единственно истинная форма доказательства
и метод познания природы. Если в дедукции
порядок движения мысли от общего к частному,
то в индукции - от частного к общему.
Предложенный Бэконом метод, предусматривает
последовательное прохождение пяти этапов
исследования, каждый из которых фиксируется
в соответствующей таблице. Таким образом,
весь объем эмпирического индуктивного
исследования, по Бэкону, включает в себя
пять таблиц. Среди них:
1.Таблица присутствия (перечисление всех
случаев встречающегося явления);
2.Таблица отклонения или отсутствия (сюда
заносятся все случаи отсутствия того
или иного признака, показателя в представленных
предметах);
3.Таблица сравнения или степеней (сопоставление
увеличения или уменьшения данного признака
в одном и том же предмете);
4.Таблица отбрасывания (исключение отдельных
случаев, которые не встречаются в данном
явлении, не типично для него);
5. Таблица "сбора плодов" (формирование
вывода на основе того общего, что имеется
во всех таблицах).
Главным препятствием на пути познания
природы Бэкон считал засоренность
сознания людей так называемыми
идолами, или призраками - искаженными
образами действительности, ложными
представлениями и понятиями. Он
различал 4 вида идолов, с которыми человеку
надо бороться:
- Идолы (призраки) рода;
- идолы (призраки) пещеры;
- идолы (призраки) рынка;
- идолы (призраки) театра.
Идолами рода Бекон считал
ложные представления о мире, которые
присущи всему человеческому роду и являются
результатом ограниченности человеческого
ума и органов чувств. Эта ограниченность
чаще всего проявляется в наделении природных
явлений человеческими характеристиками,
примешивание к естественной природе
своей собственной человеческой природы.
Чтобы уменьшить вред, людям необходимо
сопоставлять показания органов чувств
с предметами окружающего мира и тем самым
проверять их правильность.
^ Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления
о действительности, связанные с субъективностью
восприятия окружающего мира. У каждого
человека есть своя пещера свой субъективный
внутренний мир, что накладывает отпечаток
на все его суждения о вещах и процессах
действительности. Неспособность человека
выйти за пределы своей субъективности
и есть причина данного вида заблуждений.
К идолам рынка или площади Бекон относит
ложные представления людей, порожденные
неправильным употреблением слов. Люди
в одни и те же слова часто вкладывают
различный смысл, и это ведет к пустым
спорам, что отвлекает людей от изучений
явлений природы и правильного их понимания.
В категорию идолов театра Бекон включает
ложные представления о мире, некритические
заимствованные людьми из различных философских
систем. Каждая философская система, по
Бэкону, это сыгранная перед людьми драма
или комедия. Сколько было создано в истории
философских систем, столько было поставлено
и сыграно драм и комедий, изображающих
вымышленные миры. Люди же эти постановки
принимали ''за чистую монету", ссылались
на них в рассуждениях, брали их идеи в
качестве руководящих правил для своей
жизни.
Идолы рода и пещеры относятся к естественным
свойствам индивида, и их преодоление
возможно на пути самообразования и самовоспитания.
Идолы рынка и театра приобретены умом.
Они являются следствием господства над
человеком прошлого опыта: авторитета
церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба
с ними должна проходить через преобразование
общественного сознания.
Таким образом, философия Ф.Бэкона – это
первый гимн научному знанию, формирование
основ современных ценностных приоритетов,
зарождение “нового европейского мышления”,
которое остается господствующим и в наше
время.
Афоризмы
Всякий, кто любит одиночество, либо — дикий зверь, либо — Господь Бог.
Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу.
Люди, у которых весьма много недостатков, прежде всего замечают их в других.
Ни одна страсть не околдовывает человека так, как любовь и зависть.
Друзья — это воры времени.
Знание — сила. ( Наука – сила!)