Философия буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 21:07, реферат

Описание работы

Будда. На северной окраине долины Ганга, у предгорий Гималаев издавна обитало арийское племя шакьев. Их столицей был город Капмлаваста, расположенный между городом Бенаресом и подножием Гималаев. В племени шакьев господствовал род Гаутама. У царя шакьев Суддходана обе жены были бездетны. Наконец, старшая жена Суддоханы по имени Магамайя в возрасте сорока пяти лет родила сына, которого назвали Сиддхарта, Сиддхарта Гаутама. Его рождение стоило жизни его матери. Отцу же было предсказано, что его сын станет монахом-аскетом, если встретит больного, старого или мертвого человека, а также монаха. Отец не хотел этого и создал для своего единственного сына искусственную обстановку - и Сиддхартха вырос и возмужал, так ничего и не зная о черной стороне жизни: о болезнях, о старости и о смерти. В девятнадцать лет его женили на двоюродной сестре по имени Язодгара. Через десять лет у нее родился сын.

Содержание работы

1. Будда.
2. Источники.
3. Главный закон жизни.
4. Четыре благородные истины.
5. Восьмеричный путь.
6. Нирвана.
7. Философские школы буддизма.

Файлы: 1 файл

философия буддизма.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1. Будда.

2. Источники.

3. Главный закон жизни.

4. Четыре благородные истины.

5. Восьмеричный путь.

6. Нирвана.

7. Философские школы буддизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Будда. На северной окраине долины Ганга, у предгорий Гималаев издавна обитало арийское племя шакьев. Их столицей был город Капмлаваста, расположенный между городом Бенаресом и подножием Гималаев. В племени шакьев господствовал род Гаутама. У царя шакьев Суддходана обе жены были бездетны. Наконец, старшая жена Суддоханы по имени Магамайя в возрасте сорока пяти лет родила сына, которого назвали Сиддхарта, Сиддхарта Гаутама. Его рождение стоило жизни его матери. Отцу же было предсказано, что его сын станет монахом-аскетом, если встретит больного, старого или мертвого человека, а также монаха. Отец не хотел этого и создал для своего единственного сына искусственную обстановку - и Сиддхартха вырос и возмужал, так ничего и не зная о черной стороне жизни: о болезнях, о старости и о смерти. В девятнадцать лет его женили на двоюродной сестре по имени Язодгара. Через десять лет у нее родился сын.

Но к этому моменту царевич уже полностью разочаровался в жизни. Несмотря на старания отца, боги устроили так, что царский сын увидел и тяжело больного, и старого человека, и мертвого. Открывшиеся ему страдания жизни, его неизбежное будущее так потрясли неподготовленного к этому Сиддхартху Гаутаму, что в одну из ночей он тайком бежал из дворца, обменялся одеждой со своим возничим по имени Чанка и растворился в народе. Потом этот поступок царевича был назван «Великим Возрождением». В это время ему было 29 лет.

Сиддхартха стал лесным отшельником. Шесть лет изучал он Веды. Одновременно он подвергался искушению со стороны асура по имени Мара. Бывший царевич не поддался на заманчивые предложения и продолжал истязать свою плоть. Наконец, до него дошло, что физическое самоистязание не принесет ему познания истины.

Однажды сел он под смоковницу и решил, что не сдвинется с места, пока, путем самососредоточения, не проникнет в главную правду о жизни. И на четвертый день на бывшего царевича снизошло просветление, или пробуждение («бодхи»)-и Сиддхартха стал «буддой», т.е. «просветленным», или «пробужденным». («Бодхи» стало называться и легендарное дерево, под которым Сиддхартха Гаутама обрел искомую истину, это дерево видели якобы еще в прошлом веке). Так из Сиддхартхи получился Будда-основатель буддизма.

Когда Будда впервые выступил с проповедью своего учения, он подвергся насмешкам со стороны других отшельников. Но постепенно вокруг него сплотилось немало учеников и последователей. Так образовалась первая буддийская община. Будда вел подвижный образ жизни и в течение сорока пяти лет пропагандировал свое учение. Членами его общины стали и некогда брошенные им жена и сын. Скончался Будда в тесном кругу своих единомышленников в возрасте восьмидесяти лет. Его последними словами были: "Ничто не вечно". Буддизм сохранил лишь дату смерти Будды. Современная историческая наука датирует жизнь Будды 563-483 гг. до н.э.

Источники. Сам  Будда ничего не писал. Его учение существовало в течение трехсот лет лишь в устной форме. Наконец, оно было записано на народном языке пали при царе Ашоке на острове Цейлон (современный Шри-Ланка), где царем был созван третий буддистский съезд (что, впрочем, ставится многими теперешними учеными под сомнение). Но так или иначе получился громадный (современное издание занимает 40 томов среднего формата) Буддийский канон, который называется на языке пали "Типитака" (на санскрите-"Трипитака"), что означает "Три корзины". Это название объясняется тем, что эти тексты, будучи записаны на пальмовых листьях, заняли три большие корзины. Другое название этих текстов-"Палийский канон".

Буддийский канон состоит из трех частей. Это: "Винайя-питака", "Сутта-питака" и "Абхидхамма-питака".

"Винайя-питака" излагает правила и нормы жизни буддийских монахов и устав буддийской монашеской общины.

"Сутта-питака"-сборник проповедей  Будды и одобренных Буддой  проповедей его главных учеников, а также афоризмы Будды.

"Абхидхамма-питака"-изложение  психо-этической философии буддизма, метафизическая часть учения Будды, доступная только людям, достигшим высокой степени духовного и нравственного совершенства.

Будда сознательно избегал больших мировоззренческих вопрос о мироздании, о душе и об ее взаимоотношении с телом. Вопросы о том, вечен или не вечен мир, конечен он или бесконечен, тождественна душа телу или же отлична от тела, смертна душа или бессмертна, бессмертен ли познавший истину или нет, Будда осознавал, но считал их бесполезными. Все свое внимание основатель буддизма сосредоточил на пути освобождения человека от страданий, которым преисполнен мир.

Главный закон жизни. Трудно сказать, что просветлило Сиддхартху Гаутаму под легендарным деревом.  По всей вероятности он обрел там то, что счел основным нравственным законом жизни. Смысл его в том, что добро и зло-абсолютные антиподы, ибо зло порождает только зло. Нравственные нормы буддизма: смирение, целомудрие, благочестие, любовь к ближнему, человеколюбие, братство, прощение обид. Возможно, что на Будду снизошло то, что было затем названо "четырьмя благородными истинами" или, по крайней мере, часть их.

Четыре благородные истины. Первая из этих истин гласит, что жизнь есть страдание (духкха). Это общее место для индийского мировоззрения, точнее миропереживания: "рождение-страдание, старость-страдание, болезнь-страдание, смерть-страдание, разлука с приятным- страдание, неполучение чего-либо желаемого-страдание" (АМФ. Т1. Ч1. С. 128). Буддизм видел лишь темную сторону жизни, радость бытия была ему неведома.

Вторая благородная истина говорит о причине страдания. Будда полностью разделял веру большинства индусов в то, что за смертью любого живого существа следует его новое рождение, правда, в другом образе. Новое рождение и последующая новая жизнь-новое страдание. Будда усмотрел причину нового рождения в любви к жизни, в жажде жизни, в жажде наслаждения, в жажде существования, в самих людских желаниях. "Люди, гонимые желанием, бегают вокруг, как бегает перепуганный заяц. Связанные путами и узлами, они снова и снова в течение долгого времени возвращаются к страданию" (342 сутра "Дхаммапады").

Итак причина страдания найдена. Из этого следует третья истина: если страдание имеет причину, то возможно прекращение страдания через "полное бесследное уничтожение этой жажды, отказ (от нее), отбрасывание, освобождение, оставление (ее)".

Наконец, четвертая благородная истина говорит о "пути", ведущем к освобождению от страдания. Это и есть тот срединный путь, о котором говорилось выше. Этот путь восьмеричен.

Восьмеричный путь. Жажду жизни преодолеть нелегко. Для этого необходим правильный путь: 1) должное понимание четырех истин, 2) правильная решимость, т.е. воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами, 3) правильная речь, т.е. воздержание от лжи, клеветы, грубых слов, скабрезных и фривольных разговоров, 4) правильное действие, т.е. непричинение зла живому (ахимса), воздержание от воровства, 5) правильный образ жизни, т.е. привычка жить честным трудом, 6) правильное усилие, т.е. борьба с соблазнами и дурными мыслями, 7) правильное направление мысли, т.е. понимание преходящего характера всего и отрешенность от того, что привязывает человека к жизни, отвращение к телу, чувствам, уму, 8) правильное сосредоточение.

Нирвана. О нирване в буддизме говорится много, но довольно неясно, иносказательно. Достижение нирваны выше достижения неба, это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Нирвана беспричинна. Есть причина достижения нирваны (это вышеуказанный путь), но нет причины возникновения нирваны. Нирвана в буддизме постепенно онтологизируется . Это уже не состояние человека, а состояние мироздания. Нирвана так же беспричинна, как и пространство. Она от века. Она никем не сотворена и ничем не обусловлена. О нирване нельзя сказать ни того, что она возникла, ни того, что она не возникла, ни того, что она должна возникнуть. Ее нельзя воспринять ни зрением, ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни осязанием. Нирвану видит лишь "праведный ученик, идущий по правильному пути с чистым разумом, с возвышенностью и прямотой, не имеющий препятствий, свободный от чувственных наслаждений..." (АМФ. Т.1. Ч.1. С.128). Нирвана-пустота (шунья) и небытие.

Философские школы. В 3 в. до н.э. буддизм был принят царем Ашокой в качестве официального мировоззрения Индии периода Маурья. К этому времени в буддизме образуется много школ. Главное же в распадении буддизма на два крыла-на хинаяну (на языке пали)(ближе к первоначальному буддизму) и махаяну (на санскрипте). Будда избегал метафизических вопросов. Однако, как в махаяне, так и в хинаяне сложились философские школы. Это мадхъямики и йогачары в махаяне, саутрантики и вайбхашики в хинаяне. Эти школы в разной степени нигилистичны. Их цель доказать, что окружающий нас мир в сущности ничто. При этом философские школы махаяны более нигилистичны, чем школы хинаяны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тезисы:

1.Царю шакьев Суддходану старшая жена по имени Магамайя в возрасте сорока пяти лет родила сына, которого назвали Сиддхарта Гаутама.

2.Отцу было предсказано, что его сын станет монахом-аскетом, если встретит больного, старого или мертвого человека, а также монаха. Суддходан не хотел этого и создал для своего единственного сына искусственную обстановку, оберегающую Сиддхартха от черной стороны жизни: от болезней, от старости и о смерти.

3.Сиддхартху Гаутаму в одну из ночей тайком бежал из дворца и стал лесным отшельником.

4.Путем самососредоточения он проникал в главную правду жизни. На четвертый день на бывшего царевича снизошло просветление, или пробуждение («бодхи»)-и Сиддхартха стал «буддой», т.е. «просветленным», или «пробужденным».

5.Сам  Будда ничего не писал. Его учение существовало в течение трехсот лет лишь в устной форме. Буддийский канон был записан на народном языке пали при царе Ашоке на острове Цейлон (современный Шри-Ланка), он называется на языке пали "Типитака" (на санскрите-"Трипитака"), что означает "Три корзины" и состоит из 3 частей.

6.Все свое внимание основатель буддизма сосредоточил на пути освобождения человека от страданий, которым преисполнен мир.

7.Четыре благородные истины буддизма: 1) существует страдание, 2) у него есть причина, 3) страдание может быть прекращено, 4) есть путь, ведущий к прекращению страдания.

8.Восьмеричный путь- серединный и правильный путь, ведущий к прекращению страдания.

9.Нирвана- состояние сверхчеловеческого наслаждения. Она беспричинна, но достижение нирваны- это проход по восьмеричному пути.

10.Буддизм распался на два крыла- на хинаяну и махаяну. Мадхъямики и йогачары- философские школы в махаяне, саутрантики и вайбхашики -в хинаяне. Эти школы в разной степени нигилистичны.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.А.Н. Чанышев, Философия древнего мира, Москва "Высшая школа" 2003;

2. Философия, Под редакцией В.Н. Лавриненко, Москва "Юрайт" 2012;

3.Интернет -ресурсы.

 

 

 


Информация о работе Философия буддизма