Философия бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Человеку присуща естественная убежденность в том, что мир существует как нечто целое. Не вызывает сомнения и бытие того, с чем человек сталкивается в своей жизни. Эта убежденность зафиксирована в языке. Во многих языках самым употребительным словом является глагол «быть». Но для философии одной очевидности недостаточно. Так как философия — это рациональное представление мира, необходимо логически доказать существование бытия. Это значит, надо ответить на следующие вопросы: Существует ли мир на самом деле и все вещи в нем, в том числе человек и общество?

Файлы: 1 файл

философия бытия.docx

— 12.92 Кб (Скачать файл)

Человеку присуща естественная убежденность в том, что мир существует как нечто целое. Не вызывает сомнения и бытие того, с чем человек  сталкивается в своей жизни. Эта  убежденность зафиксирована в языке. Во многих языках самым употребительным  словом является глагол «быть». Но для  философии одной очевидности  недостаточно. Так как философия  — это рациональное представление  мира, необходимо логически доказать существование бытия. Это значит, надо ответить на следующие вопросы: Существует ли мир на самом деле и все вещи в нем, в том числе  человек и общество? Существуют ли мышление, сознание? То есть, существует ли то, что мы считаем существующим? Вопрос, конечно, не в том — существуют ли они на самом деле, а в том, как это выразить на языке философских  понятий. Противоположным понятием для бытия является понятие «небытие». Поэтому проблема бытия есть в  то же время и проблема объяснения небытия. То есть существует ли небытие? Если да, то как оно связано с бытием?

Элеаты (Парменид, Зенон) первыми дали ответ на эти вопросы. Они уже употребили понятие «бытие» в философском смысле. Они считали, что небытия не существует, так как небытие есть несуществующее. Несуществующее не существует. О нем нельзя даже помыслить, так как мышление всегда есть мысль о чем-то существующем. Раз небытия нет, значит, есть только бытие. Раз нет небытия, значит, ничто не может возникнуть или исчезнуть. Значит, бытие неизменно. Раз нет небытия, значит, нет пустоты, значит, все заполнено, и двигаться негде. Значит, бытие неподвижно и неизменно.

В таком случае, что же такое окружающий мир, который движется и изменяется? По мнению элеатов, это  вид небытия, постигаемый чувствами. Бытие же постигается только мыслью. Между двумя картинами мира нет  ничего общего. Этот вывод парадоксален, но надо иметь мужество (говорили они) принять это. К этому принуждает мышление. Мысль о предмете и предмет  мысли — это одно и то же. Значит, истинно существует лишь то, что  мыслится. Тот, кто не согласен с  этим, должен объяснить существование  движения, возникновения и уничтожения.

Элеаты противопоставляли  свои взгляды Гераклиту, утверждавшему, что все течет, все меняется, и  одна и та же вещь существует и не существует, возникновение есть переход  вещей в свою противоположность. Элеаты же вынуждены были допустить  существование небытия, но не в мышлении, а во мнении. Существование небытия-пустоты  вынужден был допустить и Демокрит для обоснования движения атомов. А соединением и разъединением атомов он объяснил возникновение и исчезновение вещей.

Проблема взаимосвязи  бытия и небытия — вечная. Советский  философ  А.Н. Чанышев считал небытие абсолютным и первичным.

Но как можно признать существующим несуществующее? Он отвечает: «А где вы видели существующее существующим?»

Как видим, попытка философского решения проблемы бытия сразу  ставит проблему объяснения существования  вещей, движения, возникновения, уничтожения, а значит, и многообразия. В их разумном (с помощью доказательства) объяснении и заключается философский  смысл проблемы бытия.


Информация о работе Философия бытия