1.Современная
антропология означает философское
учение о человеке, его природе, сущности. Данное учение
охватывает самые различные, нередко противоположные,
философские направления, ориентированные
на проблему человека – персонализм, прагматизм,
религиозную философию, экзистенциализм,
феноменологию и др., а также научные представления
о различных измерениях человека.
М. Шелер один из
основоположников философской антропологии.
Он выделяет следующие ступени развития
психического: чувственное стремление
(присуще всему живому - от растения до
человека); инстинкт; ассоциативная память;
практический интеллект (выбор и предвидение);
дух (присущ только человеку) - принцип,
противоположный жизни, ибо дух зависит
от органической природы. Дух дает возможность
познать бытие как сущность. Сущность
человека Шелер видит не в мышлении или
волении, а, следуя Паскалю, в любви: "человек
есть существо любящее". Всякое познание
и принятие ценности основывается на способности
"участия" в бытии, коренящейся в
любви. Чувство, волнение, мышление и любовь
в своем единстве олицетворяют личность,
обеспечивая ее уникальность и самосознание.
Таким коллективным личностям", как
государство, присуща особая форма сознания.
X. Плеснер задумывает
свою философскую антропологию
как строгую науку, которая должна
быть построена не на основе
"философии истории" и "философии
культуры", а на основе философии
"живого бытия" и его "естественных
компонентов". Обращая внимание
на особенности человеческой психики,
Плеснер замечает, что человек отличается
от животного своей эксцентричностью,
которая проявляется, например, в смехе
или плаче.
Человек, с его
точки зрения Гелена, недостаточное существо,
неукорененное в природе, лишенное прочной
позиции в мире животных. Он, в отличие
от животного, лишен полноценных инстинктов,
специализированных органов чувств, не
находится в "изначальной" гармонии
с окружающим миром.
2.Экзистенциализм (от латинского existentia
— существование) считается одним из крупнейших
течений в мировойфилософии XX в. В нем отражена
реакция интеллигенции на неустойчивость
и трагизм жизни, незащищенность человека
от социальных бурь и потрясений, на возрастание
отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма
стремились отыскать новые пути реализации
человеческой свободы, способы преодоления
страха и одиночества и взывали к ответственности
каждого человека, живущего в обществе,
требуя уважения к правам и достоинству
личности. Родоначальником экзистенциализма считается
выдающийся датский философ Серен Кьеркегор (1813 — 1856).
Одним из существенных источников
направленности философии Кьеркегора
было осознание им неблагополучия мира.
Начало философии, по мнению датского
мыслителя, вытекает не из удивления, а
из отчаяния. Последнее порождается тем,
что мир наполнен нетерпимым злом.
. Кьеркегор был против
претензий философии не только
проектировать социальную действительность,
но и объяснять ее. Действительность
для Кьеркегора есть то, что
наше “я” обнаруживает в себе
самом.
Душа, по Кьеркегору, первична,
а тело вторично. Он считал, что человек
есть синтез души и тела, временного и
вечного, свободы и необходимости.
Родоначальник экзистенциализма
выступил против рационалистической философии
и ее учения об истине. Для него “истина
есть субъективность”. Критерием истины
у Кьеркегора выступает страстная субъективная
уверенность в своей правоте. Предмет
его интереса — не всеобщая, а личная истина.
Позже близкий к такому пониманию истины
известный русский философ Л. Шестов отстаивал
сходную позицию.
Кьеркегор выделил три стадии
восхождения личности к подлинному существованию:
эстетическую, которой правит ориентация
на удовольствие; этическую — ориентация
на долг; религиозную — ориентация на
высшее страдание, отождествляющее человека
со Спасителем.
3.Тема человека
становится основной для философии
ХХ века. Ей посвящено направление
философии - психоанализ - одно из
наиболее влиятельных идейных
течений этого времени. Основы
психоанализа как философской
концепции разрабатывались З.Фрейдом
(1859-1939).
В философском
плане. Фрейд исходит из идеи о том, что
в основе поведения человека и всех общественных
явлений лежит иррациональное начало.
Этим началом является открытая им в психике
человека сфера бессознательного - часть
психики, где сосредоточены желания, источником
которых является сексуальный инстинкт
(либидо), и вытесненные из сознания идеиКроме
бессознательного он выделяет также сознание
(память, мышление). Бессознательное во
много определяет работу сознания человека,
его поведение и в принципе не может быть
до конца выявлено разумом. Еще одним элементом
психики является сверхсонание - Сверх-Я
- принятые и усвоенные человеком социальные
нормы, идеалы, ценности, традиции.
К.Г. Юнг (1875-1961)
разрабатывал теорию внеперсонального,
«родового» или коллективного слоя бессознательного,
которое состоит из совокупности архетипов
(прообразов) - исторически и культурно
обусловленных установок, способов понимания
и переживания мира.
Э. Фромм (1900-1980)
разрабатывал целостную концепцию личности,
исследуя механизм взаимодействия психологических
и социальных факторов в процессе ее формирования,
пытался соединить психоанализ З. Фрейда
с марксистским учением об обществе. Фромм
полагал, что социальная структура формирует
потребности человека, а его собственная
антропологическая основа определяет
способы его существования.
4. К философской антропологии
ближе персонализмПредметом
философского исследования в персонализме
является творческая субъективность человека,
постигаемая в конечном итоге в его причастности
к божественной реальности. Человек в
сциентистском видении, по убеждению персоналистов,
— не творец мира, а созерцатель его как
данности. Смысл человеческого существования,
по мнению персоналистов, состоит в активном
творческом личном сознании, богатом фантазией
и воображением, несущим в себе позитивные
идеи, замыслы и цели, воплощаемые в наличную
действительность в многообразных формах
духовной деятельности. .
Сторонники персонализма
говорят о множественности существований,
сознаний, воль и личностей. Разуму
противостоит интуиция. Мир сотворила
Верховная персона – Бог, и
он же наделил его способностью
развития.
Основоположник французского
персонализма Э. Мунье, ссылаясь на влияние
марксизма и экзистенциализма, не упоминает,
правда, своих русских предшественников.
Более того, он полагает, что “персоналистское
движение родилось в условиях кризиса,
тЭто утверждение сделано в его книге
“Что такое персонализм? Десятью годами
ранее им был опубликован “Манифест персонализма”,
в котором содержится формулировка целей
и задач персоналистского движения.
Вот как их определяет сам Мунье:
“Мы называем персоналистскими любое
учение и любую цивилизацию, утверждающие
примат человеческой личности по отношению
к материальной необходимости и системам
коллективности, лежащим в ее основании”.
Мунье стремился отыскать продуктивные
способы разработки проблем личностного
существования. Красной нитью через все
сочинения философа проходит идея о том,
что только человек способен стать законодателем
в выработке программ поведения по отношению
ко всем обстоятельствам, оказывающим
влияние на его жизнь и личность.