Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:04, реферат
Инженер-механик, в том числе и инженер-механик нефтяной промышленности – это человек, личность, носитель элитной культуры, творец нового на Земле, который должен осмысленно относиться к своей деятельности, понимать свое место в мире, общий культурный контекст человечества. Нефтяная промышленность в России занимает ведущую роль в экономике страны, поэтому человеку, решившему посвятить себя ей, наиболее актуальны вопросы касающееся познания своей роли в обществе, в мире. Часто на чашах весов будут находится противостоящие друг другу интересы и придётся делать выбор, основываясь на собственном понимании мира.
Философия
для инженера
Инженер-механик, в том числе и инженер-механик нефтяной промышленности – это человек, личность, носитель элитной культуры, творец нового на Земле, который должен осмысленно относиться к своей деятельности, понимать свое место в мире, общий культурный контекст человечества. Нефтяная промышленность в России занимает ведущую роль в экономике страны, поэтому человеку, решившему посвятить себя ей, наиболее актуальны вопросы касающееся познания своей роли в обществе, в мире. Часто на чашах весов будут находится противостоящие друг другу интересы и придётся делать выбор, основываясь на собственном понимании мира. Как выбрать правильный путь? В комплексе это дает только философия. Отсутствие философского знания делает инженера ремесленником, создающим некоторые инструменты и принадлежащим умелым людям прошлых столетий. Современный инженер находится на острие инновационного поиска, конкуренции цивилизаций, в авангарде созидания человеком собственного будущего. Кроме того, философия – это основание методологии научного познания, в том числе творчества и технического созидания, расширяющее общую эрудицию и воображение, основа понимания системы организации и управления любыми природными и социальными системами, в том числе создающими сложные технические системы, а также способ осмысления взаимоотношения естественной природы (в том числе самого человека) и искусственной (второй) природы, созданной самим человеком, в том числе техники. Это также проблема добра и зла в техническом творчестве, допустимости границ созидания.
Кратко
из введения в философию, общего для
любого специалиста с высшим образованием,
если он таковым стремится стать
– инженера, конструктора, научного
работника, педагога, специалиста любого
профиля.
Главная тема и предмет философских размышлений — что такое человек, как ему жить в этом мире и какова его судьба, понимание счастья, возможности его обретения и средства его достижения. Собственный предмет философии, отличающий ее от всех других наук о мире и человеке — отношение человека с природной и социально-культурной действительностью, принципы отношения и взаимодействия человека и окружающего его мира, познания себя в мире.
Цель философствования — понять самого себя и свою культуру в соотнесенности с миром, обрести устойчивую опору бытия и найти основания для деятельности и познания в мире, осмыслить свою деятельность в контексте человеческого бытия.
Задачи философии — участие в культурологическом поиске и творчестве своей эпохи через поиск истины и вскрытие смыслов, поиск ответов на мировоззренческие вопросы, вскрытие наиболее глубоких смыслов человеческого бытия в ту или иную эпоху, в той или иной культуре. Философия, имеющая дело с мыслимыми сущностями, обычно выходит на совершенство и идеалы, устремляет мысль к совершенству и гармонии, и потому она должна все подвергать сомнению, быть критичной по отношению к сущему, к окружающей действительности. Задачи философии конкретизируются культурным выбором и эпохой, задающими направление поиска («познай самого себя»; найди пути гармонизации внутреннего духовного мира личности и внешнего мира; найди пути познания и преобразования мира; найди основания и путь построения на земле мира правды и справедливости и т.д.).
Теоретические средства философии — вычленение и исследование предельно общих вопросов о бытии мира, общества и человека, о познании мира и поиск на них ответов посредством обращения к предельным основаниям и смыслам, вскрытия первоосновы сущего и поиска последнего «почему» себя и всех вещей этого мира, в особенности — природы и сущности человека, а также исследования характера осуществления универсальных связей бытия. Для этого исследуются проблемы бытия и небытия, материального и идеального, бесконечности и конечности, единого и многого, вечности и временности, жизни и смерти, добра и зла, истины и лжи, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного, любви и ненависти, счастья и несчастья, проблемы свободы, долга, ответственности, судьбы человека и т.д.
Структура
философии — в философии можно
выделить следующие направления исследований
и разделы философского знания: онтология
(учение о бытии), философская антропология
(учение о природе человека), социальная
философия (учение о природе общества),
философия истории, философия политики,
философия права, философия культуры,
философия науки, философия религии, аксиология
(теория ценностей), этика (учение о морали),
эстетика (учение о прекрасном), гносеология
(учение о познании), логика (учение о мышлении)
и другие.
Функции
философии
1) Познавательная, проблемно-постановочная, прогностическая
Окружающий мир изучает множество наук. Философия опирается на данные естественных и гуманитарных наук, а также разрабатывает универсальные (всеобщие) категории, принципы и методы мышления и познания, в том числе определяющие и объясняющие методы конкретных наук, закономерности функционирования мышления, сознания и систем знания, тем самым воздействуя на конкретные науки, проводит демаркацию между верой и знанием, между научным и вненаучным знанием. Философская система, осмысляя полученные в конкретных науках знания, формирует обобщенную теоретическую картину мира и человека, систематизированное миропонимание, строящееся на базе некоторых единых оснований. Общность философского подхода помогает формулировать проблемы, стоящие перед человеком, прогнозировать тенденции развития мироздания, человеческой духовной и практической деятельности.
Сама философия является специфическим рациональным образованием, которое обладает научным характером, однако ее традиции решения проблем обладают собственным наборов логических процедур, не позволяющим сводить ее к конкретным наукам. Отдельное философское исследование строится по научным канонам, однако оно всегда вписывается в конкретную философскую традицию и культуру, чем философия отличается от универсального характера научного знания.
Для
выражения в мысли
Категории — научные понятия, выражающие важнейшие черты и свойства действительности. Любая наука вырабатывает свои категории (в механике — масса, энергия, сила; в экономике — товар, стоимость, деньги). Философские категории — всеобщие универсальные понятия, которые прямо или косвенно распространяются на всю область рационального знания, применяются во всех науках — это такие категории как материя, идея, пространство, время, причина, следствие, сознание и другие.
2) Мировоззренческая и культурно-воспитательная
Философия является фундаментом рационального мировоззрения и основой человеческой духовной и практической деятельности. Философия — это история духовных поисков человека, копилка человеческого опыта, в которой собрано множество подходов к пониманию мира, это теоретически обобщенная человеческая мудрость. Однако философия — это не только понимание мира и своеобразная энциклопедия человеческого опыта, но и определенное отношение к миру и своей деятельности в нем, оценка мира с точки зрения различных ценностей, то есть опыт различных мироотношений, преследующих цели утверждения гуманистических ценностей и идеалов. Философия помогает личности осмыслить и углубить свое миропонимание, найти основу для понимания и уважения к другим культурам и людям, взглядам и мировоззрениям, играет жизнеутверждающую и адаптационную роль, утверждает в человеке позитивный смысл и цели жизни. Посредством системы мировоззрения, методологии и системы ценностей философия организует духовный мир человека, структуру его ценностных ориентаций и жизненных целей.
В каждом обществе у людей складываются те или иные представления о существующей действительности, своем месте в ней, то есть определенное мировоззрение.
Мировоззрение — более или менее условная система оценок и взглядов людей на:
1) окружающий мир и свое место в нем;
2)
способы познания и
3) суть человеческих отношений;
4) цель и смысл жизни;
5)
средства достижения жизненных
целей.
Мировоззрение — это попытка ответить на вопросы:
1) Как устроен мир в целом?
2) Как относится человек к миру?
3) Каково его место в мире?
4) Как он познает этот мир?
5) Как он действует в этом мире?
6) Каков смысл жизни?
Философия — это рационально-логическое, теоретически оформленное мировоззрение, которое оперирует специфическими методами аргументации, основанными на осмыслении наиболее общих принципов бытия мира, общества, человека и общих принципах познания и отношения человека к миру. Философия основывается на научных взглядах на мир.
Философия представляет собой целостную систему, включающую в себя:
— систематическое рациональное миропонимание;
— определенное мироотношение и систему смыслов;
— методологию познавательной и практической деятельности;
—
поиск софии как гармонии мироздания
и человека.
3) Методологическая
Метод — определенный порядок, правила и приемы деятельности, в том числе исследовательской. Выбор методов определяется природой изучаемого явления или объекта, задачами, которые ставит перед собой исследователь.
Методология — наука о методах деятельности; методология науки — исследование методов научного познания.
Философская методология является базой для развития методов человеческой духовной и практической деятельности, в том числе в области научного познания, в конкретных науках, выступает как общее учение о методе. Изучение философии прививает культуру мышления, логичность и систематичность изложения мысли, стройность системы аргументации. Поэтому философия — это своеобразная школа теоретического мышления.
Метод самой философии — это метод теоретического мышления, основывающийся на выстраивании приемов познания, аргументации, практического освоения действительности, построения системы философского знания на основе обращения к предельно общим абстракциям и постижении их внутренних закономерных связей. Он основывается на использовании достижений всех наук и культуры в целом, практического опыта всего человечества, таких приемов как наблюдение, вывод, доказательство, обобщение и т.д. Философия выстраивает свою аргументацию таким образом, чтобы ее исходные посылки и выводы не противоречили всему (или по крайней мере значимой части) духовно-практического опыта человечества. На сегодня известно несколько традиций и соответствующих им методов философствования, которые, однако, объединены единой философской природой, то есть совокупностью законов и принципов мышления, единством философского языка, задаваемого совокупностью категорий.