Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:15, реферат
Федор Михайлович Достоевский, русский писатель, родился в 1821 году в Москве. Отец его был дворянин, помещик и доктор медицины. Воспитывался до 16 лет в Москве. На семнадцатом году выдержал в Петербурге экзамен в Главном инженерном училище. В 1842-м году окончил военно-инженерный курс и вышел из училища инженер-подпоручиком. Был оставлен на службе в Петербурге, но другие цели и стремления влекли его к себе неотразимо. Он особенно стал заниматься литературой, философией и историей. У Достоевского был только один всепоглощающий интерес, только одна тема, которой он отдал все свои творческие силы. Тема эта человек и его судьба. Не может не поражать исключительный антропологизм Достоевского.
Федор Михайлович Достоевский,
русский писатель, родился в 1821 году
в
Москве. Отец его был дворянин, помещик
и доктор медицины.
Воспитывался до 16 лет в Москве. На семнадцатом
году выдержал в Петербурге экзамен в
Главном инженерном училище. В 1842-м году
окончил военно-инженерный курс и вышел
из училища инженер-подпоручиком. Был
оставлен на службе в Петербурге, но другие
цели и стремления влекли его к себе неотразимо.
Он особенно стал заниматься литературой,
философией и историей.
ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович — гениальный представитель литературного стиля, созданного городским мещанством в условиях разрушения сословно-крепостнического строя и нарождения капитализма.
У Достоевского был только один всепоглощающий интерес, только одна тема, которой он отдал все свои творческие силы. Тема эта человек и его судьба. Не может не поражать исключительный антропологизм Достоевского. В поглощенности Достоевского человеком есть исступленность и исключительность. Человек не есть для него явление природного мира, не есть одно из явлений в ряду других, хотя бы и высшее. Человек микрокосм, центр бытия, солнце, вокруг которого все вращается. Все в человеке и для человека. В человеке загадка мировой жизни. Решить вопрос о человеке значит решить вопрос и о Боге. Все творчество Достоевского есть представительство о человеке и его судьбе, доведенное до богоборства, но разрешающееся вручением судьбы человека Богочеловеку-Христу. Такое исключительное антропологическое сознание возможно лишь в христианском мире, лишь в христианскую эпоху истории. Древний мир не знал такого отношения к человеку. Это христианство обратило весь мир к человеку и сделало человека солнцем мира. И антропологизм Достоевского глубоко христианский антропологизм. И именно исключительное отношение Достоевского к человеку делает его христианским писателем. Гуманисты не знают такого отношения к человеку, для них человек есть лишь природное существо. И мы увидим, что Достоевский обнаруживает внутреннюю порочность гуманизма, его бессилие разрешить трагедию человеческой судьбы.
Писатель предлагает людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь, на счастье, на свой взгляд на жизнь. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций русской литературы, но и дополняет ее, так как открывает новый аспект этой темы. Достоевский становится певцом “бедных людей”, “униженных и оскорбленных”. Поэтому творчество Достоевского так цельно тематически. Своим творчеством Достоевский пытается доказать, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.
Как многие выдающиеся русские писатели, Ф. М. Достоевский уже в первом романе в письмах “Бедные люди” обращается к теме “маленького человека”. Главные герои романа — Макар Девушкин — полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и Варенька — девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия. Ф. М. Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного “маленького человека”, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Форма романа в письмах позволила писателю точно передать психологию “бедных людей”, их душу. Автор сочувствует своим бедным героям, показывает красоту их души и внутреннее благородство.
Тема “бедных людей”, и особенно ее социальный аспект, была продолжена автором в “Преступлении и наказании”. Созданные автором образы “маленьких людей”, проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Миропонимание Ф. М. Достоевского базируется на одной непреходящей фундаментальной ценности — на любви к человеку, высоком гуманизме. Писатель опровергает социальные теории, в которых говорилось о необходимости и возможности пожертвовать жизнью нескольких людей ради счастья остальных. По мнению Ф. М. Достоевского, все люди перед Богом равны, нет “маленьких” и “великих”, каждый человек — высшая ценность.
Почему каждый человек имеет
право на жизнь? Таков закон человеческой
совести. Раскольников нарушил его
и пал. И так должен пасть каждый,
кто нарушает закон человеческой
совести. Поэтому личность человека
священна и неприкосновенна, и в
этом отношении все люди равны.
На тех страницах романа, где Достоевский
предупреждает об опасности такой теории,
звучит уже "боль о человечестве”.
Один из острых
вопросов в романе «Идиот»—
облик современного человека, “потеря
благообразия” в человеческих отношениях.
Страшный мир собственников, алчных, жестоких,
подлых слуг денежного мешка показан Достоевским
во всей его грязной непривлекательности.
Здесь и преуспевающий генерал Епанчин,
пошлый и ограниченно-самодовольный, использующий
свое положение для собственного обогащения.
И ничтожный Ганечка Иволгин, алчущий
денег, мечтающий разбогатеть любым путем,
и утонченный лицемерный и трусливый аристократ
Троцкий.
Как художник и мыслитель Достоевский
создал широкое социальное полотно, в
котором правдиво показал страшный, бесчеловечный
характер буржуазно-дворянского общества,
раздираемого корыстью, честолюбием, чудовищным
эгоизмом. Созданные им образы Троцкого,
Рогожина, генерала Епанчина, Гани Иволгина
и многих других с бесстрашной достоверностью
запечатлели нравственное разложение,
отравленную атмосферу этого общества
с его вопиющими противоречиями.
Роман «Униженные и оскорбленные»
предварял такие крупные
В романе «Униженные и оскорблённые» опять мы видим обездоленных людей. Коварный и подлый человек Валковский втянул Ихметьева в судебный процесс и выиграл его. Обедневший помещик превращается в городского разночинца. Опять нищета.
Путь к
проблеме человека и ее решению у
Достоевского трудный: то он пытается
свои представления о человеке свести
к типологии личности, то отрекается
от этой попытки, видя, как трудно с
ее помощью объяснить цельного человека,
не вмещающегося в рамки теоретического
образа. Но при всем разнообразии подходов
все они направлены на раскрытие сути человека, того,
Человек – не заданная заранее величина, он не может быть определен в конечном перечислении свойств, черт, поступков и взглядов. Этот вывод – главный в дальнейшей разработке концепции человека Достоевским, представленной уже в новом произведении "Записки из подполья". Достоевский спорит с известными философами, ему представляются примитивными идеи материалистов относительно человека и его связи с внешним миром, который якобы и определяет его суть, поведение и т.п. и формирует в конце концов личность. Человек, по Достоевскому, не может быть рассчитан по математическим формулам, исходя из того, что 2´2 = 4, а пытаться рассчитать его по формуле, значит превращать его в своем воображении в нечто механическое. Достоевский не принял механицизма во взглядах на человека и общество. Человеческая жизнь в его понимании представляет собой постоянное осуществление бесконечных возможностей, заложенных в нем: "все дело-то человеческое, кажется и действительно в том только и состоит, чтоб человек поминутно доказывал себе, что он человек, а не винтик, а не штифтик! Хоть своими боками, да доказывал..."
Достоевский
провозглашает принципиально
Достоевский — глубокомыслящий писатель. Когда читатель проникает в его мысли, его озаряет свет доброты великого сострадания к людям, а затем очистительного уважения к ним. Мрак у писателя находится на поверхности, а в бездонной глубине его мыслей — кристальная чистота.