Философия доу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 03:06, контрольная работа

Описание работы

Рассмотренные определения сущности и понятия права в его различении и совпадении с законом позволяют охарактеризовать право под углом зрения онтологии (учения о бытии), гносеологии (учения о познании) и аксиологии (учения о ценностях).

В контексте развиваемого нами юридического правопонимания в общем виде можно сказать, что учение (концепция) о праве в его различении с законом это и есть онтология права.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по ДОУ.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

     Так что право существует во всех этих правовых формах, а не только в одной форме (правовой норме) или в трех формах (правовой норме, правовом отношении, правосознании). И вообще право существует везде, во всех тех случаях и формах, где соблюдается и применяется принцип формального равенства.

    Особое место в этом ряду правовой нормы обусловлено чрезвычайно широким объемом понятия "правовая норма", по сути совпадающим с объемом всего действующего (официального, позитивного) права. Такое положение стало складываться со времен абсолютизма в процессе возвышения роли государства, усиления его регулятивных функций и вмешательства во все сферы жизни, утверждения монопольных позиций государственного законотворчества в системе источников права и во всем объеме действующего права. Новые реалии, новый объем и новый смысл государственного регулирования (от латинского regulare — подчинять правилу, regula) поведения людей, всех сторон жизни в стране посредством общеобязательных актов (по преимуществу исполнительной власти), определившие радикальную этатизацию и инструментализа-цию права, нашли свое отражение и в новом понимании права как совокупности властно устанавливаемых правил (regulare) для соответствующего регулирования.

    Именно такое, этатистски-инструментально понимаемое правило и стали обозначать как правовую норму.

  Чтобы по достоинству оценить радикальность такой метаморфозы в пользовании понятием "правило", следует обратиться к римскому праву, где оно имело прямо противоположный смысл. Авторитетное на этот счет суждение юриста Павла звучит так: "Не из правила (regula) выводится право, но из существующего права должно быть создано правило" (Д.50.17.1).

   Для приверженцев  легизма и властного нормотворчества,  напротив, именно из правила выводится  существующее право. Только существование  правила, т. е. властное установление  нормы (правил, предписаний), и порождает  право, дает начало его существованию. В таком этатистско-легистском контексте все официально действующее (позитивное) право состоит из норм (т. е. правил властного регулирования), совокупность которых и есть право. Данная тавтология и есть восхваляемая легистами нормативность права, которая по существу выражает лишь момент единства власти как творца права и властного характера, сотворенных ею правил-норм, из которых только и состоит такое право.

    Подобное "право" и "нормативный  материал", как его обычно именуют,  одно и то же. Да и источники современного "позитивного права" (за исключением, пожалуй, англосаксонской системы, признающей в качестве одного из источников права судебные прецеденты) — это так называемые "нормативные акты" различных органов власти. Так что властное нормотворчество и легистский нормативизм на практике и в теории дополняют и подкрепляют друг друга.

    Резюмируя  сказанное, можно констатировать, что процесс этатизации и инструментализации права, сопровождавшийся игнорированием и отрицанием его объективной природы и сущности, осуществлялся в форме его легистской нормативизации. Норма (правило) закона стала не только официальной счетной единицей и "атомом" действующего позитивного права, но и качественным критерием наличия или отсутствия самого права.

    С  позиций правового закона, задача  состоит не в денормати-визации  права, а в юридизации нормы  закона. Только как одна из  форм выражения объективной природы  и принципа права норма правового  закона — в соотношении, взаимосвязи  и взаимодействии с другими  необходимыми правовыми формами — может занять свое надлежащее место в общеправовом пространстве. Трансформацию при этом смысла и значения нормы можно выразить так: в условиях неправового закона норма — средство и итог властного формирования права, в контексте правового закона норма — способ властного формулирования права. Речь, следовательно, идет о качественном изменении роли и содержания нормы в общем русле преобразования отношений между правом и властью, юридизации смысла и существа официального нормотворчества в рамках социально-исторического процесса перехода от абсолютизма, авторитаризма и тоталитаризма к правлению права и правовой государственности. При этом из властного установления права норма преобразуется в правовое установление власти. Произвол власти заменяется властью права.

    В  условиях правового государства  и господства правового закона  роль исходного правового начала, определяющего объективный смысл  и значение всех правовых явлений  и форм, включая и правовую  норму, играет уже сам принцип  права, которому должны соответствовать и все нормативные акты, все источники действующего права, все формы его существования. 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1.Руссо Ж.Ж «Тракты».1969 года.

2.Нересесянц В.С « Теория права». 2007 год.

3.Мосин О.В « Правовой статус человека и гражданина». 2008 год.

4.Титов В; Смирнов В. «Философия». 2006 год.

5.Доброхотов А.Л «Категория бытия». 2008 год. 
 

Информация о работе Философия доу