Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:02, реферат
Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Балаковский филиал РАНХиГС
Факультет ______________________________
Специальность/направление
Специализация/профиль/ программа
______________________________
Кафедра ______________________________
«_____________________________
Автор работы:
Студент ____курса
Ф.И.О. ______________________
_____________________________
Подпись_____________________
Руководитель работы:
Ф.И.О.______________________
Оценка______________________
Подпись_____________________
«____»_______________20__г.
20__г.
Философия Древнего Китая
Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.
Философия Древнего
Китая тесно связана с
Многие из древнекитайских божеств
(Шан-ди) имели явное сходство с животными,
птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только
верховным божеством, но и их родоначальником.
Согласно мифам, именно он был предком
племени Инь.
Важнейшим элементом древнекитайской
религии был культ предков, который строился
на признании влияния умерших на жизнь
и судьбу потомков.
В глубокой древности, когда еще не было
ни неба, ни земли, Вселенная представляла
собой мрачный бесформенный хаос. В нем
родились два духа- инь и ян, которые занялись
упорядочением мира.
В мифах о происхождении Вселенной налицо
очень смутные, робкие зачатки натурфилософии.
Мифологическая форма мышления, как господствующая,
просуществовала вплоть до первого тысячелетия
до н. э.
Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека. Вместе с тем конфуцианцы осуществляют историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов. "Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы не мало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной истории".
Философия Древнего
Китая тесно связана с мифологией.
Однако эта связь имела некоторые особенности,
вытекавшие из специфики мифологии в Китае.
Китайские мифы предстают прежде всего
как исторические предания о прошлых династиях,
о "золотом веке".
Китайские мифы содержат сравнительно
мало материала, отражающие взгляды китайцев
на становление мира и его взаимодействие,
взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские
идеи не занимали в китайской философии
в китайской философии главного места.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
Два основных этапа развития
философской мысли в Древнем
Китае: этап зарождения философских
воззрений, который охватывает период
VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета
философской мысли - этапу соперничества
"100 школ", который традиционно
относится к VI-III вв. до н. э. Период складывания
философских воззрений древних народов,
которые жили в бассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ,
Ханьшуй (VIII-VI вв. до. н.э.) и заложили основы
китайской цивилизации, по времени совпадает
с аналогичным процессом в Индии и Древней
Греции. На примере возникновения философии
в этих трех районах можно проследить
общность закономерностей, по которым
шло становление, развитие человеческого
общества мировой цивилизации.
Одновременно история становления и развития
философии неразрывно связана с классовой
борьбой в обществе, отражает эту борьбу.
Противостояние философских идей отражало
борьбу различных классов в обществе,
борьбу между силами прогресса и реакцией,
цеплявшиеся за все старое освящавшее
авторитетом традиции, нерушимость и вечность
своего господства. В конечном итоге столкновения
взглядов и точек зрения выливались в
борьбу двух основных направлений в философии
- материалистического и идеалистического
- с той или иной степенью осознания и глубиной
выражения этих направлений. Специфика
китайской философии непосредственно
связана с ее особой ролью в той острой
социально-политической борьбе, которая
имела место в многочисленных государствах
Древнего Китая периодов "Весны и осени"
и "Сражающихся Царств".
Развитие социальных отношений в Китае не
привело к четкому разделению сфер деятельности
внутри господствующих классов. В Китае
своеобразное разделение труда между
политиками и философами не было ярко
выражено, что обусловило прямую, непосредственную
подчиненность философии политической
практике. Вопросы управления обществом,
отношения между различными социальными
группами, между царствами - вот что преимущественно
интересовало философов Древнего Китая.
Другая особенность развития китайской
философии связанно с тем, что естественнонаучные
наблюдения китайских ученых не находили,
за небольшим исключением, более или менее
адекватного выражения в философии, так
как философы, как правило, не считали
нужным обращаться к материалам естествознания.
Пожалуй, единственным исключением в этом
роде является школа моистов и школа натурфилософов,
которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили
свое существование.
Обособленность
древнекитайской философии от естествознания
и неразработанность вопросов логики
являются одной из главных причин того, что формирование философского
понятийного аппарата шло весьма медленно.
Для большинства китайских школ метод
логического анализа остался фактически
неизвестным.
Наконец, для китайской философии была
характерно тесная связь с мифологией.
ШКОЛЫ В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
В "Ши цзи"
("Исторические записки") Сыма Цяня
(II-I вв. до н. э.) приводится первая классификация
философских школ Древнего Китая. Там
названо шесть школ: "сторонники
учения об инь и ян" натурфилософы),
"школа служилых людей" (конфуцианцы),
"школа моистов", "школа номиналистов"
(софисты), "школа законников" (легистов),
"школа сторонников учения о дао и дэ"
- даосистов.
Позже, на рубеже нашей эры, эта классификация
была дополнена еще четырьмя "школами",
которые, однако за исключением цзацзя,
или "школы эклектиков", собственно,
к философии Китая не имеют отношения.
Одни школы названы по характеру общественной
деятельности основателя школы, другие
- по имени основателя учения, третьи -
по главным принципам понятия этого учения.
Вместе тем, несмотря на всю специфику
философии в Древнем Китае, отношение
между философскими школами сводилось
в конечном итоге к борьбе двух основных
тенденций - материалистической и идеалистической,
хотя, конечно, нельзя представить эту
борьбу в чистом виде.
На ранних этапах развития китайской философии.
Например даже во времена Конфуция и Мо-цзы,
отношение этих мыслителей к основному
вопросу философии не выражалось прямо.
Вопросы о сущности человеческого сознания
т его отношения к природе, материальному
миру не были определены достаточно четко.
Зачастую во взглядах тех философов, которых
мы относим к материалистам, содержались
значительные элементы религиозных, мистических
представлений прошлого и, наоборот , мыслители,
которые в целом занимали идеалистические
позиции, отдельным вопросам давали материалистическое
толкование.
Одно из важных мест в борьбе идей в течение
VI-V вв. до н. э. занимал вопрос о небе и первопричине
происхождения всего сущего. В это время
понятие неба включало и верховного владыку
(Шан-ди), и судьбу, и понятие первоосновы
и первопричины всего сущего и одновременно
было как бы синонимом естественного мира,
"природы", окружающего мира в целом.
Все свои помыслы, чаяния и надежды обращали
древние китайцы к небу, ибо, по их представлениям,
от неба (верховного) зависели и личная
жизнь, и дела государства, и все природные
явления.
От огромной роли неба в жизни древних
китайцев, их вере в его могущество говорят
многие страницы не только "Ши цзин",
но и "Шу цзин".
Упадок господства наследственной аристократии
выразился в упадке веры во всесилие неба.
Прежний чисто религиозный взгляд на небесный
путь стал заменятся более реалистичным
взглядом на окружающую человека Вселенную
- природу, общество. Однако основу всех
религиозных суеверий составлял культ
предков, ибо этот культ родословную древнекитайского
государства.
Социально-этические проблемы
были главенствующими в философских размышлениях
китайцев.
В Китае в отличие от Древней Греции космогонические
теории выдвигались не столько для объяснения
происхождения бесконечного многообразия
природных явлений, земли, неба, сколько
для объяснения первоосновы государства
и власти правителя.
Одно из главных мест в социально-политических
и этических воззрениях древнекитайских
мыслителей занимала проблема умиротворения
общества и эффективного управления государством.
Конфуцианство, выражавшее по преимуществу
интересы родовой знати, господство которой
приходило в упадок , подвергалось серьезным
ударам со стороны "новых богатеев"
из числа зажиточных общинников, купцов
и т. д.
Конфуций ставил перед собой двоякую цель:
1) упорядочить отношение родства среди
самой родовой знати, упорядочить ее взаимные
отношения, сплотить родовую рабовладельческую
аристократию перед лицом нависшей угрозы
потери ею власти и захвата ее "низшими"
людьми. Прогрессивным моментом социальных
утопий и крупным завоеванием политической
мысли Древнего Китая является идея естественного
происхождения государственной власти
как результата общественного соглашения
людей. Период, предшествующий появлению
государства, всеми мыслителями, за исключением
конфуцианцев, изображается в самом неприглядном
свете.
В древне китайском обществе
в силу устойчивости кровно родственной
общины (патронимии) человек рассматривался
как частица общины, рода, клана.
Поэтому при рассмотрению природы
человека древнекитайские мыслители брали
в качестве объекта не индивида, а некую
абстракцию, "человека вообще".
Однако и в Китае по мере развития классовой
борьбы и роста имущественной дифференциации
внутри общины шел процесс выделения человека
как индивида; он постепенно становился
предметом размышления философов.
Первый вопрос о природе человека поставил
Конфуций в связи со своей концепцией
воспитания и обучения.
Сама идея Конфуция была весьма плодотворной,
ее дальнейшее развитие привело к появлению
двух противоположных концепций - о "доброй
природе" и о "злой природе". Общей
для той и другой концепции была убежденность
в том, что природа человека с помощью
воспитания, усовершенствования общества,
законов может быть изменена. Моисты развивали
идею о том, что обстоятельства жизни людей
делают их добрыми или злыми, а сама по
себе изначальная природа человека весьма
неустойчива и может быть и доброй и недоброй.
Впервые вопрос о человеке как индивиде
поставил Ян Чжу. Этические воззрения
Сводятся к положениям о раскрытии человеком
тех свойств, которые заложены в нем от
рождения природой. Он рассматривал жизнь
и смерть как форму бытия природы.
Отвергая идеи Ян Чжу, конфуцианцы приводят
в систему взгляды Конфуция о воспитании
и управлении. Они утверждали, что природа
человека изначально, врожденно добра.
Высшими критериями доброты, согласно
Мэн Цзы, является конфуцианские этические
принципы.
Древнекитайские мыслители, особенно
выражавшие интересы сил, оппозиционных
наследственной аристократии, в своих
взглядах на человека делали упор не только
на возможность переделать его природу,
но подчеркивали активную преобразующую
роль человеческой деятельности. Впервые
этот вопрос поставил Мо-Цзы, который в
способности людей к сознательной деятельности
видел главное отличие человека от животных
и условие изменения жизни самих людей.
Заключение
Особенности развития китайской философии. Особое место в мировоззренческих подходах китайцев занимает проблема отношений человека и неба. Небо первоначально трактуется как мифическое сверхъестественное существо, а затем как синоним природы, естественного хода вещей. Особое место в подходах китайцев к социальным явлениям имеет проблема соотношения современности и древности, и в этой связи рассматриваются вопросы развития истории культуры, истории человеческой мысли.
Китайцы создали оригинальную
систему взглядов на природу и
человеческое общество, на историю
развития культуры. Стержнем всей истории
китайской философской и общественно-политической мысли является
триада: знания-действия-
Библиографический список: