Философия Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

Особенности развития китайской философии. Особое место в мировоззренческих подходах китайцев занимает проблема отношений человека и неба. Небо первоначально трактуется как мифическое сверхъестественное существо, а затем как синоним природы, естественного хода вещей. Особое место в подходах китайцев к социальным явлениям имеет проблема соотношения современности и древности, и в этой связи рассматриваются вопросы развития истории культуры, истории человеческой мысли.
Китайцы создали оригинальную систему взглядов на природу и человеческое общество, на историю развития культуры. Стержнем всей истории китайской философской и общественно-политической мысли является триада: знания-действия-нравственность.

Файлы: 1 файл

Философия в Древнем Китае.docx

— 18.28 Кб (Скачать файл)

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Особенности развития китайской  философии. Особое место в мировоззренческих  подходах китайцев занимает проблема отношений человека и неба. Небо первоначально трактуется как мифическое сверхъестественное существо, а затем  как синоним природы, естественного  хода вещей. Особое место в подходах китайцев к социальным явлениям имеет  проблема соотношения современности  и древности, и в этой связи  рассматриваются вопросы развития истории культуры, истории человеческой мысли.

Китайцы создали оригинальную систему взглядов на природу и  человеческое общество, на историю  развития культуры. Стержнем всей истории  китайской философской и общественно-политической мысли является триада: знания-действия-нравственность.

Исследователи истории философии  Китая выделяют следующие специфические  особенности её развития и содержания:

Развитие философской  мысли опиралось на наивные представления  о мире и природе как целостности, наивно-диалектический характер взглядов на природу и человеческое общество.

Философские знания  неразрывно связаны с этикой и политикой.

Философская мысль была служанкой  традиционности и учения о канонах, что предопределило такую её черту  развития, как изложение собственных  взглядов в виде комментария или  толкования классических конфуцианских  и других древних канонов.

Поэтому логические методы анализа  и синтеза не получили всестороннего  развития и не оформились в логику как науку о законах и правилах мышления.

Склонность рассматривать  предметы в их целостности, органической взаимосвязи частей, преемственности  развития, поэтому природа, человек  и дух рассматривались как  нечто органически единое, взаимосвязанное.

Система категорий китайской  философии носит  оригинальный характер и имеет свои длительные традиции развития:  «Дао» – путь, закономерность, «Ци» – эфир, 5 первоэлементов, «Ли» – разум, закон, «Ли» – правила поведения, дух, истина, ясность, верность, применимость и полезность, «Тайцзи» – великий предел, «Ян-Инь» – борьба светлого и тёмного начал и др.

В середине I тысячелетия  до н.э. в трёх очагах древней цивилизации (в Китае, Индии и Греции) практически  одновременно возникает философия. Несомненно, что восточная культура и цивилизация возникла раньше, чем  западная. В древнем Китае и  Индии философия возникла в III-II тысячелетии  до н.э., в Греции – в VII-VI веках  до н.э. Общей закономерностью для  духовного развития трёх древних  цивилизаций является взрыв интеллектуальной энергии, духовная революция, относящаяся  к VI в. до н.э.

Возникновение философии  связано с периодом разложения первобытнообщинного  строя и формированием первых классовых обществ. Рождению философии  способствовали некоторые факторы, из которых складывалась духовная атмосфера  того времени: это скачок в развитии производительных сил (переход от бронзы к железу), появление товарно-денежных отношений, развитие торговли и ремёсел, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и её идеологам в лице сословия жрецов, усиление критического духа и рост научных знаний.

Общность генезиса не исключает  своеобразия путей формирования систематизированного философского знания в различных очагах древней цивилизации.

Древнекитайское государство  – типичная «восточная» деспотия с крайним социальным неравенством, закостеневшей социальной иерархией, абсолютной властью обожествляемого  главы государства. В Китае это  ван – наследственный монарх, высший «жрец» и единственный землевладелец. Несмотря на экономические реформы, социальная иерархия в Китае  оставалась почти неизменной  на протяжении тысячелетий (вплоть до 1911 г.).

Внешняя сторона жизни  китайцев характеризовалась весьма устойчивым консерватизмом, традиционализмом, сложным формализмом ритуалов. Все  отношения между китайцами были подчинены обязательному ритуалу  взаимного приветствия и обращения, идеологически основанному на «постоянстве неба, порядке на земле». Таким образом, вся обыденная жизнь китайцев была связана с их мировоззрением. Само же мировоззрение было неотделимо от религиозного ритуала – системы  воображаемых взаимоотношений между  живыми и умершими. Вся жизнь живых  проходила как непрерывный отчёт  перед предками. Духам приносились жертвы, сперва даже человеческие (военнопленные, дети-первенцы).

Древнекитайская предфилософия  в значительной мере связана с  древними книгами. Это «Пятикнижие», которое включало в себя «Книгу песен», «Книгу истории», «Книгу перемен», «Книгу обрядов», позднее созданную летопись «Чунь-цю». «Пятикнижие» было основой  образованного китайца на всём протяжении древне- и средневековой истории  Китая. 
Ян и Инь олицетворяют соответственно свет и тьму, тепло и холод, упорство и податливость, мужское и женское начала и приобретают всё более отвлечённую форму. Мироздание представляется ареной вечной борьбы этих противоположных начал. Такова первобытная «диалектика» китайского мировоззрения. Взаимодействие Ян и Инь порождает 5 элементов: вода, огонь, дерево, металл, земля. Из этих начал возникло всё сущее. В другом варианте – «небо создало 5 элементов».

 
 
МОИЗМ И ДАОСИЗМ 

Моизм. Основан Мо-Цзы (Мо Ди), который родился в год смерти Конфуция. Умер он в конце IV в. до н. э. О жизни Мо-Цзы почти ничего не известно. Моисты отрицали предопределенность всего судьбой. Небо, по их мнению, не предопределяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядков. Жизнь человека определяется его свободными действиями, а не приказами неба, которое лишь желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный не притеснял слабого, а знатный не кичился бы в отношении незнатного. Народ моисты почитали высшей ценностью и любовь к народу провозглашали как волю небес. Будучи убежденными противниками войн, они были первыми пацифистами. Пытаться с помощью войны решать политические споры между государствами, пытаться добиться мощи и славы – это все равно, что заставить всех людей Поднебесной пить одно лекарство для лечения разных болезней. Вторгаясь на территорию другого государства, армия топчет хлеба, рубит леса, разрушает города и селения. Не лучше приходится и агрессорам. Многочисленные армии уходят в поход и не возвращаются обратно. Тысячи семей остаются без кормильцев, а дети сиротеют. Между тем всеобщая любовь требует того, чтобы все люди, как и небо, любили всех людей, все государства любили все государства.

Даосизм. Основателем даосизма считается Лао-Цзы (VI в. до н. э.). На первом плане в философии даосизма стоят онтологические проблемы. В основе мировоззрения даосистов лежит дао, являющееся первоосновой и субстанцией всех вещей. Дао предшествует Богу и диктует законы небу, небо – земле, земля – человеку. Дэ – неопределенный, вторичный принцип, благодаря чему дао проявляется в мире вещей и наполняет их энергией. Этический идеал даосов выражен в концепции У-вей (недеяние) и направлен против конфуцианства. У-вей означало подчинение естественному ходу вещей, приводящее к свободе и счастью. Цель поведения – уподобиться дао, которое не борется, но умеет побеждать; победоносно бездействие, остальное – суета. Лучший правитель тот, кто ни во что не вмешивается и не мешает дао, народу известен лишь факт его существования. Общественный идеал даосов – патриархальная, непросвещенная жизнь, так как непросвещенным народом легче управлять; отсутствие внешних контактов, мир с соседями.

 

Даосы – сторонники мира. Путь дао – путь мира. Когда в стране существует дао – лошади унавоживают землю; когда в стране отсутствует дао – боевые кони пасутся в окрестностях. Ведь хорошее войско – средство, порождающее несчастье. Стремясь к миру, совершенно мудрый правитель уступчив к соседям. Он не начинает войну первым. В трактате дается образ умного невоинственного полководца, который, победив, не прославляет себя. Прославлять себя победой – это значит радоваться убийству людей. Напротив, победу следует отмечать похоронной процессией.


Информация о работе Философия Древнего Китая