Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:14, реферат
В Китае зародилось три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм.
Возрождение философии началось с книги перемен. Вселенная троична: неб + человек + земля.
Под человеком понимается император. Земля – квадрат, в центре которого находится Китай.
Энергия вселенной – цы. В которой выделяют 2 начала, инь и ян.
В
Китае зародилось три великих
учения: конфуцианство, даосизм, китайский
буддизм.
Возрождение философии началось с книги
перемен. Вселенная троична: неб + человек
+ земля.
Под человеком понимается император. Земля – квадрат, в центре которого находится Китай.
Энергия
вселенной – цы. В которой выделяют
2 начала, инь и ян.
Конфуций прокомментировал книгу перемен,
его трактат «десять крыльев». Основная
направленность – в прошлое, внимание
уделяется практическим проблемам – управление
государством. Характеристика благородного
мужчины, который должен обладать человеколюбием,
соблюдать этикет ( нормы поведения). Знание
сопоставляется с знанием древних текстов.
Ценится верность, каждый должен знать
свое место.
Конфуций
уделал большое внимание проблемам
этики и политики.
Основными категориями конфуцианства
являются понятия благородного мужа, человеколюбия
и правил ритуала.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали.
Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.
Воспитание
подданных — важнейшее
Конфуций
был решительным противником
управления на основе законов. Он осуждал
правителей, делавших ставку на устрашающие
правовые запреты, и выступал за сохранение
традиционных религиозно-моральных
методов воздействия на поведение
китайцев. «Если руководить народом
посредством законов и
Даосизм
– трактат « Книга о Дао
и Дэ». Основателем течения является
Лао Дзы – архивариус. Главная категория
– Дао (путь). Под дао понимается универсальный
закон мира, который является движущей
силой всего.
Философский принцип увой (недеяния)
Принцип
Дао Де – метод философствования.
Учение о бессмертии – культ бессмертия.
Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.
Каждый
человек, чтобы стать счастливым,
должен встать на этот путь, попытаться
познать Дао и слиться с
ним. Согласно учению даосизма, человек—микрокосм
вечен так же, как и универсум—макрокосм.
Физическая смерть означает только то,
что дух отделяется от человека и
растворяется в макрокосме. Задача
человека в своей жизни добиться,
чтобы произошло слияние его
души с мировым порядком Дао. Каким
же образом можно достичь такого
слияния? Ответ на этот вопрос содержится
в учении Дао.
Пути Дао присуща сила Де. Именно через
силу “У вэй” Дао проявляется в каждом
человеке. Эту силу нельзя истолковывать
как усилие, а наоборот, как стремление
избегать всякого усилия. “У вэй” — означает
«недеяние», отрицание целенаправленной
деятельности, идущей вразрез с естественным
порядком. В процессе жизни необходимо
придерживаться принципа недеяния - принципа
увей. Это не бездействие. Это деятельность
человека, которая согласовывается с естественным
ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее
Дао означает пустую трату сил и приводит
к неудаче и гибели.Таким образом, даосизм
учит созерцательному отношению к жизни.
Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.
Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.
Дао
проявляется через обыденную
жизнь и воплощается в
Китайский буддизм – микс понятий.
Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там буддистских проповедников ещё в III веке до н. э., однако они не могут считаться достоверными.
Первыми
распространителями буддизма были купцы,
приходившие в Китай по Великому
шёлковому пути из центральноазиатских
государств. Монахи-миссионеры, вначале
из Центральной Азии, а позднее — из Индии,
появляются в Китае до II-III веков.
Уже к середине II века с буддизмом знакомится
императорский двор, о чем свидетельствуют
жертвоприношения Лао-цзы (основателю
даосизма) и Будде, совершенные императором
Хуань-ди в 165. По преданию, первые буддийские
сутры были привезены на белой лошади
в Лоян, столицу империи Поздняя Хань,
в царствование императора Мин-ди (58-76);
здесь же позднее появился первый в Китае
буддийский монастырь — Баймасы.
В
конце I века зарегистрирована деятельность
буддистов ещё в одном городе
позднеханьской империи — Пэнчэне. В нач.
II века была составлена «Сутра 42 статей»
— первая попытка изложения на кит. языке
основ буддийского учения.
Насколько можно судить по первым переведенным
буддийским. текстам, первоначально в
Китае проповедуется буддизм переходного
типа от хинаяны к махаяне, и особое внимание
уделяется практике медитации. Позднее
в Китае утверждается буддизм в форме
махаяны.
Первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм национальной китайской религии — даосизма. Это привело к возникновению легенды о «просвещении варваров», смысл которой в том, что ушедший на Запад основатель даосизма Лао-цзы якобы стал в Индии учителем Будды и подлинным основателем буддизма. Этой легендой пользовались даосы в своей полемике с буддистами. Подобное восприятие буддизма отразилось и в первых переводах на китайский язык буддийских сутр: в них зачастую индийский термин передавался через то или иное понятие даосской философии, что оказало значительное влияние на трансформацию буддизма в Китае. Напимер, бодхи (просветление) передавалось термином «дао» — путь, а нирвана — даосским понятием «увэй» — недеяние.